Если можно, несколько слов об обстоятельствах Вашего прихода в МОН? Чья это была инициатива?
Я предложил свои услуги специалиста в сфере инвестиций и инновационной деятельности нашему новому премьер-министру, под руководством которого успешно работал при
предыдущих правительствах Виктора Януковича. Мне было предложено заняться активизацией внедрения достижений украинской науки, усовершенствованием соответствующей нормативно-правовой базы и созданием
необходимой институциональной инфраструктуры.
Первоначально обсуждалось мое возвращение в Госагентство по инвестициям и инновациям (Госинвестиций). Но, поскольку было принято решение сосредоточить деятельность Госинвестиций на модернизации
предприятий реального сектора экономики, мне был предложен пост заместителя Министра образования и науки.
Насколько справедлива, на Ваш взгляд, критика этого назначения со стороны членов НСНУ?
Критика, о которой Вы упоминаете, на мой взгляд, является проявлением недобросовестной конкуренции в самой партии НСНУ. Конечно, меня огорчает, что мое назначение
используют для осложнения деятельности моей жены. Особенно если учесть, что эти два обстоятельства никак не связаны – политическая деятельность моей жены не имеет ничего общего с моим назначением. Да
и работа моя в министерстве никоим образом не пересекается с образованием, языковой политикой. Тем более она не касается исторических исследований министра, которому я подчиняюсь. Я не историк и не
политолог, поэтому не берусь оценивать профессиональную позицию Дмитрия Табачника как ученого и автора книги, которую я, кстати, до сих пор не прочитал. Если и есть основания для полемики, то их
увидит скорее не системотехник или инвестиционный менеджер, коими я являюсь – это дело специалистов в области истории и других гуманитарных наук. Но, как минимум, одно мне очевидно – украинофобия как
и любая другая фобия, особенно с национальным уклоном, есть вещь крайне опасная. И, кстати, уголовно наказуемая! И очень странно, что с нею борются не правовыми, а политическими методами. Возможно,
это потому, что доказательная база для обвинений слабенькая? И уж точно я против втягивания в эту публичную дискуссию студентов с их большим энтузиазмом и пока еще поверхностными
знаниями.
Какое направление деятельности МОН Вы будете курировать, работу каких ведомств будете координировать?
Сфера моей деятельности – это обеспечение развития украинской экономики и социальной сферы на основе внедрения достижений науки, поиск инновационных решений проблем
экологии. Передо мной стоит задача развития инновационной инфраструктуры. Я отвечаю как за организационные аспекты инновационной деятельности, так и за создание институтов и инструментов
инвестирования инновационного процесса.
В министерстве я буду работать с теми подразделениями, которые, занимаются инновационной и научно-технической деятельностью, трансфером технологий. Но моя работа не будет ограничиваться руководством
этими подразделениями министерства – необходимо также будет координировать работы по реализации инновационной политики как внутри министерства, так и за его пределами.
Какие основные задачи Вы ставите на новом посту перед собой и своими подчиненными? Каких целей хотите достичь?
Наиболее важным и трудоемким из того, что нам предстоит сделать в ближайшее время, безусловно, является создание институтов национальной инновационной системы и национальных инновационных кластеров.
В прошлом году, еще во времена моей работы в Госинвестиций, мы инициировали рассмотрение Национальной академией наук Украины вопроса о создании национальных инновационных кластеров. Ведущие ученые
страны – Президиум НАНУ признали целесообразным создание национальных инновационных кластеров, утвердили соответствующие рекомендации и даже определили научные учреждения, которые выступят
учредителями этих кластеров. Сейчас необходимо организовать взаимодействие институтов НАН Украины, университетов, частных и государственных предприятий для разработки Стратегий инновационного прорыва
по уже определенным законодательством приоритетным направлениям и ее реализации. Нам необходимо в Украине создать тот симбиоз научных учреждений, учебных заведений, производственных предприятий,
бизнес-структур, который во всем мире показал себя как очень эффективная конструкция для внедрения достижений науки, для организации масштабных производств инновационной продукции.
Означает ли Ваше назначение, что центр инновационного развития переместится в МОН? Как будут выстраиваться отношения министерства с Госинвестиций?
Считаю, что создание моноцентрической инновационной системы сегодня в Украине нецелесообразно. Страна стоит перед реальной угрозой техногенных катастроф. Все сферы
жизни требуют инновационных решений! Поэтому решение руководства Кабмина о том, что Госинвестиций будет заниматься модернизацией существующей энергетической, коммуникационной, транспортной и другой
инфраструктуры я принял не только спокойно, но и с удовлетворением, поскольку решение этих задач крайне важно для страны – до Украины инновационной, до экономики, построенной на знаниях, еще дожить
надо… Хотя, конечно, новое предназначение Госинвестиций отличается от того, как я видел этот государственный орган, когда инициировал его создание… Но это мелочи, сегодня важно, чтобы Министерство
образования и науки совместно с Национальной академией наук обеспечили создание сети национальных инновационных кластеров для обеспечения научно-технического и инновационного развития в соответствии
с приоритетами, определенными законом «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине». Этот проект я называю «Україна – країна 10 інноваційних столиць». По моему убеждению, только
такая модель научно-технического и инновационного развития Украины способна дать адекватный ответ на вызовы, которые сегодня стоят перед страной.
Будете ли Вы оставаться главой наблюдательного совета Национального депозитария?
Вы задали очень непростой для меня вопрос. С одной стороны, моя миссия в Национальном депозитарии выполнена. Мне и моим коллегам удалось создать центральный депозитарий страны – центральный институт
национальной инвестиционной системы и национальных рынков капитала, роль которого в цивилизованной рыночной экономике не менее важна, чем роль центрального банка. Это беспрецедентный в украинской
истории случай – нам удалось преодолеть сопротивление отечественных олигархов и заморских консультантов, чужую некомпетентность и собственный непрофессионализм, дефицит средств и простую человеческую
зависть! Но мы его построили, запустили и обеспечили бесперебойную работу! С огромным трудом, потратив на это больше десяти лет и заметную сумму не только бюджетных, но и собственных средств, но –
построили! Уникальным в этом проекте есть и то, что мы его построили для страны, а не для себя лично – десятки раз возникала возможность приватизировать Национальный депозитарий, но я сумел сам
удержаться от соблазна и коллег своих удержать…
Моя работа в МОН напрямую не связана с деятельностью Национального депозитария, но наше ведомство отвечает за внедрение новых технологий во всех сферах жизни, в том числе связанных и с модернизацией
рынков капитала Украины. Учет ценных бумаг, биржевая торговля, фондовый рынок – сегодня это высокотехнологичная индустрия, которая должна быть построена на самых современных компьютерных технологиях
и инструментах финансового инжиниринга. У меня нет сомнения в том, что украинские ученые могут привнести в развитие отечественных рынков капитала немало инновационных решений.
Кроме того важно понимать, что инфраструктура рынков капитала является тем фундаментом, на котором только и может строиться эффективное производство любой продукции. Будь то производство кастрюль,
удобрений, труб большого диаметра или принципиально новых инновационных продуктов. Эффективно работающие рынки капитала – базовое условие инновационного развития Украины, без них это развитие просто
невозможно.
Что касается поста главы набсовета НДУ, то сказать по правде, я никогда не стремился сохранить себя на этом месте, я всегда боролся за сохранение самого Национального депозитария Украины.
Поскольку НДУ находится в доминирующей государственной собственности (86% уставного капитала принадлежит государству), решать кто и чем будет управлять в НДУ будет правительство.
Я готов передать управление Национальным депозитарием в другие руки. Но это вовсе не означает, что я буду безучастен к дальнейшей его судьбе, так как создание Национального депозитария – наиболее
сложный и продолжительный проект в моей жизни. Соответственно отношение у меня к нему, как к трудному ребенку, особенное!
А какова судьба Ваших инициатив по развитию инфраструктуры рынка капитала Украины?
Аннулирование правительством Юлии Тимошенко концепции Госпрограммы модернизации рынков капитала и Госпрограммы развития Национальной депозитарной системы Украины, которое инициировали Александр
Гинзбург, Анатолий Балюк и Георгий Берадзе – я считаю большой ошибкой. Собственно, несогласие с этими решениями правительства и было причиной моей отставки с поста председателя Госагентства по
инвестициям и инновациям. Я надеюсь, что эти госпрограммы нынешним правительством будут восстановлены. Безусловно, в нынешних непростых экономических условиях необходимо будет искать новые источники
финансирования для реализации таких комплексных программных. Но я считаю, что системная работа в этом направлении обязательно должна быть продолжена. Тем более, что госпрограммы, о которых идет речь,
были приняты правительством в период, когда им руководил действующий Президент Украины Виктор Янукович по предложению сегодняшнего главы правительства. А приостановлены они были безо всяких оснований
и объяснений правительством, руководимым их основным политическим оппонентом…