ГлавнаяОбществоЖиття

Одесские моряки должны стать наркоторговцами, чтобы вернуться домой

От украинских моряков, томящихся в венесуэльских тюрьмах по обвинениям в наркоторговле и связях с наркомафией, требуют письменно признать свою вину. Такое условие выдвинул официальный Каракас - иначе их не отправят на родину, сообщил "Сегодня" руководитель группы по межпарламентским связям с Венесуэлой Евгений Царьков.

По его словам, сотрудники отечественного МИДа и Службы внешней разведки "обрабатывают" заключенных - капитана и второго помощника судна "Би Атлантик" одессита Владимира Устименко и херсонца Юрия Датченко, а также туристку из Одессы Оксану Ю. (фамилия не указывается по просьбе родственников. - Авт.), чтобы они согласились на требования венесуэльцев, которым признание необходимо по политическим соображениям.

Мать Оксаны Елена Ю. подтвердила слова нардепа: "К ней в тюрьму приходили люди в черных костюмах из нашего консульства в Бразилии, настаивали на том, чтобы во всем созналась, и тогда, мол, ее экстрадируют. Она отказывается". "Наши ничего признавать не будут, потому что они невиновны. Мы добиваемся, чтобы их выдали Украине, и просим Януковича о помиловании", - рассказала дочь Владимира Устименко Наталья. Окончательное решение об экстрадиции должно было быть принято 10 сентября, в ходе визита в нашу страну главы венесуэльского МИДа Николаса Мадуро, однако, по словам главы информационного департамента МИД Украины Олега Волошина, приезд отложен на неопределенный срок. В любом случае, говорит О. Волошин, возвращение наших соотечественников не означает, что здесь их выпустят на свободу. "Мы должны уважать решение суда суверенного государства, - заявил дипломат. - Мы уже добились, чтобы им зачли срок, проведенный в тюрьме до суда, то есть фактически им осталось сидеть 6, а не 9 лет. Ведутся переговоры с венесуэльской стороной о сокращении срока заключения до 2 лет".

В свою очередь, адвокат Валерий Судаков рекомендовал морякам подписывать все, что от них требуют: "Главное сейчас - вытащить их. В Украине же можно отказаться от признания. Во-первых, это непроцессуальный документ, во-вторых, подписание его было единственной возможностью вернуться домой". Юрист напомнил об истории моряков с танкера "Навстар-1", которых в 2003 году иракский суд осудил на 7 лет за контрабанду топлива. После их выдачи украинские суды 1-й и 2-й инстанций подтвердили вердикт иракских коллег, а Верховный - освободил.

Напомним, В. Устименко и Ю. Датченко были задержаны 13 августа 2007 года в порту Маракайбо по подозрению в причастности к незаконной перевозке 128 кг кокаина. Наркотики нашли в подводной части балкера, при том, что водолазного сооружения на судне не было. Моряки наотрез отказались признавать свою вину, за что и получили максимальный срок по венесуэльским законам - 9 лет. Вердикт вынесли 13 августа 2010. Отметим, что осудили наших земляков не за наркоторговлю, а за "связь с наркомафией". Оксану Ю. арестовали в декабре 2006-го. Вместе с подругой из России она отдыхала на о. Маргарита. Накануне отлета домой у них сломались абсолютно новые чемоданы. Администрация отеля подарила гостьям новые, в которых потом полиция нашла 2 кг кокаина. Оксана утверждает, что невиновна, и до сих пор ждет суда.

Надо сказать, что условия в венесуэльских тюрьмах гораздо хуже, чем в украинских. В камере, где Ю. Датченко и В. Устименко сидят еще примерно с 80 заключенными, царит жуткая антисанитария. Кроме того, узники должны сами оплачивать себе питание и воду. Речь идет о $3000 ежемесячно на человека. "Судовладелец согласился передавать им деньги до конца сентября, потом он умывает руки", - говорит Наталья Устименко. А в колонии на острове Маргарита, где находится Оксана Ю., всем заправляют криминальные авторитеты и не редкость кровавые бунты. Во время одного из них, в 1995 году, погибло 196 зэков.

Эксперт в сфере безопасности морских перевозок Михаил Войтенко утверждает, что Венесуэла давно является мировым лидером в государственном пиратстве. "Главным коньком стали наркотики, которые по одному и тому же сценарию власти "находят" на судах, готовящихся к выходу из венесуэльских портов. Суда задерживаются, экипажи арестовывают, а судовладельцы платят выкуп, штраф или, как в случае с "Би Атлантик", судно конфискуют", - говорит он.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram