ГлавнаяПолитика

Выступление Президента в Раде. Тезисы

7 сентября Президент Украины Петр Порошенко выступил в Верховной Раде с очередным посланием к депутатам «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2017 году». Ниже приводим основным тезисы сказанного главой государства.

Фото: пресс-служба президента

Соглашение об Ассоциации с ЕС

Благодаря тому, что Евросоюз еще в позапрошлом году согласился на временное применение Соглашения об Ассоциации, мы уже можем радоваться такими предварительным ее итогам, как рост нашего экспорта в Евросоюз. В частности, в первом полугодии 2017 этот экспорт вырос на 23%. Доля ЕС во внешней торговле Украины достигла 40%. Хочу напомнить, что в 2012 году эта доля составляла 30%, а в 2009 году - 25%. Это свидетельствует о начале процесса интеграции украинской экономики к рынку Евросоюза.

Безвизовый режим

Введение безвизовых поездок - на данный момент главный итог трехлетней нашей общей реформаторской работы, работы всех ветвей власти и общества. Я очень благодарен за это и Верховной Раде, и правительству, и украинскому народу. Почему это так важно? Все мы должны понимать, что оно стало возможным вследствие выполнения почти ста пятидесяти пунктов Плана действий по визовой либерализации.

Но, на всякий случай, хотел бы предостеречь отдельных народных избранников от намерений ревизовать те законы, которые стали основой для принятия нашими партнерами решения о предоставлении безвизового режима. То ли попытки отменить или сделать непубличным электронное декларирование; то ли попытки подчистить антидискриминационные поправки в Трудовой кодекс; то ли уменьшение, сужение полномочий антикоррупционных органов .... Или что-либо другое, что ставит под угрозу безвиз как одно из наших достижений. Хочу подчеркнуть, что я буду без колебаний ветировать такие инициативы.

Уровень жизни

Факт остается фактом: общество недовольно жизнью и властью. В условиях внешней агрессии и экономического кризиса, горьких потерь и немалых материальных убытков чувство справедливости сейчас обострено как никогда. Люди как будто обнаженным нервом реагируют на малейшую неправду.

В результате войны три года назад в Украине резко упал уровень жизни. Люди считают, что тем, что они все это выдержали, отнеслись к трудностям с пониманием, народ добросовестно выполняет свою часть общественного договора. Чего не скажешь о верхах, которые, согласно распространенному мнению, на алтарь общей победы положили слишком мало и не обеспечили зримых изменений.

Фото: EPA/UPG

Недоверие к государственным институтам - новым и старым, к политикам - властным и оппозиционным, перерастает в глубокие уныние, апатию и депрессию. Чтобы устранить эту опасность, мы должны действовать немедленно и быстро, дать второе дыхание и борьбе с коррупцией, и экономическим преобразованиям ... И убрать как минимум почву для разговоров о якобы откате реформ и якобы наступлении контрреволюции.

Выборы

Примерно через год страна погрузится в избирательную кампанию. Весной 2019 - президентские выборы, осенью того же года - выборы парламентские. Это значит, что у нас остался только год для того, чтобы активно поработать над реформами.

Сопротивление групп влияния

Чем дальше страна движется по пути изменений, тем активнее сопротивление со стороны различных групп влияния - ресурсно обеспеченного меньшинства в виде коррумпированной бюрократии ... И ослабленной, но все еще достаточно сильной олигархии - с очень большим количеством зависимых от этой системы человек. Все чаще появляются реваншистские инициативы. Под лозунгом «оно не сработало» предлагается отменить реформы и нововведения, или стреножить или взять под контроль вновь учреждения.

"Три года назад мне лично и большинству из вас думалось, что реформ хотят все. На самом деле, это не так. Противники изменений есть повсеместно. Многие из них расселись в разных ветвях власти и в фешенебельных бизнес-офисах ... Но не только. В каждой системе - правоохранительной, образовательной, медицинской и т.д. - сверху донизу есть большие и влиятельные группы, которых устраивает статус-кво. А раз речь идет о системах, то и сопротивление - тоже системное", - отметил Президент.

О популистах

Популисты, будто искусные повара, сбивают сливки на волне объективного недовольства людей. Декоммунизация не уничтожила спрос на коммунистическую идеологию классовой ненависти. Более того, этот спрос объективно усилился вследствие социально-экономического кризиса и углубление расслоения между богатыми и бедными. Электоральная ниша, освобожденная коммунистами, пустовала недолго: в ней очень быстро освоились несколько партий из числа недавних участников проевропейской коалиции. Над их штабами - флаги сине-желтые, а вот социальные лозунги взяты из архивов коммунистов и Прогрессивно-социалистической партии. И в роли защитников народа они выглядят довольно убедительно - пока не заглянешь в их электронные декларации.

Война

Нет пока никаких признаков, что Москва готова была отступить из Донбасса или уйти из Крыма. А вот доказательств ее подготовки к наступательной войне континентального масштаба, к сожалению, все больше. Как, например, - российско-белорусские учения «Запад-2017» ... Хотя уместнее их было бы назвать их «антизапад». Естественно, что именно поэтому, а не по каким-то другим причинам, мы и усилили контроль на всех участках государственной границы.

Под видом "стратегических командно-штабных учений" не исключается создание новых ударных группировок российских войск для вторжения на территорию Украины. Семь тысяч платформ с солдатами и техникой приблизились или приближаются к нашим границам ... И, к сожалению, никаких гарантий, что после завершения маневров это все вернется из Беларуси домой, у нас нет.

Фото: пресс-служба президента

В 2014 году, под прикрытием якобы обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи, Россия развернула группировки для проведения спецоперации по захвату Крыма. Во второй половине июля 2008 года проходили учения «Кавказ-2008». Тогда российские войска, привлекались к маневрам, вместо того, чтобы с полигонов вернуться в места постоянной дислокации, напали на Грузию.

Нынешние учения, которые продлятся целых два месяца, значительно масштабнее. Только представьте, даже контроль за железнодорожным движением на направлениях переброски войск от акционерного общества «Российские железные дороги» передается управлению военных сообщений департамента транспортного обеспечения российского министерства обороны. Очевидно, Кремль проверяет, насколько готовы к большой войне с Западом не только российские вооруженные силы, но все российское государство. Как тут не процитировать слова моего большого друга, большого друга Украины американского сенатора Джона Маккейна: «Россия является большей угрозой, чем террористическая группировка «Исламское государство ». У тех нет военных возможностей, технологий и стремление править миром. У России есть. И она не является другом для свободного мира ».

Армия

Варшавский Институт восточных исследований обнародовал доклад об изменениях в наших Вооруженных Силах Украины и издал под названием «The best army Ukraine has ever had» - «Лучшая армия, которую когда-либо имела Украина». Подобные экспертные оценки из уст иностранных военных аналитиков мы слышим постоянно. Западные инструкторы из стран - членов НАТО, которые сейчас тренируют наших военных, не только нас учат, а уже и перенимают наш опыт.

В 2014-2015 годах мы провели шесть волн мобилизации, через которые прошли около 200 000 граждан. В прошлом году я принял очень непростое, опасное, но правильное решение об уходе от мобилизации и полном переходе на контрактную армию. Основу нашей армии сейчас составляют военнослужащие, которые добровольно пошли в армию по контракту. В течение 2016 года на службу в ВСУ было принято 70 тыс. человек. В этом году, по состоянию на вчера - еще дополнительно 25 000. В следующем году мы с вами будем повышать денежные выплаты для них, в зависимости от степени риска и сложности задач.

Расходы на закупку вооружения, по сравнению с 2013 годом, увеличили в десять раз!

За три года оборонпром передал украинской армии больше 16000 единиц вооружения и военной техники. Сначала мы ремонтировали то, что уже было в употреблении или было повреждено. Спускали с конвейеров физически хотя и новые, но технически устаревшие виды, принятые на вооружение еще в советское время. Пришлось быстро удовлетворить тогда первоочередные нужды. Сейчас начинаем программу оружейно-технического осовременивания армии. Должны выводить украинское вооружение на уровень 21-го века, потому что сейчас мы воюем оружием 20-го века. Россия в модернизации военной техники и оружия, к сожалению, значительно нас опережает.

Перед нами предстают важные задачи по разработке и налаживанию производства нового ракетного вооружения, комплексов крылатых ракет, современных образцов артиллерийских систем, высокоточных боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов ударного типа, средств космической разведки. Всего этого у нас не было. Хотя возможности для этого были. И подтверждает это то, что мы за два-три года наладили их производство. Так же, как освоено серийное производство танков «Оплот», бронетранспортеров БТР-4 и БТР-3, тактической боевой колесной машины «Дозор-Б», беспилотника.

Фото: пресс-служба президента

Членство в Евросоюзе

В июле на саммите Украина - ЕС украинская сторона внесла на рассмотрение руководства Евросоюза новые инициативы по нашему видение стратегического долгосрочного сотрудничества. Это - ассоциация с Шенгенской зоной, присоединение к Таможенному союзу ЕС, Энергетическому союзу ЕС, вступление в действие Общего авиационного пространства и Единого цифрового рынка. Реализация этих инициатив фактически превратит восточные границы Украины на восточные границы Евросоюза еще до того, как мы де-юре присоединимся к Союзу.

В результате такой стратегии мы максимально приблизимся к критериям членства в Евросоюзе. Украина будет секторально интегрирована с ЕС, почти как любая страна Евросоюза. И тогда вопрос о членстве станет лишь формальным вопросом времени.

НАТО

Российская агрессия продемонстрировала банкротство мифа о внеблоковости. Где те апологеты, которые уверяли нас, что внеблоковый статус - гарантия безопасности Украины? Нас убеждали, что мы в безопасности, лишь бы не раздражать Россию. И какую за это заплачено цену? Россия напала на внеблоковую Украины, оккупировала наши территории и, главное, - убила более десяти тысяч граждан Украины. А те, кто уверял нас, что фиговые листья - лучшая защита, нашли убежище в Москве, Подмосковье и в других городах.

Вместе с Североатлантическим партнерами совместно развиваем украинскую армию в соответствии со стандартами НАТО, которых она в основном должна достичь уже к концу 2020 года. Уверен, именно армия станет первой государственной институцией, которая будет отвечать критериям членства в Альянсе. Без формального одобрения Плана действий по членству мы, тем не менее, выполняем его в одностороннем порядке.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство украинцев поддерживают и вступление в Евросоюз, и присоединение к НАТО. Я не исключаю, что инициирую в положенное время соответствующий референдум, чтобы продемонстрировать волю украинского народа.

Курс на ЕС и НАТО - очевидный и необратимый. Что нам надо, так это выбрать кратчайший маршрут, средства передвижения и оптимальную скорость. Я по этому поводу готов к любой дискуссии с политиками, экспертами, международными партнерами и всем обществом, и послание - только начало такого разговора.

Вступление в НАТО и Евросоюз нам нужны не ради членства в престижных клубах. Это - вопрос цивилизационной принадлежности и гарантия независимости Украины. НАТО - это, после российской агрессии, когда была разрушена послевоенная мировая система безопасности, является единственным органом, который продемонстрировал свою эффективность, надежная система коллективной безопасности. Евросоюз - политическая культура прав и свобод, стандарты и уровень жизни - достойного и достойного, к которому стремятся украинцы.

Фото: Макс Требухов

Газовая независимость

В ноябре исполняется два года, как мы не покупаем газ в России! Это свидетельствует только об одном - эпоха газового шантажа безвозвратно осталась в прошлом! И не просто не покупаем, а это дало нам возможность подать иск и выиграть Стокгольмский арбитраж!

Мы ожидаем решения этого арбитража по иску «Нафтогаза» к «Газпрому» и по вопросам транзита. В связи с тем, что контракт заканчивается в 2019 году, наша задача с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита. Какого? Чтобы российский газ европейцы покупали не на западной, а на восточной границе Украины. А Украина качественные транзитные услуги предоставляла не России, а Евросоюзу.

Атомная энергетика

И в атомной энергетике мы тоже постепенно сокращаем долю России. Зато до 40% возрастает уже доля компании «Вестингауз», и эта компания уже обеспечивает топливом шесть реакторов из пятнадцати.

Во время моего визита в Соединенные Штаты говорилось, в том числе, и о сотрудничестве в атомной энергетике, и в угольной отрасли, и всей энергетической сфере. Вы это видите. И первая партия американского антрацита, который заменит российский, ожидается уже на днях, а в целом пока в США законтрактовано более 700 000 тонн.

Отношения с США

Ни один из панических прогнозов, звучавших после прошлогодних президентских выборов в США, не осуществился. Что якобы Штаты сразу же отменят санкции. Помните как нас пугали? Санкции не только не сняты, не только не ослаблены, а усиленные, углублены. И мы приветствуем эту позицию наших партнеров из США.

Во-вторых, теоретические разговоры о гипотетической возможности предоставления Украине оборонительного оружия США наконец перешли в практическую плоскость переговоров. В-третьих, Киев и Вашингтон интенсифицировали диалог на высшем уровне и повысили уровень украинского-американского партнерства. Это несмотря на то, что после прошлогодних выборов десятки, к сожалению, украинских депутатов отправились на берега Потомака, и часть визитеров пыталась добиться совершенно обратного результата, а именно - охлаждение отношений Украины и США.

Создание международной коалиции в поддержку Украины в борьбе против российской агрессии, поддержание этой коалиции в активном состоянии - это повседневная работа всей украинской дипломатии. Конечно, режим санкций, который продолжается уже четвертый год, для России не является смертельным, но это, подчеркиваю, очень эффективный инструмент для ее сдерживания, для побуждения ее сесть за стол переговоров. Именно поэтому мы продолжим бороться с любыми попытками их снять или хотя бы ослабить. Напротив, добиваться их продолжения, углубления и усиления.

Фото: EPA/UPG

Борьба с коррупцией

Если говорить языком Интернета и социальных сетей, здесь трудно поставить хэштег «перемога», но и ставить вопрос хэштегом «зрада» - тоже неправильно.

На конкурсной основе под пристальным контролем общественности и при ее участии мы создали Национальное антикоррупционное бюро, Специализированную антикоррупционную прокуратуру, Национальное агентство по предупреждению коррупции. Кардинальные изменения происходят в Генеральной прокуратуре, Службе безопасности, Национальной полиции. Там тоже практикуются конкурсы и аттестационные процедуры, привлекаются кадры вне системы, создаются новые управления внутреннего контроля вроде Генеральной инспекции в ГПУ.

И определяя критерии оценки работы правоохранительных органов, принципиально отказался от разделения «новые-старые». У каждого есть свои плюсы, у каждого есть свои минусы, есть болезни роста, но все они делают важное общее дело. В целом же довольно плотная сеть выстроена так, что сегодня ни один из чиновников не имеет гарантий безнаказанности, никто никому никогда не может гарантировать политическую крышу прикрытия ... Это в полной мере, я это подчеркиваю, касается и так называемых «друзей» Президента. Ни у кого из своей команды, в случае обоснованных претензий со стороны правоохранителей, адвокатом работать не собираюсь! И таким вообще не место в моей команде.

Список фигурантов уголовных дел сверкает громкими фамилиями и должностями, масштабность которых в недавние буквально времена была вроде индульгенции от любого преследования. И чего в этой антикоррупционной истории не хватает, к сожалению, так это хэппиэнда. Счастливый же конец в данном случае - лишь тот, который завершается обвинительным приговором и заключением коррупционеров. Только при таких условиях общество поверит в серьезность наших намерений обуздать коррупцию.

В течение шестнадцатого - семнадцатого года ГПУ, НАБУ, СБУ и МВД передали в суды более пяти тысяч антикоррупционных уголовных производств. И все они жалуются на то, что суды откладывают в тот долгий ящик, а то и вообще кладут под сукно дела против высокопоставленных коррупционеров.

Я поддерживаю идею и прошу правительство самым серьезным образом ее обработать, - заказать почтенной международной структуре независимый аудит украинской антикоррупционной политики за последние три года. Оценить ее влияние на уменьшение коррупционных потоков и перекрытия различных схем, которые процветали десятилетиями, но были разрушены за последние годы.

Борьба с коррупцией - это не только вопрос справедливости и торжества закона. От ее успешности или наоборот - зависят инвестиционный климат, экономическая ситуация, прогресс в решении социальных вопросов. Вопросы экономики в основном - компетенция правительства. 

Фото: пресс-служба президента

Неприкосновенность

Верховная Рада этого созыва уже установила абсолютный рекорд по результативности голосований относительно лишения депутатской неприкосновенности. Впервые представление поступают не только на оппозиционеров так называемых «ничьих» внефракционных, но и на депутатов, которые являются членами правящих партий и правящей коалиции.

Призываю, - как вы, наверное, и ожидали - внести и согласовать, наконец, изменения в Конституцию, которые отменяют депутатскую неприкосновенность. Чтобы облегчить вам принятие решения, чтобы у вас не было ощущения, что оно каким-то образом направлено против вас, у меня есть очень простое предложение - давайте примем это решение с введением его в действие с 1 января 2020 года, для депутатов уже новой Верховной Рады . Возможно это будет эффективно.

Суды

В правильной в принципе борьбе за очищение судейских рядов оказался серьезный побочный эффект - несколько тысяч судей по разным причинам просто уволились. И кадровый дефицит в судах стал новой угрозой праву граждан на справедливое судопроизводство. Например, весь вал дел против чиновников, который идет в Печерский суд, должны рассматривать только несколько судей. У нас есть около десятка судов, где судей вообще нет. Нагрузка на судью может составлять более тысячи дел в год. Но по мере восстановления доверия, очевидно, что количество обращений в суды будет возрастать, и нам надо быть готовыми к увеличению количества судей и работников аппарата.

Летом завершился беспрецедентный конкурс по формированию нового Верховного Суда. Состав высшей судейской инстанции формировался при активном участии общества. И как показывает рейтинг победителей конкурса, в восьмидесяти процентах случаев Высшая квалификационная комиссия судей согласилась с Общественным советом добродетели. Кандидаты, к которым Рада имела претензии, не попали в финальный список. 90% победителей конкурса ранее не работали в Верховном Суде. Около 30% - адвокаты и ученые. Это и есть та свежая кровь, в которой нуждается система ради своего обновления.

Антикоррупционный суд

Этот орган должен быть сформирован на конкурсной основе из судей с безупречной репутацией. Он должен быть зависимым только от закона, но свободным от любых посторонних влияний - моего, вашего, уважаемые народные депутаты, политических партий, правоохранительных органов, прогрессивной общественности. Он должен соответствовать стандартам Совета Европы, стандартам Венецианской Комиссии. И главное - быть эффективным, а не созданным для галочки. Формировать его нужно быстро, подробно обработав модель и учитывая ошибки других стран, где специально организованные антикоррупционные суды оказались с очень низким КПД.

Фото: пресс-служба президента

ГБР

Уже несколько раз переносился запуск Государственного бюро расследований. Мы снова оказались перед необходимостью вносить изменения в закон и подвигать дедлайн - 20 ноября. До названной даты следует как минимум выбрать руководителя ГБР, который сможет за дополнительный переходный период сформировать и запустить Бюро.

Служба финансовых расследований

Этот принципиально новый орган не должен иметь права преследовать отдельных предпринимателей, представителей малого и среднего или даже крупного бизнеса ... Если только они не являются организаторами или участниками схем системного хищения бюджетных средств или неуплаты налогов. Главной в деятельности Службы должна стать аналитическая работа, направленная на выявление преступных схем, их экспертное изучение. Конечно, новая Служба должна иметь весь спектр полномочий для противодействия экономической преступности. Как правоохранительный орган демократического общества, СФР будет полностью независимой в своей деятельности, но находиться под полным парламентским контролем.

Правоохранители должны вообще забыть о контроле за малым бизнесом. Кроме тех случаев, когда есть аргументированное подозрение - а не конкуренты нашептали, что определенный предприниматель задействован в конкретной мошеннической схеме.

Единый налог

Хотя бы при подготовке бюджета 2018 предлагал бы воздержаться от очередных предложений отменить или выхолостить единый налог. У меня просьба - надо дать хоть немного людям, которые называются средним классом, поработать в режиме многолетнего планирования. А то уже стало традицией, что судьба малого бизнеса в новом году становится известной лишь через несколько, даже не месяцев или недель, а часов до праздничного поздравления Президента.

Фото: Макс Требухов

И хочу отметить, что средний класс - это тот, на плечи которого легло больше нагрузки за эти три года. Он платит полные энергетические тарифы, не имея права на субсидии, он за эти три года лишен права, и правильно лишен, оптимизации налогов, он почувствовал сокращение платежеспособного спроса и выдержал это. И сегодня нуждается в нашей с вами поддержке. Именно этот средний класс - от айтишника за компьютером до фермера в поле - требует времени для реабилитации.

Средний класс без субсидий, еще раз подчеркиваю, пережил девальвацию, пережил инфляцию, рост тарифов, проблемы с кредитами и многие другие проблемы. Подчеркиваю - свою цену он заплатил сам, всю тяжесть вынес сам - без всякой поддержки или помощи со стороны государства. Восстановление и расширение среднего класса - это интерес не только людей, принадлежащих к этой социальной группе. Чем мощнее он, тем богаче является общество, тем больше успешных и инициативных людей. Тем более устойчива демократия, тем сильнее страна. И я просил бы всех нас - и Верховную Раду, и правительство - эту политико-социальную задачу при планировании и налоговых новаций, и бюджетных новаций, и в законотворческой активности учесть как приоритетную.

Система ProZorro

Система ProZorro на порядок повысила состязательность в сфере государственных закупок. Она обеспечила многомиллиардную экономию для бюджета и оптимизировала цену закупок. И неудивительно, что время от времени возникают инициативы ограничить систему, вывести из-под ее действия какие-то тендеры и тому подобное. Но система была, есть и будет под моей защитой. Я ее запускал и я ее буду защищать. И мы никому - Министерство экономики, правительство и Верховная Рада, это наше общее достижение, еще раз подчеркиваю - и мы совместно должны обеспечить ее защиту. Надеюсь, что вскоре в электронном режиме будут контролироваться все этапы закупок - от бюджетирования к заключению соглашений.

Электронное администрирование НДС

Система электронного администрирования НДС и единого публичного реестра заявлений на его возмещение разрушает одну из самых коррупционных схем, которые все годы существовали в Украине. И бизнес сейчас почувствовал эффективность этих изменений.

МВФ

Каждая копейка, которую Украина получила от МВФ - хочу развеять еще один миф - бережно хранится в золотовалютных резервах государства. Сегодня эти резервы превышают 18 млрд долларов. И это при том, что 0,5 миллиарда в этом месяце мы выплатили в качестве процентов по заимствованиям. Напомним, что на февраль 2015 резервы сократились до 5 млрд долларов. И за эти несколько более двух лет мы пополнили государственную казну более чем 13 млрд гривен. И курс гривны после головокружительного падения в 2014 - 2015 годах держится относительно неизменным уже на протяжении почти двух лет. 

ВВП

ВВП растет уже шесть кварталов подряд после четырнадцати кварталов падения. И это, я подчеркиваю, при том, что основная часть промышленного потенциала Украины, который был расположен на Донбассе, оккупирована, исключена из экономического оборота. Мы и в этом году прогнозируем рост на уровне 1,8%. Мы ожидаем ускорения роста экономики до 4% в 2020 году.

Фото: Макс Требухов

На прошлой неделе агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Украины. Оно не первое и не единственное, которое приходит к такому выводу, потому что два других наиболее авторитетных агентства в мире сделали это несколько раньше. Прогноз с отрицательного в марте 2015 года постепенно шаг за шагом сменился уверенно положительным сейчас, в августе 2017 года. Регулярные опросы руководителей предприятий, которые ежеквартально проводит Национальный банк, фиксируют рост оптимистических ожиданий как по развитию макроэкономической ситуации, так и финансового состояния самих предприятий. Директора уверенно говорят о прогнозируемом росте объемов производства товаров и услуг. Согласно исследованию, проведенному Европейской бизнес-ассоциацией, индекс инвестиционной привлекательности Украины покинул, наконец, негативную плоскость и стал самым высоким за последние шесть лет.

Пенсионная реформа

Правительство сделало первые шаги по поднятию зарплат учителям и врачам. Я надеюсь, что на следующей неделе Верховная Рада Украины примет наш совместный проект пенсионной реформы, который был утвержден правительством, утвержден и доработанный Национальным советом реформ при Президенте Украины. Я очень надеюсь, что это даст возможность осенью для значительной части пенсионеров увеличить пенсии. Это, как я уже неоднократно говорил, главная и принципиальная позиция, которая даст возможность и оздоровить ситуацию с выплатами пенсий, и поддержать повышение пенсий. Я еще раз подчеркиваю, я являюсь участником этого процесса и полностью это поддерживаю.

Эти повышения не такие большие, не такие, чтобы власть могла постоянно ими хвастаться, а люди - постоянно благодарить. Но я хочу подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о количественных показателях, а о качественном изменении тенденции. Мы не просто за счет средств Государственного бюджета выплачиваем перед выборами дополнительные несколько гривен, а мы кардинально меняем ситуацию в Пенсионном фонде, увеличиваем поступления и делаем эти тенденции постоянными.

Рейтинг успешности реформ

Не так давно Европейский банк реконструкции и развития составил рейтинг успешности реформ в странах Центральной Европы и Азии. К сожалению, радоваться нечему: из тридцати стран, которые исследовались, мы заняли двадцатое место, рядом с Грузией и Боснией. Результат, очевидно, выглядел бы лучшим, если бы большая часть того, что мы сделали за последние три года, была реализована в предыдущие 23. Первая десятка - это те, кто стартовал и львиную долю реформ сделал еще в девяностые. Возглавляют рейтинг Эстония, Польша и Словакия. Вот почему я прислушиваюсь к мнению Лешека Бальцеровича, своего советника, а премьер-министра консультирует Иван Миклош, бывший чиновник Словакии. Это настоящие реформаторы, не социальной демагогией и шапито в Украине занимались, а реально помогли нам своим опытом.

Фото: пресс-служба президента

Земельная реформа

Миллионы людей формально владеют землей, но за них решили, что они не способны ею распоряжаться и ввели абсолютно неконституционный мораторий. Почему мы тогда позволяем людям продавать квартиры? Их же тоже может кто-то все скупить.

Как государственный деятель при принятии решений я должен учитывать общественное мнение. И пока его, к сожалению, сформировали популисты. Я не собираюсь выдавливать из Верховной Рады земельную реформу, не буду этого делать. Но прошу принять - хотя бы устно, в уме и в сердце - политическое решение в ее пользу. Принять такие законы, которые хотя бы снимут фобии, имеющиеся на эту тему в обществе и у народных депутатов; которые учтут все предостережения, выставят все предохранители, установят минимальную цену, защитят крестьянина, сформируют прозрачную позицию в реестре для регистрации, но дадут свободу украинскому селянину. И прошу назвать, точнее вы сами определитесь и назовите, четкую дату старта, пусть даже это будет и не сегодня.

Земельный рынок и приватизация, дорогие мои, это не то что просит или давит Президент - этого не будет. Земельный рынок и приватизация - это два самых быстрых и надежных способа быстро привлечь в Украину достойный объем инвестиций. Друзья мои, это не только инвесторы говорят. Уверен в том, что это общая позиция мира. Такая приватизация всегда была многосторонним конфликтом интересов. Кто-то покупал фабрики и заводы, вкладывал в их модернизацию и развитие. Другие стремились приватизировать прибыль, не тратя деньги на приобретение активов, препятствовали приватизации крупнейших предприятий и сейчас, кстати, препятствуют.

Ремонт дорог

В 2014 году, хочу напомнить, во всей Украине было отремонтировано 102 километра дорог, в этом году план на дорожный ремонт составляет 3300 километров. Сравните эти две цифры.

Фото: EPA/UPG

Децентрализация

Местные бюджеты увеличиваются в два с половиной раза: с 69 млрд гривен в 2014 году до 170 млрд, запланированных на текущий год, которые уже перевыполняются. Друзья мои, я хотел бы привлечь ваше внимание к одной очень важной цифре: доля местных бюджетов в сводном бюджете страны стремительно приближается к 50%, и, скорее всего, преодолеет этот рубеж. Представьте себе: местным бюджетам остается сейчас больше денег, чем бюджет государства. Это не просто деньги, это и ответственность, и принципиальная политическая позиция. 

За местными бюджетами, кроме трансфертов, законодательно закреплены стабильные источники доходов, чего никогда не было, доли в общегосударственных налогах и местные налоги и сборы. Реформа дала новые возможности для развития городов и сел. И если раньше местные бюджеты были кассами по выплате заработной платы, то сегодня местные бюджеты имеют возможность строить дороги, школы, детские сады, центры предоставления административных услуг, освещения, кардинально менять ситуацию там, где руководители на месте, особенно там, где созданы объединенные территориальные общины, имеют возможность реально проводить свою политику. Не все, правда, сориентировались, как справиться с деньгами, и по состоянию на 1 сентября 13,5 млрд гривен лежат на депозитах в коммерческих банках, вместо того чтобы работать на людей, обеспечивать развитие территориальных общин.

Речь идет, в частности, о передаче общинам права распоряжаться земельными ресурсами, которые находятся в пределах и за пределами населенных пунктов. Очень важно и обеспечить передачу полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля, в предоставлении административных услуг. Нечего туда лезть центральной власти.

Итак, децентрализация работает, и она является действенным прививкой от федерализации, прочным залогом унитарности нашей соборной Украины. В то же время удивляют и возмущают действия отдельных политических сил. Так, например, в прошлом году ими было инспирировано решение ряда областных советов по установлению так называемых договорных отношений в распределении полномочий между государством и соответствующими регионами. Вы чего? Как Президент, Правительство и Верховная Рада должны расценить такую инициативу? Непродуманность, недальновидность, ошибка? На чью мельницу вы пытаетесь лить воду? Обращаюсь к депутатскому корпусу местных советов с просьбой очень внимательно смотреть, за что голосуете, в авантюры иногда вас втягивают ваши центральные партийные органы, ослепленные борьбой за власть. Так и к федерализму они вас приведут.

Фото: пресс-служба президента

Декоммунизация

За три года мы провели декоммунизацию, наконец, на 26-м году независимости. Были переименованы 32 города, 25 районов, в общем - почти тысяча населенных пунктов. Друзья, только памятников Ленину было убрано более тысячи триста, представьте себе.

Еще одна важная позиция: государство официально признало и почтило украинское национально-освободительное движение, включая Украинскую повстанческую армию, наконец, на 26-м году. И хотел подчеркнуть, что и День защитника Отечества мы больше не празднуем 23 февраля, наш праздник - 14 октября - день Украинских вооруженных сил.

Блокирование российских соцсетей

Вследствие введенных в текущем году санкций против компаний, которые администрируют российские поисковые системы и социальные сети, за что также была огромная критика в свое временя, но сейчас результат - российские сайты выпали из десятки самых посещаемых веб-ресурсов в Украине. Российские сети, к сожалению, были и остаются инструментами спецопераций российских спецслужб в необъявленной войне против Украины. Поэтому мы будем и дальше внимательно следить и сокращать их присутствие.

О кино

Рано говорить о ренессансе украинского кино. Но то, что процесс его возрождения начат, по-моему, очевидно. В прошлом году на экраны вышло 30 украинских фильмов, я подчеркиваю, это также рекорд за все годы независимости и также это происходит во время войны. В этом году прошло или ожидается 39 кинопремьер, из которых 19 фильмов созданы при государственной поддержке. В первую очередь, хотел бы подчеркнуть, что мы должны поддерживать фильмы патриотического направления, а не фильмы ужасов. Я уверен, что будет организована работа именно так.

Поместная церковь

Верховная Рада приняла историческое обращение к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине. Спасибо вам за это решение. Хочу вас также проинформировать, что я, в свою очередь, тоже написал соответствующее письмо Варфоломея Первому. И этот фрагмент Послания адресован не только украинскому парламенту и не только украинскому народу. Пусть нас услышит и руководство Вселенского Патриархата. Хочу еще раз обратить внимание Его Святейшества на серьезность наших намерений. На наличие у украинского руководства твердой политической воли решить эту проблему, которая, к сожалению, стоит на повестке дня еще с 1991 года. Украина имеет право на поместную церковь. И мы должны это право защитить.

Ожидаемое нами признание украинской автокефалии Вселенским Патриархом, подчеркиваю, никоим образом не означает ни появления государственной церкви, ни запрета на деятельность в Украине других православных конфессий. Но никто не имеет права лишить украинцев права на церковь. Каждый гражданин Украины сам и только сам выбирал, выбирает и будет выбирать веру и церковь.

Фото: Макс Требухов

Украинское государство отделено от церкви, но оно не может пассивно наблюдать, как другие государства и другие государственные органы используют зависимые от них церковные институты для достижения своих геополитических целей.

Хотя отдельно хотел бы отметить: я не подпишу законопроект, в котором предлагается согласовывать кандидатуры епископов и священников с государственными органами. Это не дело государства. Что касается других ваших законодательных инициатив, я готов их обсуждать и рассматривать с пониманием, что это все же слишком чувствительная дело.

Об ограничении президентских полномочий

Вступая в должность, в инаугурационной речи я отметил свою преданность идее парламентско-президентской республики. Впоследствии - сам поступился определенными полномочиями Главы государства при голосовании за поправки по вопросам правосудия и децентрализации. Но я никогда не соглашусь с предложениями забрать у людей право избирать Президента и передать это право парламенту. Объем полномочий главы государства также должен быть достаточным для эффективного выполнения функций Верховного Главнокомандующего.

Очевидно, что внесение кардинальных изменений в Конституцию уже почти в избирательном цикле вряд ли будет положительно воспринято обществом. Приближение плановых голосований за Президента и Верховную Раду делает еще более нерациональной идею досрочных выборов. Моя позиция неизменна: все должно произойти в определенные Конституцией сроки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить свободную, прозрачную, конкурентную и честную кампанию, а я настроен именно так. К ней надо готовиться уже сегодня. Прошу, уважаемые народные депутаты, в течение ближайших недель, может даже дней, завершить консультации и подать мне предложения кандидатур новых членов Центральной избирательной комиссии.

Минские соглашения

В течение последнего года от различных политических сил, в том числе из стен парламента, раздается сокрушительная критика в адрес Минских договоренностей. Да, они не идеальны. Они принимались в очень сложных для Украины военно-политических условиях. Они не принесли устойчивого мира. Но остается бесспорным факт, что именно благодаря Минским договоренностям нам удалось существенно снизить уровень боевых действий и соответственно человеческих потерь на Донбассе. Друзья, хочу привлечь ваше внимание, что с 25 августа, с даты когда вступило «школьное перемирие», Украина не имеет по состоянию на сейчас ни одного погибшего, ни боевой потери. Это, в том числе, в результате имплементации Минских договоренностей. 

Фото: пресс-служба президента

Благодаря Минским договоренностям нам удалось сформировать прочную международную коалицию в поддержку Украины. Благодаря Минским договоренностям нам удалось сохранить действенный механизм международных санкций против российского агрессора. Наконец, Россию стали называть агрессором. Вспомните, в 2014 году все пытались избежать, называя это «конфликтом на Востоке Украины». Мы получили драгоценное время, чтобы построить качественно новую украинскую армию и запустить двигатель реформ.

Любые новые соглашения, как бы их не называли, по сути будут воспроизводить нынешние и начинаться с главного - полного и всеобъемлющего прекращения огня. Главная же причина отсутствия прогресса в решении ситуации в Донбассе - это полное отсутствие политической воли у Кремля выполнять собственные обязательства. Неэффективность Минских договоренностей - это отсутствие воли Кремля их выполнять. Как бы кто ни хотел перевести это на кого-то другого. Но, несмотря на это, мы вместе со всем миром должны продолжать давление на агрессора с целью принудить его к миру путем выполнения «Минска» и пропорционально повышать цену за невыполнение взятых обязательств.

Миротворческая миссия

Россия продолжает осуществлять провокации, препятствовать эффективной деятельности наблюдателей мониторинговой миссии ОБСЕ, поставлять оружие на украинскую территорию и наемников. При таких условиях размещения на всей оккупированной территории Донбасса «голубых касок» ООН стало бы реальным прорывом в процессе мирного урегулирования и мощным фактором деэскалации. Это, безусловно, создало бы благоприятные условия для достижения прогресса на политическом треке мирного урегулирования на Донбассе. Именно в этом ключе вижу позитив в начале дискуссии по этому вопросу.

Хочу отдельно подчеркнуть, Украина начала эту дискуссию еще в 2015 году, в марте которого я послал к Генеральному секретарю ООН и председателю Совета Безопасности ООН обращение по развертыванию на территории нашего государства миротворческой операции под эгидой ООН. Эта инициатива опиралась на поддержку Верховной Рады и СНБО Украины. Украинская сторона передала нашим партнерам в Совбез ООН проект соответствующей резолюции. Однако до сих пор Россия полностью отвергала даже такую возможность. И все наши партнеры, честно говоря, не очень активно это поддерживали. Сегодня мы добились очень важного результата - мы имеем общий голос партнеров, которые поддерживают украинскую инициативу. Мы услышали, наконец, и определенную реакцию по ту сторону фронта. Хотя мы четко понимаем, что дьявол кроется в деталях. Безусловно, предложение РФ по развертыванию миссии ООН исключительно для целей охраны Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ есть по меньшей мере странным. Тем более, что именно российские боевики является главной угрозой для безопасности международных наблюдателей.

Украинская сторона готова к предметному разговору с членами Совета Безопасности ООН. Считаю, что эта дискуссия должна включать следующие принципиальные элементы. Во-первых, мы выступаем за развертывание полноценной миротворческой Миссии ООН на всем Донбассе. Она должна иметь целью не консервацию российской оккупации и легализацию российского военного присутствия, а обеспечение прочного мира в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и полное восстановление территориальной целостности нашего государства. 

Во-вторых, будущая Миссия ООН должна быть размещена на всей временно оккупированной территории, включая неконтролируемый участок российско-украинской государственной границы. 

В-третьих, упомянутая Миссия должна соответствовать руководящим принципам осуществления миротворческих операций ООН, априори исключает участие в ней представителей страны-агрессора или стороны конфликта. 

Фото: Макс Требухов

В-четвертых, ни о каком согласовании с российскими боевиками параметров участия будущей миссии ООН идти не может. 

В-пятых, работа над упомянутой инициативой никоим образом не является основанием для отмены существующих международных санкций против России. Они должны оставаться в силе до полного восстановления суверенитета, территориальной целостности и независимости нашего государства через выполнение Минских договоренностей.

Понятно, что договориться по параметрам миротворческой Миссии будет чрезвычайно сложно. Через полторы недели я отправляюсь в Нью-Йорк на Генассамблею ООН. Уверен, совместными усилиями, с помощью международных партнеров, прежде всего Германии, Франции и США, мы обязательно установим мир и вернем все оккупированные территории, восстановим суверенитет Украины.

Возращение Донбасса и Крыма

Почему именно политико-дипломатический путь является для нас приоритетным? Во-первых, враг укрепился в городских районах с мегаполисами и с большим городским населением. Там живут граждане Украины. Мы не можем и не будем уничтожать своих граждан так хладнокровно, как российское руководство делало в Чечне - других случаев такой жесткой «зачистки» я и вспомнить даже не могу.

Во-вторых, свой военный потенциал следует сравнивать не только с тем, что есть на оккупированных территориях, а со всем, что есть в распоряжении России. Ее армия - вторая-третья в мире по мощности. Военный бюджет России, подчеркиваю с 2000 года, в 16-20 раз превышал военный бюджет Украины, российская армия - в 5 раз больше нашей. 

В-третьих, возвращение конфликта в горячую фазу поставит крест на всех реформах и на восстановлении уровня жизни украинцев в то время, как общество устало от войны. Признаком такой усталости является тот факт, что 11% украинцев, часть из них и в этом зале, предлагают вообще отказаться от любых попыток вернуть оккупированные территории Донбасса, отрезать их и подарить врагу, ожидая, что они сами собой вернутся. 14% выступают за то, чтобы конфликт заморозить, а территории - изолировать. Эти проекты есть даже в Верховной Раде. Это я привожу цифры из опроса, проведенного в начале лета. 13% ратуют за военное наступление. Но подчеркиваю, почти 60% поддерживают курс на возвращение оккупированных территорий исключительно политико-дипломатическим путем.

Завершается работа над законопроектом об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей Украины. В ближайшее время он будет обнародован и вынесен на обсуждение в Украине и среди наших партнеров. Украинская общественность будет иметь возможность полностью и тщательно его обсуждать. Решающее слово будет за вами, уважаемые народные депутаты! Уверен, что вы будете иметь возможность полноценной дискуссии.

Фото: EPA/UPG

Теперь по Крыму. Можем ли мы отбить Крым у России силой? Реалистично - нет. Уйдет ли она оттуда ? Нет, к сожалению. Но мы можем создать условия, когда Крым станет для Москвы неподъемным бременем. Так, как вор иногда выбрасывает украденное, когда оно начинает его печь. Мы должны создать все условия, чтобы ему запекло.

Мы используем инструменты международного права, санкции, международные суды и арбитражи, различные международные платформы и мониторинговые механизмы - начиная от ООН и заканчивая ЮНЕСКО. Привлечение Российской Федерации к международно правовой ответственности, к сожалению, является долговременным, но, верю, эффективным процессом. Так мы заставим Россию отвечать языком права на свои действия на территории Украины. 

Первые слушания в Международном Суде ООН продемонстрировали, что дела являются чрезвычайно тяжелыми и комплексными. Украина является пионером, и никогда до этого практики такой не было, но мы ее начали. Россия будет отвечать. Мы на правильном пути. Суд уже приказал России прекратить нарушения прав человека в Крыму и политику расовой дискриминации на полуострове, зафиксировав этот факт.

Фото: Макс Требухов

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram