Так и длилась эта тихая борьба годами: после каждого обыска с изъятием Декларации Иван Алексеевич доставал из укромного места припрятанную заранее копию, делал ещё несколько рукописей, опять прятал… А советские дипломаты и юристы-международники в это время сообщали цивилизованному миру о своей искренней преданности соблюдению принципов Декларации.
Увы, история демагогии и лжи продолжается. Уже в независимом и почти демократическом украинском государстве. Сильны, по-видимому, и сегодня советские традиции, въелись они накрепко и в нашу кожу, и в наши души. Мы готовы подписывать всё, ничего не выполняя. Особенно, в сфере соблюдения прав человека. Цивилизованный мир рекомендует нам войти в клуб государств, проявляющих заботу о своих гражданах, имеющих особые потребности (инвалидах, в первую очередь), мы готовы. Входим, подписываем, обещаем, в нужные дни проводим классические времён СССР отчётные собрания и т. д. и т. п. А инвалиды наши живут всё также, трудно, одиноко и беспомощно, несмотря на подписанные государством Конвенции и Декларации. Поскольку мы, государство Украина, лжём и обещаем очень легко, привычно, выразительно.
Частный пример, ярко иллюстрирующий ситуацию. 18 лет в Киеве успешно работал медицинский колледж (прежде – техникум), дававший среднее специальное образование слепым и глухонемым юным украинцам. Никогда, ни разу не получивший финансовой и материальной помощи от государства. За эти 18 лет мы, государство Украина, подписали немало всевозможных Конвенций и Деклараций, не раз и не два отчитались о их выполнении. Сообщив собратьям по цивилизованному клубу ООН, Совета Европы и др. о неукоснительном выполнении и жарком желании помогать своим инвалидам впредь. И – лишили лицензии, т. е. закрыли уникальный медицинский колледж, такая у нас в Украине социальная реабилитация инвалидов, твёрдая, последовательная и очень эффективная. Кто закрыл? Министерство образования, призванное сеять в стране доброе и вечное. Знал ли об этом господин Министр? Не просто знал, лично участвовал.
У же в ближайшие годы можно существенно улучшить ситуацию с соблюдением стандартов, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН шесть десятилетий назад. В то же время должны осознать, что достичь успеха мы сможем лишь с помощью тесного сотрудничества государства и общественности путем постоянного диалога власти и общества.
— Виктор Янукович, Президент Украины
Понимаю, будет скандал. Братья по клубу (ООН, Совет Европы и проч.) такой бессмысленной гадости нам не простят. В ежегодных рапортах о нарушении прав человека в Украине появится и такой раздел: «Нарушение прав людей с особыми потребностями». К хору зарубежных осуждающих голосов присоединится наша политическая оппозиция, ищущая любых вшей на теле нашей политической власти, будет бесконечная склока и столь же бесконечный пиар на проблеме «бедных наших украинских инвалидов». Но и власть, в лице наших министров, и оппозиция в лице столь же равнодушных министров с приставкой «экс», реально ничего доброго и полезного для наших инвалидов не сделают. Поскольку добро, настоящее, созидательное добро делать не умеют.
Иван Алексеевич Кандыба давно умер. И Всеобщую декларацию прав человека в Украине не изымают. Даже в тюрьмах и колониях. Давно умер и полковник Помаз, этнический украинец, руководивший специальным подразделением КГБ, контролировавшим политические лагеря на советском Урале. Да и самого СССР давно уже нет. А традиция, как видите, осталась. Жива. Только обслуживают её парни с другими именами. Преемственность крепка, увы.