ГлавнаяОбществоЖиття

Противоздушный вираж

Украинские правоохранительные органы получили беспрецедентный запрос от следственного департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан с просьбой помочь в уголовном деле, которое возбуждено еще в августе 2008 года против должностных лиц тамошнего Министерства обороны. Как утверждается в письме, «уголовное дело политических целей не преследует», а связано с «фактом халатного отношения должностных лиц казахстанского оборонного ведомства к службе, повлекшее тяжкие последствия».

Казахстанские комитетчики обвиняют своих военных в том, что 1 марта 2007 года в рамках реализации Государственной программы развития Вооруженных сил Республики Казахстан на 2006-2010 годы они заключили контракты с Украиной на поставку одного зенитно-ракетного комплекса С-300ПС и 24 зенитных управляемых ракет к ним типа 5В55Р. Следователям не нравятся условия, на которых казахстанские военные покупали технику у Украины. Хотя странно: в этом, 2009 году Минобороны Казахстана планирует купить десять дивизионов С-300. Но уже у России. И в два раза дороже…

Практически все ЗРК, находящиеся на вооружении украинской армии, отработали установленные сроки до проведения капитального ремонта. Предприятий-разработчиков, изготовителей или ремонтных предприятий, которые могли бы осуществлять ремонт зенитного ракетного вооружения нового парка с замкнутым циклом производства, после распада Советского Союза в Украине не осталось. Начиная с 1993 года, Украина постоянно просила Россию помочь в продлении эксплуатационного ресурса зенитных управляемых ракет, а также в модернизации самих систем. Но военные и промышленники двух стран смогли договориться лишь по крайне ограниченному перечню проектов.

В таких условиях военное руководство Украины решило, что наиболее оптимальный путь для поддержания боеспособности зенитно-ракетного вооружения – освоить на отечественных мощностях восстановительный ремонт и модернизацию ЗРК С-300П. Интегратором этой деятельности выступает госпредприятие «Укроборонсервис» – дочернее предприятие ГК «Укрспецэкспорт», которое в кооперации с предприятиями оборонного ведомства способно за год восстановить боеготовность четырех дивизионов ЗРК С-300.

Но пока такая работа была проведена лишь для двух дивизионов С-300 для украинской армии – у оборонного ведомства традиционно нет денег на оплату этих работ. Третий из восстановленных дивизионов С-300 и ракеты к нему были проданы в Казахстан летом 2008 года. Казахстанские военные это вооружение приняли, и, казалось бы, впереди – лишь стандартная процедура боевой подготовки и поддержания боеготовности этого эффективного вооружения…

Казахстанская «предъява»

Теперь – снова о письме, которое пришло от казахстанских прокуроров в Киев. В письме, среди прочего, содержится простое требование – допросить всех участников этого контракта с украинской стороны (по перечню из трех десятков вопросов), в частности «выяснить, при каких обстоятельствах и как была реализована военная техника, кем были установлены ценовые предложения и спецификация зенитно-ракетного комплекса, на основании каких документов была установлена стоимость комплекса С-300 ПС и 24 ракет 5В55Р». К ответам необходимо приложить копии соответствующих документов.

Кроме того, казахстанские следователи просят произвести в государственном предприятии «Укроборонсервис» выемку копий юридических и правоустанавливающих документов, а еще «провести налоговую проверку в ГП «Укроборонсервис» на предмет достоверности произведенных расчетов указанного предприятия с Министерством обороны Республики Казахстан по закупке ЗРК С-300 ПС и ракет, а также установить движение денежных средств предприятия «Укроборонсервис» по рассматриваемой сделке (к ответу приобщить копии налоговой отчетности)».

Главный посыл, который якобы должен подтолкнуть украинских следователей на такую активность, – это то, что «Поставленные украинской стороной зенитный ракетный комплекс и зенитные ракеты были произведены в 1986 году. Согласно материалам уголовного дела, указанный комплекс имеет 8 тысяч 860 часов наработки, что не соответствует установленным срокам использования данного изделия, ресурс изделия выработан, при испытании ЗРК одна из ракет отклонилась от курса и самоликвидировалась. Кроме того, согласно экспертному заключению, стоимость одной ЗУР «5В55Р» завышена, чем причинен существенный вред государству».

Письмо Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, отправленное украинским коллегам, по сути, беспрецедентно. Ведь все нюансы, связанные с техническими вопросами по С-300, могут решаться в рамках легитимного и официального контракта между «Укроборонсервисом» и Минобороны Казахстана. Но почему этот путь Астаной не использован?

Наберите в любом Интернет-поисковике три слова – «Казахстан», «оружие» и «скандал», и почитайте на эту тему публикации из местной прессы. Там идет целая череда разбирательств, связанных с «переоценкой» едва ли всех оружейных контрактов, подписанных с Минобороны в 2006–2008 годах. Причем для всех родов войск – включая как ПВО, так и спецподразделения, сухопутные части. Как утверждается, они нацелены на выявление «…причастности отдельных генералов и полковников к коррупционным правонарушениям. Их, во исполнение требований главы государства, следует немедленно отстранить от занимаемых должностей».

Среди примеров – закупка в огромном количестве для спецчастей ночных прицелов, которые потом так и не использовались. Или модернизация БТР-70, за которую заплатили дважды. Или разработка новых артиллерийских систем совместно с Израилем. За этот проект на днях в Алма-Аты задержали израильского бизнесмена Бориса Шейнкмана – посредника между израильской оборонной промышленностью и Минобороны Казахстана. Считается, что благодаря его дружбе с вице-министром обороны Казахстана генерал-лейтенантом Кажимуратом Маермановым израильский концерн ТААС получил заказ на системы залпового огня «Найза», а фирма Soltam systems – на самоходную гаубицу «Семсер». Но хорошо оплаченные и полученные системы требует доработки. По крайней мере, так утверждают проверяющие.

Впрочем, все эти проявления оружейного накала могли бы считаться внутренним делом Казахстана. Если бы они не докатились до Украины. Вкупе с требованиями изъять документы у украинских спецэкспортеров. Что вряд ли можно считать нормальным.

Цена вопроса и эхо Москвы

Казахстан располагал двумя дивизионами ЗРК С-300, которые прикрывают крупнейшие административные центры страны – Алма-Аты и Астану. Эти поставки в 1999–2001 годах осуществлялись в счет погашения долга России за аренду полигонов и компенсации за вывезенную в начале 1990-х годов военную технику – стратегические ядерные вооружения. Поставленный в 2008 году дивизион из Украины стал третьим. Контрактная стоимость – $23,6 млн. за дивизион и еще $10,827 млн. – за 24 зенитные управляемые ракеты 5В55Р к нему.

Много это или мало? В случае с Казахстаном вряд ли дело в цене. Министр обороны Республики Казахстан Даниал Ахметов уже официально подтвердил появившиеся в середине февраля данные о том, что в Астане принято решение о закупке десяти дивизионов С-300 – у России. Причем эти поставки должны быть осуществлены уже до конца 2009 года. Речь идет о дивизионах «трехсоток» ранних модификаций (С-300 ПС), которые находятся на базах хранения российской армии и которые еще нужно будет привести в боеспособное состояние – отремонтировать и поставить в Казахстан.

Это будет одна из крупнейших сделок в истории в области ПВО. (До сих пор крупнейшей российской сделкой по продаже «трехсоток» был подписанный в 2004 году контракт стоимостью $980 млн. на поставку в Китай наиболее продвинутой версии этой системы – С-300ПМУ-2 «Фаворит».) Казахстан – весьма показательно – за каждый дивизион С-300 из России заплатит как минимум вдвое больше, чем за поставленный из Украины. Общая сумма сделки – под $700 млн. И кто после этого скажет, что военных в Казахстане волнует денежный вопрос?

СПРАВКА

С-300 – старый, но эффективный

Всепогодная мобильная зенитная ракетная система средней дальности С-300 создана для защиты важнейших административных, промышленных и военных объектов от средств воздушного нападения противника, в том числе – от ударов крылатыми ракетами и баллистическими оперативно-тактическими ракетами.

Это эффективное оборонительное оружие противовоздушной обороны в СССР появилось в 80-е годы. От разработчиков требовали, среди прочего, учесть опыт боевого применения противоздушных систем во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где обнаруженные позиции ПВО легко уничтожала вражеская авиация. В итоге новый комплекс имел рекордно короткое и до сих пор лучшее время развертывания в своем классе – 5 минут. Мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции – одно их ярких конкурентных преимуществ живучей «трехсотки».

Что же касается боевого потенциала, то С-300 в своем развитии прошла несколько поколений. Самоходный комплекс С-300ПС был принят на вооружение в 1982 году. Эта система, оснащенная ракетами типа 5В55Р, может уничтожать самолеты тактической авиации противника на дальностях до 70-75 км.

Именно выпускаемые в СССР в 1985-88 годах ЗРК С-300ПС в своем большинстве поступали на вооружение частей ПВО, дислоцированных на территории Украины. После распада СССР С-300ПС для Украины – самые современные системы в отечественном противовоздушном зонтике.

Более новые и более мощные версии «трехсоток» в Украину не попадали. Хотя в 1990 году была создана С-300ПМУ-1 с дальностью поражения вражеских целей на вдвое большей дальности – до 150 км. Потом, в 1995 году, россияне создали С-300ПМУ-2 с дальностью до 200 км.

Сегодня силы противовоздушной обороны России насчитывают около 100 действующих дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300П современных модификаций. Еще до 50 дивизионов систем С-300П (в основном старых версий) находятся на хранении. Последняя самая новая «фишка» в этой линейке – ЗРК С-400 с оптимистично заявленной дальностью поражения целей на удалении в 400 км. «Четырехсоток» в арсенале российской армии – пока только один дивизион.

Сергій ЗгурецьСергій Згурець, головний редактор журналу Defense Express
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram