В результате, как утверждала сама Кучерова, из порошка возникало живое вещество. «А что тут особенного, - объясняла доцент, - перламутр-то из раковин добывают, а раковины ведь раньше живыми были. Вот они и сохранили свойства живого». Успешные эксперименты с живым и неживым позволили члену КПСС Кучеровой защитить диссертацию, положенный диплом учёного ей торжественно вручил ВАК.
Глухая история, скажете? Одинокий случай сопровождения глупости и невежества государством? Увы, всё не так. Были в той стране и другие специалисты, претендовавшие на мастерство Создателя, демиурга. Ольга Лепешинская из неживого создавала живое, Трофим Лысенко из озимой пшеницы умел создать рожь… много их было тогда, наглых и плохо образованных советских биологов и медиков, посягнувших на отмену основ природы и Божьей воли. А не соглашающиеся с этой дикостью биологи, генетики и врачи-исследователи шли в лагеря. Надолго. Или были казнены по приговорам чекистских двоек и троек. В начале восьмидесятых я имел счастье познакомиться в Москве с последним ветераном той эпохи, легендарным Владимиром Эфроимсоном. Выжил в лагерях и остался верен принципам настоящей науки.
Да, мы – оттуда. Из этих псевдонаучных глупостей и сопровождавшей их человеческой крови. Прошли десятилетия, многое изменилось. Здесь, в Украине изменилось. Мы захотели стать европейцами. Но – советские, мощные корни удерживают нас в прошлом. Давно упокоившаяся товарищ Кучерова оставила нам своих научных наследников, уже внучатых. Двадцать один год я и небольшая группа моих коллег пытаемся доказать очевидное. Не так давно усталый и тоскливый я обратился с такими словами к Президенту Украины: «Виктор Фёдорович, помогите! Двадцать лет я в одиночестве бьюсь головой о стенку, пытаюсь быть услышанным. Не мне помогите, детям, страдающим психическими заболеваниями и их семьям». Президент ответил мне искренне, эмоционально: «С этого дня вы уже не один. Сейчас нас двое!»
Был ли результат? Был издан указ Президента, требующий модернизировать, сделать более эффективной систему оказания психиатрической помощи детям. Что-то меняется… Под давлением родителей, гораздо более образованных, нежели застывшие в прошлом врачи, под нашим, психиатров и психологов давлением. Но короля играет свита, при всём своём желании Президент Украины не может решать конкретные проблемы в отечественном здравоохранении, чистить кадровые конюшни, писать диагностические стандарты и лечебные протоколы. Он может другое: проявить политическую волю и заставить ленивых или неумных управленцев уйти на пенсию. Или укладывать асфальт на дороги, если молоды и физически здоровы. Не проявил, увы. Не смог? Не захотел? Не знаю.
Мой рабочий день включает и такое: многочисленные телефонные звонки и «живые» посещения мам и пап, заподозривших некачественное, а иногда и варварское «лечение», назначенное врачами. Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов… Экзотические методики, категорически не имеющие никакого отношения к современной цивилизованной медицинской практике, обещания чудесного исцеления с помощью дельфинов, лошадей и резиновых шапочек, нашёптывания, неизвестные мировой науке медикаменты, способные исцелить даже детей с болезнью Дауна и т. д. и т. п. Третье тысячелетие от Рождества Христова, полёты автоматов на Марс и Венеру, успешная пересадка органов, эффективное лечение лейкемий у детей… Не у нас, не в Украине. 6-го сентября достаточно популярный телевизионный канал дал возможность печально известному в медицинских кругах профессору, почему-то считающему себя детским психиатром, сказать такое: зачастую именно прививки, вакцинация приводят к заболеванию ребёнка аутизмом; я не советую таким детям прививки!
Он, профессор, доктор медицинских наук, по-видимому не знает, что миф о взаимосвязи вакцинации с заболеванием аутизмом давно и твёрдо разоблачён наукой (настоящей наукой, не Академией медицинских наук Украины). В цивилизованной стране такой профессор был бы немедленно лишен права на медицинскую практику. Наступили бы и иные юридические последствия. Потому что всё сказанное профессором – ложь, необоснованная, научно не мотивированная ложь. На следующий день я имел шквал телефонных звонков. От перепуганных родителей, от возмущённых врачей (не только психиатров, но и педиатров, иммунологов). Прошли дни, Минздрав молчит. А меня преследуют журналисты, всё понимающие, ироничные, требующие сенсаций, настоятельно требующие от меня интервью, комментарий. Да что ж тут комментировать, профессор по-прежнему преподаёт психиатрию (так и преподаёт…). Консультирует, назначает «лечение». А главный психиатр Минздрава как всегда избегает что-либо комментировать в масс-медиа. Вот и я – не буду. Надоело. Всем обратившимся ко мне журналистам буду рекомендовать обращаться в Минздрав, к главному его психиатру. Или к самому Виктору Фёдоровичу Януковичу, он ведь обещал мне помощь. Поверьте, я устал, профессия Дон-Кихота – не из лёгких.