Обострение украино-польских отношений пока не является угрожающим.
Такое мнение высказал журналист Виталий Портников, председатель украинской части Форума партнерства с Польшей на круглом столе в Института Горшенина, посвященном обострению украинско-польских отношений.
Он сказал, что после 2014 года страны-соседи стали видеть Украину по-другому. Это произошло потому, что Украина стала субъектом собственной политики, которым ранее она не была.
После Революции достоинства Украина начала строить отношения с великими державами самостоятельно, считает эксперт. "Я имею в виду здесь и США, и в целом Евросоюз, и Россию, и Германию. Это разные отношения. С США у нас отношения союзнической поддержки. С Россией у нас отношения воюющего государства с государством, которое оккупирует часть территории. Но это самостоятельные отношения. Это не отношения сателлита Москвы с другими странами, как это было на самом деле до победы Майдана", - сказал Портников.
По словам эксперта, только после Майдана Украина стала субъектом и в области собственной исторической памяти. Политика по этому вопросу не должна быть постоянной, она может корректироваться с годами. На нее могут влиять внутриполитические процессы. Например, то, какие политические силы доминируют в стране, или актуальные политические обстоятельства, ведь историческая память во время войны отличается от памяти во времена мира.
"Фокус в том, что для нас это нормально, а для наших соседей мы до сих пор продолжаем оставаться советской республикой. Я всегда привожу такой пример: в Польше нет никаких проблем по исторической памяти с Беларусью, которая до сих пор живет в советской парадигме, но есть проблемы с Литвой уже 25 лет подряд. Я считаю, что этого не нужно бояться. Более того, по моему мнению, Польша имеет полное право на собственную трактовку исторической памяти и на свое отношение к украинской политике", - заявил Портников.
В Европе есть страны, где тоже разные взгляды на прошлое: Великобритания и Ирландия, Франция и Германия. Тем не менее, они находятся в тесных взаимоотношениях, добавил эксперт. Например, президент Ирландии впервые посетил Лондон почти через столетие после провозглашения Ирландией независимости. По словам Портникова, ирландцы и британцы не менее близки с точки зрения истории и прошлого, чем украинцы и поляки.
"Для меня есть только одна красная линия. Это когда наши соседи, которые являются нашими стратегическими союзниками и друзьями, несмотря на все исторические проблемы, которые, очевидно, между украинцами и поляками были, становятся союзниками наших врагов. Когда Польша выступает с политическими заявлениями или делает какие-то «черные списки», а мы в ответ тоже «черные списки» - это одна история. А российские танки - это совершенно другая история. Я бы не хотел, чтобы наши соседи - страны Центральной или Восточной Европы – были союзниками страны, которая готова уничтожить Украину. Но этого я пока не вижу. Я считаю, что Польша, несмотря на все претензии, которые она имеет, связанные с необычностью видения Украины как самостоятельного субъекта, остается стратегически страной заинтересованной в нашем развитии", - сказал Портников.