В Севастополе готовятся к выборам российского губернатора. За соответствующую поправку к Уставу города проголосовали местные депутаты. Избирать главу региона сроком на пять лет смогут все "граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Севастополя и обладающие в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Севастополя активным избирательным правом". День голосования еще не назначен, но по прогнозам оно состоится 17 сентября 2017 года. Впрочем, российские региональные выборы имеют свою специфику, о которой простые обыватели, видимо, еще не догадываются.
Непринятый закон
За всю историю севастопольцы избирали главу города только один раз в 1994 году. Конституционные соглашения и Конституция Украины 1996 года закрепили за Киевом и Севастополем особый статус, а вопрос об организации в них местного самоуправления отложили до лучших времен. Но, если закон "О городе Киеве" вступил в силу в 1999 году, и тогда же состоялись всенародные выборы киевского городского головы, то принятие закона "О статусе Севастополя" украинские парламентарии откладывали вплоть до марта 2014 года.
Пока городом правила местная номенклатура, отсутствие прямых выборов не слишком беспокоило севастопольцев, но ситуация изменилась в 2005 году, когда Президентом Украины стал крайне непопулярный на полуострове Виктор Ющенко. Городская ячейка Партии регионов, пережив легкий шок от первого Майдана, подняла на щит идею выборности мэра, надеясь таким образом сохранить контроль над городом.
Особую остроту эта тема приобрела в 2007-2010 годах, когда назначенный Виктором Ющенко глава Севастопольской городской государственной администрации (СГГА) Сергей Куницын оказался в центре серии коррупционных и земельных скандалов. Их эхо докаталось до Киева. 16 января 2009 года Верховная Рада была вынуждена отельным вопросом рассмотреть отчет депутатской комиссии о ситуации в Севастополе. Депутаты обвинили администрацию Куницына в нецелевом использовании бюджетных средств, а также в незаконном выделении сотен гектаров земли на морском побережье, потребовав его отставки (см. стенограмму заседания Рады). Отчет комиссии был одобрен большинством в 370 голосов, и материалы ее работы переданы в прокуратуру, однако это не имело никаких правовых последствий.
В Севастополе смотрели за этими событиями с плохо скрываемым раздражением и, не имея возможности влиять на назначение руководства города, обвиняли во всех бедах Киев. Впрочем, когда в 2010 году к власти в Украине пришли "регионалы", они сразу же взяли назад свои обещания, и Виктор Янукович лично заявил, что не видит смысла принимать закон "О статусе Севастополя" и проводить в южном городе выборы.
Обещания и реальность
В феврале 2014 года отсутствие выборного механизма контроля над местным самоуправлением позволило режиссерам "русской весны" раскачать ситуацию в городе. 23 февраля толпа на площади Нахимова "избрала" председателем исполкома городского совета (т.е. по сути "городским головой") российского бизнесмена Алексея Чалого. Все это на первых порах напоминало создание "народных рад" в регионах Украины – процесс, запущенный лидерами Майдана во второй половине января. И только через несколько дней, когда административные здания и военные объекты на полуострове стали захватывать вооруженные "зеленые человечки", а на дорогах появились колонны российской военной техники, стало понятно: речь идет отнюдь не локальном политическом противостоянии.
В те дни пророссийские агитаторы всячески убеждали севастопольцев, что, проголосовав за выход из состава Украины, горожане чуть ли не сразу получат возможность избирать главу города. 13 марта 2014 года Дмитрий Белик, и.о. председателя городской администрации после фактического бегства Владимира Яцубы, дал интервью главной городской газете "Слава Севастополя" под громким заголовком: "После переходного периода в Севастополе будет изменена система власти, мы уже говорим о том, что будет избранный мэр".
Каким же было удивление политически подкованных горожан, когда 9 апреля 2014 года, т.е. через несколько недель после того, как Россия заявила о присоединении Севастополя и Крыма, "народный мэр" Алексей Чалый представил, "руководствуясь Конституцией Российской Федерации", Устав города без прямых выборов главы российского региона – губернатора.
Закон предусматривал, что выбирать российского губернатора будут депутаты Законодательного Собрания (аналог украинского горсовета) из трех кандидатур, внесенных Президентом Российской Федерации. Именно по такой процедуре осенью 2014 года российским губернатором Севастополя стал Сергей Меняйло. Таким образом, еще одно обещание "русской весны" оказалось невыполненным.
Чалый против Меняйло
Впрочем, уже через несколько месяцев между "командой Чалого", получившей на выборах большинство мест в ЗакСобрании, и губернатором Меняйло наметился конфликт, который быстро достиг точки кипения, превратившись в полномасштабную феодальную войну.
Не имея возможности снять Меняйло с губернаторского поста, Алексей Чалый и его депутаты вновь достали из пыльного чулана транспарант с лозунгом о выборах главы города. Правда, голосов для изменения Устава на тот момент им не хватило – "меняйловские" депутаты саботировали эту инициативу. И тогда краснодарский миллионер Олег Николаев, который сделал в Севастополе головокружительную политическую и бизнес-карьеру под брендом "соратник Чалого", начал в Севастополе сбор подписей за отставку Меняйло и проведение прямых выборов губернатора.
Первоначально в Кремле склонялись к тому, чтобы поддержать Меняйло. В конце июля ЦИК РФ отказал инициативной группе по проведению референдума о выборах губернатора Севастополя. Однако уже через несколько дней Владимир Путин снял с должности Сергея Меняйло и прислал в город нового наместника – Дмитрия Овсянникова, который сразу же дал понять, что является сторонником идеи прямых выборов главы города. Спорить с назначенным Москвой губернатором, пусть и в ранге "врио", рискованно. Поэтому бывшие члены группы поддержки Меняйло 24 ноября 2016 года отдали свои голоса за поправки в Устав города, декларирующие всенародные выборы. Теперь необходимо принять отдельный законодательный акт, регламентирующий их процедуру. Однако уже сейчас в общих чертах можно представить его содержание.
Политический фильтр
Выборы губернаторов в российских регионах имеют свою специфику. В федеральном законодательстве РФ содержится обязательное для всех понятие "муниципального фильтра". Это значит, что выдвижение кандидата-партийца должны поддержать от 5 до 10% депутатов органов местного самоуправления – муниципальных советов, при этом такая поддержка должна быть оказана ему в ¾ муниципальных округов. Нынешний наместник Путина в Севастополе Дмитрий Овсянников уже высказался за создание 10% муниципального фильтра.
В Севастополе в настоящий момент создано десять муниципалитетов – по четыре в каждом из городских районов и шесть в сельской зоне. Система выборов в органы местного самоуправления построена по такому принципу, что дает безоговорочное преимущество кандидатам от "партии власти". Более 60% местных депутатов в Севастополе были выдвинуты "Единой Россией". Есть представительство у КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России". Однако ни одна из этих трех партий не имеет необходимого количества депутатов в ¾ муниципальных округов, чтобы без помощи самовыдвиженцев (как правило, это скрытые "единороссы", не получившие места в основном списке) и/или "Единой России" выдвинуть своего кандидата.
Что касается независимых выдвиженцев, то кроме муниципального фильтра им необходимо будет собрать от 0,5% до 2% подписей в свою поддержку, что делает выдвижение внесистемного кандидата уж совсем невероятным.
Таким образом, основная борьба за губернаторское кресло развернутся не на выборах, а в кулуарах "партии власти" - "Единой России".
Фаворит
Бесспорным фаворитом предвыборной гонки сегодня является нынешний врио губернатора Дмитрий Овсянников. Во-первых, у него в кармане, подписанный летом президентский указ о назначении в Севастополь, который должен продемонстрировать всем сомневающимся, кто именно является согласованной с Кремлем кандидатурой. Во-вторых, мощный админресурс. Только в полностью подотчетных Овсянникову структурах российского правительства Севастополя работает около двух тысяч человек, и это не считая многотысячной армии бюджетников – врачей, учителей, сотрудников дотационных ГУПов (как называют в Севастополе теперь бывшие украинские коммунальные предприятия). В-третьих, поддержка "команды Чалого", а это контрольный пакет в городском парламенте и наиболее раскрученные медиа-ресурсы. Причем "команда Чалого" свое присутствие в информационном пространстве города только наращивает.
Желая избежать участи Меняйло, московский назначенец с первых дней появления в Севастополе начал давать авансы могущественному олигарху местного значения. В частности, пообещал полную поддержку чаловской инициативе "умных сетей", предполагающей модернизацию системы энергообеспечения города с использованием изобретений семьи и партнеров Чалого. Впоследствии этот проект планируется распространить на всю Россию, а его льготное финансирование обеспечить за счет бюджетных средств. Обслуживание модернизированных сетей, как ожидается, будут осуществлять коммерческие структуры, связанные с Чалым.
Кроме того, Овсянников активно поддержал лоббируемую Чалым и его соратником Олегом Николаевым проект "элитного виноделия", предполагающий выделение на льготных условиях участков земли в сельской зоне Севастополя богатым россиянам, желающим заиметь свою "фазенду" на юге.
Таким образом, у Овсянникова на руках все козыри. Испортить игру молодому врио может лишь неожиданный конфликт с Чалым и его окружением, если он не сможет удовлетворить хотелки нуворишей "русской весны". Либо, что более вероятно, неожиданное решение Кремля о назначении нового главы Севастополя. По крайней мере, на это больше всего уповают севастопольские "оппозиционеры".
Фронда
Среди недовольных Овсянниковым - старая городская номенклатура и бывшие "регионалы". Еще при Сергее Меняйло в городе наметалась тенденция замены всех управленческих кадров на выходцев из разных регионов России. При этом речь идет не только о должностях высшего, но и среднего звена. Ведь высокопоставленные чиновники приезжают на ПМЖ к морю в окружении жен, родственников, друзей и любовниц, которых тоже нужно устроить на госслужбу. При Овсянникове эта тенденция еще больше укрепилась. В органах исполнительной власти в последние три месяца прочно прописались выходцы из Удмуртии - родины нового врио, Урала, Дальнего Востока.
Кроме того, в Севастополе еще во время Партии регионов не осталось свободных участков земли, а развитие "элитного виноделия" предполагает, что перед тем как передать земельные наделы российским богачам, их необходимо у кого-то забрать. На роль тех, кого предполагается пустить под "раскулачивание", лучше всего подходят бывшие севастопольские "регионалы" и особенно последний министр обороны Виктора Януковича Павел Лебедев, являющийся одним из главных городских латифундистов.
В своем противостоянии с Овсянниковым местные "фрондеры" с надеждой смотрят на остальной Крым (отдельную от Севастополя административную единицу по российскому законодательству), где представителям старых элит удалось в значительной степени сохранить свои позиции, чему в немалой степени способствовала отмена выборов мэров городов и поселков.
Крымские власти, расположенные в Симферополе, в последнее время конфликтуют с российскими властями Севастополя за федеральные бюджетные деньги и вмешиваются в местный политический процесс. Другим союзником "бывших" может стать Министерство обороны РФ, которое считает Севастополь своей вотчиной. Военные без симпатии относятся к Овсянникову и его сибирско-дальневосточной команде чиновников, считая их "штафирками" и с ностальгией вспоминая времена Меняйло. Не исключено, что за оставшееся до выборов время они попытаются повлиять на Кремль с тем, чтобы получить своего кандидата в губернаторы "города русской военно-морской славы".
Но и у Дмитрия Овсянникова достаточно сильные позиции в Москве. Он считается человеком из команды Сергея Кириенко, недавно назначенного первым заместителем главы администрации российского президента. Поддержку ему могут оказать и главы некоторых госкорпораций, в частности, Анатолий Чубайс (председатель правления госкорпорации "Роснано") и Сергей Чемезов (гендиректор корпорации "Ростех"), людей которых врио взял на работу в Севастополь.
Таким образом, судьба российских выборов в Севастополе будет решаться не столько на избирательных участках, сколько в кремлевских кабинетах, где за право владеть трофеем "русской весны" вступили в бой госкорпорации и военные.