Наши прогнозы отчасти сбылись. Сюрпризов было больше неприятных, чем приятных: все самое важное забрали Вайнштейны и их сказка про пингвина, пардон, про Георга VI. «Социальная сеть» взяла сценарий, монтаж и саундтрек. Все остальное забрали Нолан и «Алиса в Стране Чудес».
Ниже – список лауреатов, небольшой репортаж и короткие выводы.
Лучшим фильмом был назван «Король говорит!», как и мы и прогнозировали.
«Оскар» за лучшую режиссуру получил Том Хупер за фильм «Король говорит!», чего мы не прогнозировали.
Финчер так и останется одним из лучших режиссеров нашей с вами суровой современности, а вот Хуперу будет сложно держать планку, получив «Оскар» на таком раннем этапе своей карьеры. Возможно, лоббисты Вайнштейны своими стараниями оказали ему медвежью услугу – теперь за его творчеством будут следить особо тщательно. Тут уж третьего не дано: или снять свой «Аватар» (метафорически выражаясь, конечно), или податься в садовники, например.
Лучшая мужская роль у Колина Ферта. Он очень органично смотрелся с «Оскаром». Всегда бы так.
Номинацию за лучшую женскую роль вышел представлять очаровательный Джефф Бриджес, наговорил всем приятного и вручил «Оскар» Натали Портман.
Призы за роли второго плана, мужскую и женскую, соответственно, ушли к Кристиану Бейлу и Мелиссе Лео, которые сыграли экс-боксера-нынче-наркомана и его хваткую мать в фильме «Боец» Дэвида О. Расселла. Женскую роль вышел представлять 94-летний Кирк Дуглас, наговорил дамам кучу комплиментов и кокетничал с Энн Хэтэуэй, ведущей церемонии: где ты была, мол, когда я в кино снимался.
Лучшим оригинальным сценарием был признан сценарий Дэвида Сайдлера к фильму «Король говорит!». Сайдлер вообще очень трогательную речь говорил, сказал, что принимает эту награду от имени всех заик мира, и поблагодарил Королеву Елизавету за то, что она его за «f-words», вложенные в уста Его Величества, в Тауэр не посадила. Все нецензурные «F-words», к слову, все-таки вырезали из прокатной версии «Короля», что расширило его аудиторию, а значит, еще принесет немало дивидендов в просторные карманы братьев Вайнштейн.
Лучший адаптированный сценарий весьма справедливо и заслуженно – у Аарона Соркина за «Социальную сеть».
Лучшая музыка к фильму: Трент Резнор и Аттикус Росс за саундтрек к фильму «Социальная сеть». Этим, видимо, Киноакадемия компенсирует свой консерватизм по отношению к самому фильму.
Лучшая песня: самая странная номинация, потому как, кому Оскар ни дай, песни эти никто на следующий год не помнит (и фильмы-то не всегда запоминают). Но все выходят и старательно поют, чем вгоняют в сомнамбулическое состояние всех, что живет в часовых поясах после Гринвича и смотрит трансляцию церемонии награждения. «Оскар» ушел песне «We Belong Together» из третьей «Истории игрушек».
Анимационные категории вышли представлять Джастин Тимберлейк и Мила Кунис, которые сами по себе были похожи на мультяшных персонажей. Тимберлейк попытался было прикинуться Бэнкси, которого все ждали и которого так не хватало на этой скучной церемонии, но как-то не сложилось. Итак, лучший полнометражный анимационный фильм: «История игрушек - 3». На фоне всех восторгов по поводу него – неудивительно, что он выиграл. Лучший короткометражный анимационный фильм: «Потерянная вещь».
Лучший фильм на иностранном языке: «Месть» Сюзанн Бир (Дания).
«Оскар» за лучшую операторскую работу и стал одним из неприятных сюрпризов: Роджер Дикинс проиграл оператору «Начала», Уолли Пфистеру. Не иначе, Нолан подсадил киноакадемикам эту зловредную идею, пока они спали.
Лучший монтаж: «Социальная сеть».
Лучшая работа художника-постановщика: «Алиса в Стране Чудес».
Лучшие костюмы: «Алиса в Стране Чудес».
Лучший грим: «Человек-волк» (мы загадывали «Алису», но ее, как выяснилось, вообще не номинировали).
Лучший звук: «Начало».
Лучший звуковой монтаж: «Начало»
Номинация за лучшие визуальные эффекты была объявлена голограммой Боба Хоупа и Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном нового поколения (Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу, то есть). Выиграло «Начало», конечно же.
Лучший документальный фильм: «Внутреннее дело». А жаль, мистер Брэйнвош на красной дорожке сказал, что Бэнкси где-то рядом и что-то, да произойдет. Но Опра Уинфри, которая вручала награду в этой номинации, и Бэнкси – это, конечно, ребята из разных вселенных.
В конце вышел Спилберг с длинной речью (в которой ненароком помянул «Гражданина Кейна», чтобы мы поняли намек и не расслаблялись) и вручил главный «Оскар». А потом вышли дети и запели хором. Занавес.
Краткие выводы:
- Империя нанесла ответный удар, это правда. Триумф Кэтрин Бигелоу в прошлом году – счастливое исключение, подтверждающее правило.
- «Социальная сеть» – это действительно «Гражданин Кейн» наших дней. Он в свое время тоже только за сценарий награду получил. А Орсон Уэллс был награжден только почетным «Оскаром» через тридцать лет после этого фильма. Так что, мистер Финчер, ничего не планируйте на один из вечеров февраля 2041 года.
- «Оскар» стареет и его церемонии становятся все скучнее с каждым годом. И даже молодые ведущие – Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко – не спасли ситуацию. Энн хоть как-то еще старалась, но у Франко то ли роли такие ругательные все время, то ли сам он такой неинтересный – его хотелось кем-то заменить все время. Сначала на эту роль напрашивался Кирк Дуглас, живее всех живых, потом голограмма Боба Хоупа, а потом Билли Кристалл, который за свой коротких выход показал, как нужно вести «Оскар» на самом деле.
На этом заканчивается сезон наград и начинается календарная весна. Ура.