Не смотря на то, что месяц назад «Золотые глобусы» по самым важным номинациям забрал фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть», именно картина Хупера, «Король говорит!» (или «Речь короля», если дословно перевести название) оказалась фаворитом в гонках за главными голливудскими «слонами». Перед этим она победоносно прошлась по церемониям награждения от разнообразных гильдий (американские продюсеры, режиссеры и сценаристы уже выбрали этот фильм главным в своих областях – а это, как известно, залог успеха на «Оскарах», потому как члены Киноакадемии являются членами этих самых гильдий и голосуют по соответствующим номинациям), а также Британской Киноакадемии, которая, не постеснявшись, отдала «Королю» все главные награды.
Это незатейливая история о том, как наследник Британского престола боролся с собственным заиканием и детскими комплексами, чтобы стать достойным королем своей страны и продолжить славную традицию монархии, которая, правда, несколько видоизменилась: раньше все благородно скакали на лошадях, теперь от монарха требуется быть лишь умелой медиа-фигурой.
Речь идет о Георге VI, взошедшем на престол после того, как его старший брат Эдвард отрекся от оного, чтобы беспрепятственно жениться на любимой женщине (она была дважды разведенной американкой, от такого нахальства лопнул бы фундамент Вестминстерского аббатства, что и говорить).
Еще до коронации, будучи пока еще Герцогом Йоркским, принц Альберт (Колин Ферт) тщетно пытался бороться с заиканием на протяжении всей своей жизни, а его жена, будущая королева Елизавета (Хелена Бонэм Картер), искала все новых и новых логопедов, пока в один ненастный день не пришла к некому Лайонелу Логу (Джеффри Раш), специалисту по речи, который подходит к процессу лечения неортодоксальным образом – налаживает с пациентом почти что дружеские отношения, валяет того по полу, заставляет кричать гласные в окно и читать монологи из «Гамлета», пока в ушах у того гремит классическая музыка.
Стоит ли говорить, что именно неортодоксальное лечение помогает Берти (так его называют члены семьи и Лайонел) справиться с собой и особенностями своего речевого аппарата, полностью зависимого, как выяснится по ходу дела, от детских переживаний – папа не разрешал строить самолетики, няня морила голодом, в детстве переучивали с левши на правшу. И только наступив на горло собственному снобизму, Альберт придет к гармонии с самим собой, взвалит на себя тяжкое бремя Британской короны и произнесет решающую речь по радио (в честь чего и назван фильм), в которой объявит войну Германии.
Из этого фильма можно сделать, по крайней мере, один вывод. Похоже, на вручении «Оскаров» нас ждет триумф зрителя над профессионалом – а иначе объяснить то, что «Король говорит!» вышел в фавориты состязаний за «Оскары» практически под самый занавес этих состязаний, – сложно.
Дело в том, что «Король говорит!» – это своего рода апофеоз зрительского кино в его наипростейшем понимании, то есть, кино, бьющего исключительно на эмоциональную составляющую, на жалость, в общем. В этом случае не предполагается, что зрителю придется думать во время просмотра: все, что ему будет нужно – это чувства, чтобы сопереживать главному герою, которому досталась нелегкая ноша голубой крови и корона Британской Империи в нагрузку.
Будучи одним из самых беззубых фильмов последних лет, «Король говорит!» и сам обезоруживает донельзя: ведь его даже не за что поругать. Там практически идеальная операторская работа, остроумные диалоги, прекрасная музыка, и, наконец, замечательные актерские работы – от Хелены Бонэм Картер и Джеффри Раша, которые были отмечены премиями Британской киноакадемии, до Колина Ферта, который наверняка за эту роль получит «Оскар», и, чует мое сердце, неровен час, когда та, чьего отца он сыграл, жалует ему рыцарский титул.
Железные лапы братьев Вайнштейнов, продюсировавших этот фильм, конечно же, не только выдернут нужные награды из цепких рук киноакадемиков, но и вытряхнут нужную кассу из американского кинопроката: для этого они даже собирались вырезать (но, кажется, так и не вырезали) из фильма самое интересное – сцены, когда Его Высочество громко и нецензурно бранится (эмоциональные ругательства и песни – единственное, что Берти может произнести, не заикаясь), – затем, чтобы получить нужный рейтинг от кинопрокатчиков, и увеличить количество зрителей за счет детей до 17 лет.
Секрет успешного просмотра этого фильма кроется, как и следовало ожидать, в главном герое: заносчивому принцу Альберту приходится переступать через свой снобизм, чтобы позволить какому-то логопеду-австралийцу, пусть даже и талантливому, фамильярничать и запрещать курить. То же самое остается делать и нам – отбрасывать всяческий критический взгляд и предаваться сентиментальным ощущениям на протяжении двух часов экранного времени. Берти после этого смог толкать важные для своего народа речи, а мы просто кино хорошее посмотрим.
Тем не менее, мой внутренний сноб, усыпленный Томом Хупером, шепчет: нет ничего легче, чем вызывать сочувствие у зрителей. И он прав: режиссура Хупера зиждется только на способности зрителя к эмпатии, никаких умозаключений он сделать не предлагает. В самом деле, этим фильмом можно было бы заменить тест Войта-Кампфа из «Бегущего по лезвию»: если вы не сочувствуете Берти, значит вы – андроид.
После того, как все прошлогодние «Оскары» в важных номинациях ушли Кэтрин Бигелоу и ее фильму «Повелитель бури», промелькнула мысль, что в следующем году Империя нанесет ответный удар и награжден будет продукт целлулоидного сознания в чистом виде – кино либо политкорректное, либо не напрягающее утомленный политкорректными дрязгами зрительский мозг. И вот прогноз сбывается: идеальный до тошноты и незамысловатый «Король говорит!» стоит первый в очереди за позолоченными болванами.
В самом фильме есть отличный диалог между героями Джеффри Раша и Колина Ферта: когда первый отмечает, что было бы уместнее, если бы в его кабинете они были на равных (не нанятый врач и принц, который оказывает ему честь своим присутствием, а врач и пациент), второй отвечает: «Если бы мы были на равных, меня бы здесь не было. Я сидел бы дома с женой, и никому бы не было до этого дела». Действительно, а что было бы, если бы история о человеке, преодолевшем заикание и поднявшемся вследствие этого на определенную карьерную ступень, не была основана на реальных событиях (хоть и со слегка перекроенными историческими фактами) из жизни Британских монархов? Ответ, я думаю, более, чем очевиден.
Вместе с этим, история, как известно, сослагательного наклонения не терпит, а если и терпит, то берет за это дорогую плату, причем самовывозом из театра «Кодак» в Лос-Анджелесе.
Последнее можно будет наблюдать уже в это воскресенье, 27-го, а посмотреть сам фильм «Король говорит!» – в ограниченном прокате, с 24 февраля.