ГлавнаяОбществоЖиття

В полушаге от рая

Винницкая область могла бы стать настоящим раем для туристов – здесь есть и великолепные пейзажи, и памятники архитектуры на любой вкус, и занятные музеи. Правда, достопримечательностям явно не хватает «раскрутки», но, с другой стороны, любоваться некогда роскошными барскими имениями небольшой компанией без шума и толп туристов даже приятнее.

Дворец Грохольских в Вороновице
Фото: Катерина Липа
Дворец Грохольских в Вороновице

Окрестности Винницы, наверное, самый «английский» уголок Украины. «Английскость» заключается в изрядном количестве парков, окружающих великолепные дворцы. Насаждения, изображающие дикую природу, в свое время организовывались таким образом, чтобы создать прекрасный, словно произведение живописи, пейзаж – хоть в раму вставляй. По этой живой выставке и прогуливались господа былых веков, любуясь изменчивыми картинами природы. Хоть советская власть и повырубила часть парков, и с дворцами обходилась не особо бережно, но посмотреть все еще есть на что – глаза разбегаются, дорогу выбрать трудно, потому что хочется увидеть побольше. Но, возьмем себя в руки и для начала знакомства с прекрасными имениями отправимся на юг от Винницы.

Палладианство и планеры

Ближе всего к Виннице расположена Вороновица – некогда великолепное имение, от которого сохранился роскошный дворец и небольшой уголок парка. Первые владельцы, Грохольские, выстроили свое далеко не скромное жилище в наимоднейшем на то время (1780 г.) стиле – палладианском. Правда, эстеты XVIII в. несколько преувеличивали значение палладианства, считая его отдельным архитектурным стилем. На самом деле это один из вариантов классицизма – наиболее мягкий и изысканный. Английские архитекторы эпохи увлеклись трактатами ренессансного мастера Андреа Палладио и взялись проектировать дворцы согласно его системе пропорций. Считалось, что именно такие здания больше всего подходят к пейзажным паркам. Разумеется, примеру островитян последовали все модники Европы, а вместе с ними и владельцы Вороновицы. Грохольские наслаждались дворцом и парком почти сто лет и лишились его, как и многие польские дворяне после восстания 1863 г. Владелец имения чудом успел сбежать от правительственных войск, явившихся его арестовывать – помог надворный казак Иван Мистота. Вороновица, как и другие владения дворян-повстанцев, была конфискована и продана с торгов. Интересно, что для участия в подобных аукционах существовало условие: покупателями могли быть только великороссы, господа, стопроцентно верные империи. Ни дворянин-украинец (из потомков казацкой старшины), ни поляк, желающий спасти достояние попавшего в Сибирь родственника, права на покупку не имели.

Вороновица досталась Александру Можайскому – тому самому пионеру воздухоплавания, который изобрел актуальную поныне форму самолета: фюзеляж, крылья, хвост, шасси. На лужайках в парке Можайский экспериментировал с огромными воздушными змеями, становившимися все больше и совершеннее, пока не превратились в прообраз самолета – планер. И змеи, и планер запускались в воздух при помощи несущейся по парку галопом подводы. Сегодня во дворце расположен весьма занимательный Вороновицкий музей авиации и космонавтики, в котором есть и модели воздушных судов, и старые фотографии, и даже образцы еды космонавтов, упакованные в тюбики на манер зубной пасты.

В 20 километрах к югу от Вороновицы располагается еще более шикарное (и получше сохранившееся) имение – Немиров. Здесь тоже есть роскошный дворец, только выстроен он на сто с хвостиком лет позже вороновицкого и стиль его можно назвать неопалладианским – такой же частью историзма с его неоготикой, необарокко и прочими нео-придумками, как изначальное палладианство было частью классицизма. Дворец окружает отлично сохранившийся английский парк в своем эталонном виде. Под окнами – небольшой регулярный участок со стриженными живыми изгородями, газончиками и клумбами. Устраивать подобные насаждения придумали для того, чтобы психологически облегчить гуляющему переход от жесткой искусственной среды, дворца, к естественным красотам парка, изображающего из себя дикую природу. Сохранилось немного парковой скульптуры, стоящей в выстриженных из кустарников «нишах». В советское время на пьедестал, оставшийся от какой-то пострадавшей в годы революции нимфы, приспособили фигуру Володи Ульянова с буквариком в руке. Получилось весьма своеобразно, поскольку во всех остальных нишах стояли голые мраморные тетки.

Боковой фасад дворца княгини Щербатовой в Немирове
Фото: Катерина Липа
Боковой фасад дворца княгини Щербатовой в Немирове

А за регулярным парком простираются те самые любимые аристократией «дикие заросли в английском вкусе». На самом деле они вовсе не дикие: здесь тщательно рассчитаны контрасты обширных лужаек и групп деревьев и кустов, вертикальных крон с круглыми, расставлены композиционные акценты в виде больших одиноких деревьев, созданы скрытые от глаз уголки, где в годы процветания поместья можно было уединиться с книжкой или помечтать. Заказчицей всех этих красот выступила княгиня Мария Щербатова, происходившая из рода Потоцких. Она же устроила поблизости от парка спиртозавод, прославленный ныне водкой, одноименной городу. Кстати, Немиров княгиня тоже облагодетельствовала – выстроила гимназию, занималась бурной благотворительной деятельностью, помогала всем, кто нуждался в помощи. Мария Щербатова была кумиром горожан всех сословий. Может быть, именно любовь к милосердной княгине уберегла дворец от разграбления и разрушения, а парк от вырубки в лихие революционные годы.

В Немирове есть еще одно уникальное сооружение, которое стоит увидеть – одна из первых в Украине электростанций, выстроенная в конце ХІХ в. Забавно, что англоманка Щербатова выстроила здание, стилизованное под старинную английскую ферму. И пусть вас не вводит в заблуждение то, что электростанция с мельницей при ней стоит у воды – работает она на дизельном топливе. Мимо станции-фермы выезжаем на дорогу, ведущую в село Печера. Впрочем, никаких пещер не предвидится – только архитектурное великолепие.

Одна из первых в Украине электростанций
Фото: Катерина Липа
Одна из первых в Украине электростанций

Хогвартс в кустах

«Смотри, это же Хогвартс!» – восхищается приезжий ребенок. Здание, которому радуется дитя, вместе с изрядно запущенным парком и вправду похоже на декорацию к фильму в жанре фэнтези. Только это не школа волшебников, а… склеп. Точнее, роскошный мавзолей с просторной часовней на земле и собственно склепом под землей. Но местные жители все равно называют здание склепом Потоцких. Изящное соединение элементов различных исторических стилей и лихое использование бетона вместе с натуральным камнем – не стоит даже гадать, кто мог такое наворотить в 1905 г. Разумеется, это Владислав Городецкий. Кстати, сам он был мелким польским шляхтичем с Виннитчины, а с заказчиком, Константином Потоцким, подружился на почве страстного увлечения охотой. Существует легенда, что Городецкий не взял гонорар за проект, поскольку незадолго до этого Потоцкий подарил ему шикарное ружье и архитектор преподнес ответный подарок.

Печера, усыпальница Потоцких
Фото: Катерина Липа
Печера, усыпальница Потоцких

По сочной стилизации под средневековье легко узнать почерк Владислава Городецкого
Фото: Катерина Липа
По сочной стилизации под средневековье легко узнать почерк Владислава Городецкого

Погребальная урна в нише апсиды обозначает вход в подземный склеп
Фото: Катерина Липа
Погребальная урна в нише апсиды обозначает вход в подземный склеп

Еще один памятник архитектуры в Печере – очаровательная деревянная церковь Рождества Богородицы, выстроенная в 1762 г. Небольшой, кажущийся невесомым храм, стоит на высоком берегу Южного Буга. Здесь, над гремящей по каменным перекатам рекой, приятно обозревать великолепный пейзаж.

Церковь Рождества Богородицы в Печере очаровательна даже под дождем
Фото: Катерина Липа
Церковь Рождества Богородицы в Печере очаровательна даже под дождем

Из Печеры уже совсем недалеко до Тульчина – резиденции Станислава Феликса Потоцкого. Того самого, который выстроил для горячо любимой жены парк «Софиевку» в Умани, того, который за деньги (их хотелось все больше и больше) помог Екатерине ІІ угробить свою родину – Речь Посполитую. Дворец Потоцкого в Тульчине – роскошный и величественный образчик классицизма: огромный курдонер, мощный ритм колоннад, требуемое каноном стиля «спокойное величие» во всей красе. Идешь по длинной парадной аллее к дворцу и невольно начинаешь следить за осанкой.

Великолепный дворец Станислава Феликса Потоцкого в Тульчине
Фото: Катерина Липа
Великолепный дворец Станислава Феликса Потоцкого в Тульчине

По контрасту с помпезностью ансамбля – спрятанные под крышей портика гнезда ласточек
Фото: Катерина Липа
По контрасту с помпезностью ансамбля – спрятанные под крышей портика гнезда ласточек

Налюбовавшись дворцами, стоит поторапливаться в Винницу – успеть нужно до 21.00. И вот почему. В процессе прогулки по имениям как-то не хватает фонтанов, фейерверков и вообще буйной праздничности жизни в загородном дворце. Все это очень недурно может восполнить винницкий светомузыкальный фонтан, понемногу превращающийся в непременный туристический аттракцион. И дело даже не в том, что это самый большой плавучий фонтан в Европе, а в удовольствии от великолепного зрелища. Ритм, высота и конфигурация струй синхронизированы с хорошей музыкой и разноцветной подсветкой, а луч лазера превращает висящую над фонтаном водяную пыль в нереальное сверкающее облако. Шоу начинается в девять вечера, к этому времени набережная уже заполнена приодетыми по-праздничному людьми. И вечер после бурного дня превращается в праздник.

Светомузыкальный фонтан в Виннице лучше увидеть собственными глазами
Фото: Катерина Липа
Светомузыкальный фонтан в Виннице лучше увидеть собственными глазами

Катерина ЛипаКатерина Липа, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram