ГлавнаяКультура

Бонд мертв и доволен этим

В украинском прокате - новый фильм о Джеймсе Бонде, “007 Координаты Скайфолл” – о воскресении Бонда и старушке-Англии, плавно соскальзывающей с поезда современности.

Фото: B&H

Как было бы здорово, если бы фильм Сэма Мендеса, заявленный как лучшая часть “бондианы”, был самоироническим портретом Джеймса Бонда в лучах уходящей славы. Как было бы прекрасно, если бы в 2010-м году компания MGM не разорилась и съемки “Скайфолла” начались бы вовремя и не подоспели бы к 50-летию франшизы. И как было бы замечательно, если бы Мэндес не упоминал в своих интервью Кристофера Нолана и не смотрел его “Темного рыцаря”.

Но, к сожалению, все эти три фактора сошлись, и в итоге 23-й фильм о Джеймсе Бонде прогнозируемо стал одной из самых ожидаемых премьер 2012 года. Будут ли поклонники франшизы разочарованы – сказать пока сложно: за первый уик-энд в мировом прокате (кроме Штатов – там фильм выходит только 9 ноября) “Скайфолл” собрал внушительную кассу. Понятное дело, что и в США с кассовыми сборами все будет хорошо, следующие части “Бондианы” возьмется снимать все тот же Нолан и продюсеры будут довольны.

Но что станет с самим Бондом? Сможет ли он в каждом фильме воскресать, после нанесенных ему травм – не то физических, не то экзистенциальных? И самое главное – как долго способность Бонда восставать из пепла будет убедительной?

После смены исполнителя главной роли (читай, очередной реинкарнации любимого героя) создатели фильмов взяли курс на ретро – сейчас это в моде, да и впечатления от топорного сценария можно попытаться сгладить. Довольно бодро начав в “Казино Рояль”, в “Скайфолле” скатились к такому ностальжи, что сводит скулы.

В начале фильма Бонд участвует в погоне и – весьма символично – садится на старый мотоцикл, с которого в определенном смысле не слезает до самого конца. Весь “Скайфолл” – это, по сути, путешествие во времени, иногда самым очевидным образом прописанное в сценарии. “Куда мы едем?”, – спрашивает М. “В прошлое”, – отвечает Бонд, пересаживая героиню Джуди Денч в старую модель Астон Мартина. Этим самым Бонд, кажется, пытается “перезагрузить” свою жизнь и жизнь целой страны – старомодной работяги, в качестве единственного украшения своего рабочего кабинета признающей фарфоровых будьдогов, похожих на Уинстона Черчилля.

Все эти милые артефакты – Бонд, М, Астон Мартин, бульдоги, патриотизм – части мифологии “Бондианы”. Оказалось, что она хорошо смотрелась еще лет шесть назад, но сегодня даже попытки пошутить про взрывающиеся карандаши (“мы давно уже такого не делаем”) или пофилософствовать о том, что нынче любой умник со смартфоном может провести спецоперацию, заканчиваются провально. Сценаристы “Скайфолла” почему-то решили, что на милом ретро и противостоянии Бонда современному миру можно вытянуть два с половиной часа экранного времени, не заботясь об остальных составляющих сценария.

Фото: B&H

Только гештальт ретро-шпионов, в красивых костюмах на фоне красивых интерьеров закрыл еще “Шпион, выйди вон!” Томаса Андерсона. Никто, даже самый лучший Джеймс Бонд, не заменит Гэри Олдмана в стильном пальто и с умудренным взглядом из-под очков, а негодяй в исполнении Хавьера Бардема (пусть даже гениальный негодяй) не заменит призрака Холодной войны и наличия “крота” в святая святых британской госбезопасности.

Нажатием кнопки на смартфоне уже вдоволь напакостил другой персонаж из разряда артефактов, куда более удачно адаптированный под современность: профессор Мориарти из второго сезона бибисишного “Шерлока”.

К сожалению, в век сериалов, больше заботящихся о цельности сценария, чем сценаристы Бонда, последние безнадежно проигрывают. Очень сложно поверить, что в 21 веке (надеемся, действие “Скайфолла” происходит не в туманном безвремении), когда суперкрутые хакеры мизинцем ломают компьютерную систему МИ-6, никто из героев (и, очевидно, сценаристов) не смотрел других фильмов, и все действуют так, как будто мир возник вчера. Наверняка режиссер “Скайфолла” Сэм Мэндес заразился этим от последних фильмов Кристофера Нолана, в частности от последнего "Темного рыцаря".

Впрочем, при хорошем сценарии девственность мира Джеймса Бонда - мира без террористов и социальных сетей, без смартфонов и глобального потепления, но с чувством любви к Родине – при всей его разящей неактуальности, могла бы сработать. Но, к сожалению, даже песня Адель на красивых вступительных титрах и душераздирающие пейзажи оператора Роджера Дикинса не могут заменить “Скайфоллу” сюжет.

Роберт Макки, Атлант, на чьих плечах сегодня держится голливудская сценарная школа, во время своих лекций в Киеве сказал, что если после вашего фильма зрители обсуждают операторскую работу и саундтрек, ваш фильм обречен на провал. Новому Бонду провал не грозит, но в анналы истории он точно не войдет, пусть даже год его премьеры будет трижды премьерным для “Бондианы”.

Ну а если коротко: Дэниел Крэйг – все еще самый лучший Джеймс Бонд, Хавьер Бардем – самый лучший актер на роль архетипического зла, Роджер Дикинс - самый лучший оператор в мире, но лучший фильм про Бонда – “Казино Рояль”. А Сэму Мендесу пора возращаться домой – на Революшинари роуд.

В прокате с 1 ноября.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram