Под дождем
Пресс-конференция началась с 10-минутным опозданием. Президент в бодром и веселом настроении прошёл мимо журналистов, бросив на ходу: «Почему без маски? Могу надеть, если хотите». Затем заняв свое место, начал: «Не слышно? Сейчас будет слышно. Это техника... В спорте, как на футболе, даже если пойдёт дождь, то будет пресс-конференция», – в традиционной манере он явно пытался задать позитивный тон. И первые 30 минут общения ему это удалось.
Посыпались вопросы о борьбе с COVID-19, об инвестициях и дорогах. Зеленский пообещал, что скандал с невыплатой обещанных медикам надбавок будет решён. «Уже в 15 областях полностью выплачены доплаты в рамках, которые я обещал», – рапортовал он. А о планах выхода из карантина начал с: «Тьфу-тьфу, у нас хорошая статистика... С 22 мая заработает транспорт, а с 25-того – детские садики». А вообще, в борьбе с коронавирусом, по мнению Зеленского, «мы – мастера спорта».
При этом он признал проблемы с поддержкой малого и среднего бизнеса в условиях пандемии: «Все не просто, мы не печатаем деньги, мы не США, но программа 579 (кредитования) принята. И мы додавим банки, чтобы они не были так осторожны и выдавали кредиты». Обещанная ипотека под 10% для всех украинцев, по его словам, тоже будет.
Также дал слово «завтра-послезавтра или сегодня, не знаю» подписать банковский или т.н. «антиколомойский закон» для получения транша МВФ уже в конце мая.
Прозвучало обещание не сворачивать «большую стройку» даже в условиях кризиса: «Я очень хочу, чтобы я был президентом, после которого будут дороги». Относительно инвестиций напомнил, что «в мире сейчас экономический национализм, но мы будем бороться за инвестиции». Вспомнил о своей идее про «инвестиционную няню», по которой власть готова снизить планку: «Это будет специальный VIP-менеджер, который будет приставлен к инвесторам, готовым вливать в нашу экономику больше $30 млн». Ранее речь шла о няне в обмен на $100 млн. инвестиций.
Довольно скучную обстановку разрядила сама пресс-секретарь президента Юлия Мендель (она, кстати, когда начали задавать неудобные вопросы, неоднократно просила «не превращать все в балаган»), дав микрофон для вопроса Дмитрию Гордону, на что Зеленский отреагировал: «Я так понимаю, наш спецагент». На его вопрос о необходимости прямых переговоров с Путиным, президент после длинного спича в духе «мы помним о наших людях», признался, что говорить придется напрямую. Позже на аналогичный вопрос добавил: «Я понимаю, что общество по-разному оценивает прямые переговоры с Путиным, но мы должны это делать, не выходя за рамки Минска».
Кадровый голод
Первый острый вопрос прозвучал о «кумовстве» в кадровой политике, которое сам Зеленский критиковал, будучи кандидатом в президенты. При этом, за год более 30 человек, связанных с «95 кварталом» были назначены на ключевые государственные должности.
«Ни одного кума или приближенного я не назначал, – довольно раздраженно ответил президент. – Поймите, у нас в стране кадровый голод. Я не могу найти хорошего министра культуры. Нам очень сложно найти министра образования. Нам очень сложной найти министра энергетики, потому что какого бы человека не взяли в отрасли энергетики, на следующий день СМИ пишут: это точно человек Ахметова или человек Коломойского, или господина Пинчука. А скажите: где у нас независимые энергетики в стране?.. Я не могу найти много людей, которые были бы и профессиональными, и чистыми». После чего предложил, задавшему вопрос журналисту «Украинской правды», выбрать любую должность в Офисе президента: «Я нарежу вам задач... Будете работать 25 часов в сутки, как Ермак».
К слову, скандал с «пленками Ермака» Владимир Зеленский назвал «пустым делом»: «Я знаю, кто проводил эти записи, я знаю для чего. Знаю, кто хотел шантажировать этими записями меня лично, чтобы я снял Ермака. Я знаю, кто это сделал. Не готов сейчас говорить, потому что идет следствие. Но чем бы следствие не закончилось, у меня есть полный ответ».
«Кто имеет такую технику (для записи разговоров, – LB.ua)? Государство имеет. Настанет время, общество об этом узнает», – пообещал президент.
Премьеру, по словам президента, он полностью доверяет. Но, говоря о перспективах нового Кабмина, не был категоричен: «Стабильности в мире нет, кризис есть. И как быть, если вы поймали кого-то из министров, который с кем-то о чем-то договаривался или отдал какое-то кресло? Никак. Поймали – уволили, ничего не поделаешь. Пока не будет полное очищение этих людей».
Впрочем, министра внутренних дел Авакова это не касается: «Арсен Борисович Аваков – не мой кум, не мой близкий товарищ. Наоборот, у него есть близкие товарищи, с которыми я точно не дружу. Мощный ли он министр? Да».
Доволен президент и назначением своего давнего друга Ивана Баканова: «Может, с точки зрения опыта и профессионализма, Баканову чего-то не хватает, но мне кажется, что за этот год он показал, что такого честного главы Службы безопасности Украины никогда не было».
С уволенным экс-главы Таможенной службы Максимом Нефедовым «остались хорошие отношения»: «Нормальный человек Макс, но на таможне берут взятки. Нормальный человек, но едет контрабанда. Он хороший, симпатичный, профессиональный. Но слишком мало… Хорошими людьми в хороших костюмах, даже с хорошим образованием – этим нельзя пополнить бюджет».
Первыми стрелять не будем!
Более осторожно, подбирая слова, президент отвечал на вопросы о войне на Донбассе и о переговорах в «нормандском формате». Журналисты ему напомнили, что ещё год назад он призывал «просто не стрелять», чтобы закончился конфликт. Теперь же Владимир Зеленский уточняет: «Если по нам стреляют, мы будем отвечать. Но первыми стрелять мы не будем. И та сторона, действительно, если бы просто перестала стрелять – что они и должны сделать по минским и нормандским соглашениям – и провоцировать, все бы закончилось».
Посадки впереди?
Вспомнили Зеленскому одно из его ключевых обещаний на выборах: «весна придет – сажать будем». На что президент ответил: «Что касается приговора Порошенко, то все ещё будет, вы видели вчера эти плёнки (записи разговоров Порошенко с вице-президентом США Джо Байденом, – LB.ua). Их ждёт ещё много приключений. Думаю, это не последний звонок, который услышат украинцы». По словам Зеленского, ГПУ возбудила дело и, возможно, «оно будет квалифицировано как госизмена».
По другому резонансным делу убийства активистки Катерины Гандзюк объяснил: «Люди посажены. Теперь вопрос – кто заказал... Дело передано в суд, и заказчики тоже будут посажены... А вот по делу Шеремета – сложнее. И за него отвечает министр внутренних дел Арсен Аваков».
Распустит Раду, не думая
Не обошлось и без упоминания скандалов во фракции «Слуга народа» и обещании распустить Раду через год, если парламент не оправдает надежды избирателей. Тут Зеленский был жестким: «Пока «Слуга народа» будет голосовать за все важные законы, я буду поддерживать партию. Но как только не будут голосовать, не дай бог, будут лоббировать интересы какой-то группы, я, не думая, сразу их распущу». Однако на местных выборах и в Киеве выразил готовность поддержать кандидата от «Слуги народа» после внутренних праймериз. На вопрос LB.ua уже после пресс-конференции о планах проведения осенью одновременных местных выборов по всей стране и на Донбассе ответил положительно. Мол, задумка такая есть.
Не такой, как Порошенко
На вопрос о своих отношениях с олигархами начал философски: «Кто я такой?.. Такой, как я есть. И строю отношения, как хочу. И пока я так буду строить отношения, я буду независимым. Я не являюсь лоббистом их (олигархов, – LB.ua) интересов. Но где-то оно пролазит. Поэтому мы и увольняем».
По его словам, он отличается от предшественника «как физиологически, так и как президент».
«Если бы я не баллотировался, президентом Украины стал бы господин Порошенко. Поэтому у меня вопрос: а кто для вас лучше – господин Порошенко на второй срок или господин Зеленский, какой он есть», – заявил Зеленский.
Ответ на вопрос: не поменялись ли планы быть президентом только одну каденцию — многих явно ошарашил: «Честно? Одной каденции не хватит... Я подумаю... Буду думать, у меня есть чем».