ГлавнаяПолитика

Операция «Имитация»

Смерть Катерины Гандзюк повлекла за собой не только поспешный отчёт руководства всех силовых органов в Верховной Раде, создание временной следственной комиссии по нападениям на активистов, но и неожиданное для многих заявление об отставке Юрия Луценко. Впрочем, «демарш» генпрокурора ожидаемо закончился ничем. Депутаты за рамками регламентным норм рейтинговым голосованием выразили доверие Юрию Витальевичу. А созданная ВСК вряд ли даст прорыв в расследованиях дел из «списка Гандзюк».

Фото: Макс Требухов

Ночные посиделки

Как рассказали собеседники LB.ua, переговорная группа для создания ВСК по делу Гандзюк во главе со спикером Андреем Парубием заседала в понедельник до глубокой ночи.

«Мы просидели до часу ночи. На совещании был и генпрокурор Юрий Луценко, который с пеной у рта угрожал всем нам и спикеру, что завтра (то есть, уже утром во вторник, на пленарном заседании) подаст заявление об отставке, если будет создана такая ВСК», – отметил один из участников переговоров.

По его словам, генпрокурор выступил против создания такой комиссии, поскольку «это бессмысленно и будет, как минимум, ставить палки в колёса всему следствию». «Плюс, это станет бесплатной парламентской площадкой, чтобы перед выборами выливать по вёдру грязи в неделю на «плохую» ГПУ и все органы с президентом в преддверии выборов», – продолжил он.

Как утверждает участник встречи, перепалка была эмоциональная, но эмоции Луценко были во многом наигранные.

Сам Юрий Луценко, выступая во вторник в Раде, подтвердил факт ночных переговоров.

Фото: Макс Требухов

«Там все сводилось к тому: так будет ли Мустафа Найем главой этой комиссии?», – переходил на крик Юрий Витальевич, неоднократно «драматично» ударяя рукой о деревянную трибуну парламента.

В коалиции подтверждают: кандидатура Найема, брат которого является юристом по делу Гандзюк, действительно обсуждалась среди ключевых вопросов. Но уж точно не это стало камнем преткновения и причиной нежелания коалиции создавать ВСК.

Еще один собеседник и участник ночного рандеву под куполом объяснил изначальную причину нежелания коалиции создавать такую ВСК.

«Поймите, только с начала 2017 года было совершено 55 нападений на активистов. Если будут расследования, как минимум в половине из них можно будет увидеть «уши» нардепов БПП и «Народного фронта». Пусть и косвенно, как получилось с депутатом Паламарчуком и его помощником, но накануне выборов оно нам вообще не нужно», – отметил нардеп.

«Уже в шесть утра, все мы измученные и сонные продолжили ночную встречу. В итоге ситуацию на самом деле разрулил спикер. Именно он призвал остудить горячие головы БПП и «Народного фронта», предупредив, что не создание комиссии несёт за собой ещё большие репутационные потери для обеих политических сил. Чтобы снять риски ангажированности и конфликта интересов в лице Найема, он же предложил на пост главы ВСК Анну Гопко или Бориславу Березу (который и был назначен впоследствии главой этой комиссии, – LB.ua). Мы в итоге не подставили спикера, поддержав решение о создании ВСК. Но это не остановило Луценко в его странном порыве», – добавил собеседник LB.ua.

Игры прокурора

Показательно, что многочасовых ночных и ранних утренних дискуссий нардепам оказалось все же недостаточно.

После открытия утреннего заседания парламента, традиционных выступлений глав фракций и голосования за вызов руководителей силовых ведомств с отчетом в Раду, Андрей Парубий объявил перерыв на полтора часа.

Фото: Макс Требухов

Все это время в кабинете главы Рады продолжались баталии: так быть ВСК и в каком составе? По итогам глава БПП Артур Герасимов в кулуарах сообщил, что фракция президента все же решила единогласно поддержать создание комиссии. Правда, ни словом не обмолвился о предстоящем демарше Луценко.

Затем в сессионном зале началось настоящее представление. Первым слово взял Юрий Луценко, рассказав, как он 24 часа в сутки, «и днём и ночью в рабочем кресле, и для депутатов, и для людей делает все».

Он сообщил, что в деле Гандзюк есть 12 лиц, которые разрабатываются в качестве причастности к организаторам нападения, но вчерашняя утечка информации «подорвала успешность следствия». По сути, Луценко прямо обвинил СМИ в том, что они мешают следствию найти заказчиков убийства активистки. Ведь озвученная информация о причастности к делу помощника нардепа БПП и так является «одной из версий». Но озвучивать такие детали, по словам генпрокурора, – значит прямо вредить самому процессу.

Фото: Макс Требухов

«Организаторам ВСК нужно не расследование, а пиар, ведь мы живем в извращённой информационной среде и это все борьба за власть... Я знал Гандзюк лично, но возмущён пиаром на крови.... Как и обещал я Катерине Гандзюк в больнице, все делалось и будет делаться. Но двоевластие в стране приводит к уничтожению правоохранительной системы без доказательств. Я этого допустить не могу. Как глава правоохранительной системы, я сегодня подаю заявление, а дальше вам решать: Мустафа Найем будет руководить следствием и на экранах телевизора устанавливать виновных или же следствие», – громогласно сказал он, покидая трибуну.

После этого главу Нацполиции Сергея Князева и руководителя СБУ Владимир Грицака уже никто не слушал – основная сцена конфликта разворачивалась в зале, когда нардеп от «Самопомощи» Егор Соболев подошёл к ложе, где сидел улыбающийся Луценко.

Фото: Макс Требухов

Между ними завязался спор на повышенных тонах. Соболев назвал выступление Луценко «цирком и фарсом». В ответ на это, как потом подтверждали сами же нардепы из разных фракций, Юрий Витальевич назвал бывшего соратника по Майдану «мразью».

Важно, что это вызвало бурю негодования во фракции «Самопомощи». Ее глава Олег Березюк вскочил с места, подбежал к спикеру и начал требовать поставить на голосование прямо здесь и сейчас заявление об отставке Юрия Луценко. А нардеп Елена Сотник с трибуны назвала «унижением парламентаризма такие оскорбления из уст генпрокурора».

Взяв завершающее слово, Луценко вновь призвал Раду показать, хотят ли депутаты его отставки. В ответ на это, вопреки всем регламентным нормам, спикер Андрей Парубий поставил на «рейтинговое голосование заявление генпрокурора».

На табло появился результат – 38 «за». Проголосовали лишь нардепы от «Самопомощи» и «Батькивщины». Из БПП кнопку «за» нажала только «еврооптимистка» Светлана Залищук. Коалиция БПП и «Народного фронта» вместе с «Оппозиционным блоком», Радикальной партией Олега Ляшко, группами «Воля народа» и «Видродження» или не голосовали, или нажали кнопки «против».

Прелюдия перед выборами и ВСК без полномочий

После этого «вотума доверия» Луценко в кулуарах нардеп «Батькивщины» Алексей Рябчин возмущался: «А что это вообще было? Разве у нас есть в регламенте норма о голосовании за политическое заявление? Тем более, рейтинговое? Позор, имитация и плохая заготовка».

Мустафа Найем в свою очередь напомнил, что по процедуре, заявление Луценко сначала должен был рассмотреть президент, а затем подать его в Раду.

«А то, что произошло сегодня, не влазит ни в какие ворота. Теперь ясно: после такого горячего душа в парламенте для генпрокурора Порошенко, естественно, не подаст заявление Луценко. Вопрос отставки снят. Это было пустое заявление и дешевый пиар. Но Луценко тем самым подтвердил: он идёт на выборы. По моей информации, он создаёт свою партию и будет участвовать в парламентской гонке», – рассказал Найем.

Фото: Макс Требухов

Впрочем, окончательно ударить лицом в грязь депутаты все же не решились и проголосовали по сокращенной процедуре за проект постановления о создании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины для проведения расследования сведений относительно нападений на Екатерину Гандзюк и других общественных активистов. Зеленые кнопки нажали 155 нардепов.

Примечательно, что основная часть нардепов коалиции и «Оппоблока» с группами вновь проигнорировали голосование.

Глава комиссии Борислав Береза признался потом в общении с LB.ua, что до последнего не хотел соглашаться на это предложение Парубия. «Ведь работа комиссий у нас зачастую в итоге ни к чему не приводит. По причине того, что часть ее членов могут просто блокировать ее работу в определенных интересах», – сказал он.

Фото: Макс Требухов

В «Батькивщине» и «Самопомощи» также не питают особых иллюзий на предмет того, что комиссия сможет реально помочь следствию установить реальных заказчиков нападений на активистов.

И виноваты тут будут не депутаты и члены этой комиссии. На самом деле за все годы украинского парламентаризма и работы 147 (!) таких комиссий, ни одна из них не привела к конкретным последствиям для чиновников или политиков.

Виною всему отсутствие закона о ВСК, где были бы четко прописаны полномочия такого парламентского органа и механизм, включающий ответственность тех органов или должностных лиц, которые установлены в ходе ее работы. В Раде разных созывов неоднократно пытались принять такой закон, но тщетно. Даже после голосования за один из вариантов закона о ВСК, в 2009 году Конституционный суд просто признал закон неконституционным. Два года назад в действующем парламенте был вновь зарегистрирован законопроект о полномочиях комиссии, но он до сих пор припадает пылью. А коалиция по понятным причинам не выносит его в зал.

Поэтому до сих пор работа ВСК определяется нормами Регламента и предполагает одно последствие: по истечению шести месяцев работы комиссии ее глава после голосования большинством членов комиссии на своём заседании, просто зачитает отчёт с трибуны парламента. И все.

По этим причинам ни комиссия по убийству журналиста Гонгадзе и «пленкам Мельниченко», многочисленные комиссии по фактам взрывов на военных полигонах и складах, расхищению средств, по Иловайскому котлу и делам Майдана, убийству Саши Белого и загадочных смертях некоторых нардепов, не привели ровным счетом ни к чему. Кроме «собрались-поговорили».

Анна СтешенкоАнна Стешенко, спеціальний кореспондент LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram