Харьковский тракторный завод (ХТЗ) – самое крупное машиностроительное предприятие в советской Украине и одно из самых крупных в Союзе. Основанный в 1930 году завод в 80-е выпускал по 70 тыс. тракторов в год, общее количество выпущенных машин перемахнуло за 2 млн, а харьковские тракторы покупали в 36 странах мира.
Все изменилось с распадом Советского Союза. ХТЗ, как и многие другие промышленные предприятия, потерял привычных поставщиков и рынки сбыта. Моторы для харьковских тракторов делали местные предприятия "Серп и молот" и Харьковский завод тракторных двигателей. Они пошатнулись первыми в середине 90-х. Сегодня старые корпуса завода "Серп и молот" взорваны, чтобы расчистить землю под застройку. А на месте Харьковского завода тракторных двигателей возвели и жилье, и торгово-развлекательный центр с аквапарком.
В 90-е перед руководством ХТЗ стояли вопросы: где брать моторы для производства тракторов, где брать деньги на закупку моторов? Решение предложил немецкий госбанк КfW, который своими кредитами поддерживает экспорт немецких предприятий. Кстати, в Украине подобная система до сих пор не работает — украинские предприятия пробивают себе путь на внешние рынки сами без финансовой поддержки государства.
26 января 1998 года Кабмин Украины предоставил госгарантии на кредит ФРГ для организации производства тракторов ХТЗ-17021 с двигателями немецкой фирмы "Дойц АГ" и их последующей продажи. Гарантии были предоставлены немецкому банку KfW на сумму 62,05 млн немецких марок – 85% стоимости контракта. Обязательства перед немцами с украинской стороны на себя брал государственный Укрэксимбанк, финансовый агент правительства Украины. За эти деньги ХТЗ закупал не только дизельные двигатели, но и моторные масла, охлаждающую жидкость и запасные части (контракт от 4 сентября 1997 года N 804-05750295/276-03-97). Под этот контракт ХТЗ получал кредит у государственного Укрэксимбанка на сумму 73 млн немецких марок.
Планировалось, что государство даже заработает на этом посредничестве 0,5% годовых от суммы гарантии. ХТЗ должен был также заключить с Минфином Украины договор о порядке возмещения расходов госбюджета, которые могли бы возникнуть в случае невыполнения заводом своих обязательств по кредиту.
Через три дня после этого, 29 января 1998 года, Кабмин выдал гарантийное обязательство банку KfW. 5 февраля Укрэксимбанк выделил ХТЗ пятилетний кредит сперва на сумму 22,8 млн немецких марок, 30 ноября еще на 19,05 млн марок. В пересчете на евро это составляло 21,4 млн. Однако миллионные вливания не сделали предприятие успешным. В 2000 году прекратил работу учебный цех ХТЗ. В 2001 предприятие впервые в своей истории остановило работу из-за нехватки денег.
В 2003-2005 годах сменилось сразу несколько акционеров предприятия. Даже в этих условиях выплаты по кредиту ХТЗ производились. Согласно акту КРУ в Харьковской области на 1 июля 2005 года задолженность по кредитам под госгарантии ХТЗ составляла примерно 16,05 млн евро (основной долг + проценты). На 1 мая 2007 года сумма долга ХТЗ по кредитным договорам по данным Минфина и Укрэксимбанка составляла 13,62 млн евро.
К 2007 году ХТЗ попал под контроль владельца футбольного клуба «Металлист» и основателя холдинга DCH Александра Ярославского, хотя часть акций оставались в госсобственности. Завод находился в плачевном состоянии и терпел убытки, нужны были многомиллионные вливания, чтобы оживить производство.
Сам Ярославский не мог себе позволить такие инвестиции в непрофильный для себя актив (он зарабатывал на недвижимости, финансах и нефти). Зато заводом интересовался более состоятельный российский миллиардер Олег Дерипаска, который кроме всего прочего владеет машиностроительной корпорацией «Русские машины». (Украинский Forbes оценивает активы Ярославского в 775 млн долларов США в 2015 году, американский Forbes включил Дерипаску в список самых богатых людей планеты с состоянием 3,8 млрд долларов США).
При этом в собственность иностранцам попало и оборонное производство на ХТЗ. Военную технику и технику двойного назначения завод прекратил производить только... в 2014 году.
Вот как об этой сделке писало издание "Деловая столица":
"В 2007 году Ярославский и Дерипаска ударили по рукам и закрыли сделку. Акционерами ХТЗ вместо структур Ярославского стали компании Alport Enterprises Limited и Calverton Establishment Limited, а также Golden Property Enterprises Limited. А в 2009 году к ним присоединился уже упомянутый ранее "Курганспецмаш". Тогда же в состав правления и наблюдательного совета харьковского завода вошли россияне - менеджеры группы “ГАЗ”. Практически одновременно с приходом людей Дерипаски на предприятие началось его банкротство по иску компании "Торговый центр-2000". Она, по слухам, была близка к акционерам ХТЗ, что позволило растянуть мораторий на удовлетворение требований кредиторов, обеспечив предприятию "долговые каникулы", на семь лет".
В 2010 году по ХТЗ было возбуждено очередное дело о банкротстве, которое в итоге закончилось мировым соглашением. 10 августа 2010 года Высший хозсуд признал налоговую Харькова кредитором ХТЗ по денежным требованиям в размере 158,41 млн гривен (задолженность по кредитам + пеня + комиссия за госгарантии по иностранному кредиту). В суде принимали участие и представители прокуратуры, и Минфина, и Укрэксимбанка. Таким образом налоговая была уполномочена в дальнейшем представлять государство в спорах с ХТЗ. Указанная сумма была включена в реестр кредиторов.
На этом победы государства закончились.
Налоговая Харькова в 2010-2014 годах пыталась через суд добиться увеличения суммы долга ХТЗ в гривневом исчислении с учетом роста курса евро, но суды отказывались это делать, ссылаясь на то, что у них отсутствуют полномочия по пересмотру требований кредиторов.
24 октября определением хозсуда Харьковской области было утверждено мировое соглашение ХТЗ с комитетом кредиторов, среди которых не было представителя налоговой. Более того, представителей налоговой не приглашали на заседания кредиторов, копий протоколов комитета кредиторов налоговая не получала, хозяйственный суд не уведомлял налоговую о дате и времени рассмотрения мирового соглашения. А сам комитет кредиторов состоял из юрлиц, которые согласно сообщениям в прессе контролируются структурами из орбиты Дерипаски.
В протоколе комитета кредиторов ХТЗ №10 от 3 ноября 2014 года приводится такой состав участников заседания:
ООО «Профмаш СМ» - 149 325 голосов — компания связана с владельцем 21,753% акций ХТЗ оффшорной Calverton Establishment Limited, где числится всего 1 работник. Эту компанию в прессе связывали с Олегом Дерипаской.
ЗАО «Торговий центр 2000 »- 102 590 голосов — эта компания и инициировала процедуру банкротства в 2010 году. Если пройти по цепочке владельцев в реестсре Минюста, то конечным бенефициаром одного из акционеров этой компании будет Александр Ярославский.
ООО «Бриз МТ» - 70 063 голоса — компания связана с владельцем 17,93% акций ХТЗ оффшорной Golden Property Enterprises Limited.
ООО «Нью Системс Юг» - 45 175 голосов - владельцем компании выступает уже знакомая нам ООО «Профмаш СМ», первый кредитор в этом списке.
ООО «Газ Капитал» - 60 600 голосов — сведений о такой компании в реестре Минюста вообще нет.
Большая часть кредиторов из этого списка напрямую связана с акционерами ХТЗ. Не удивительно, что комитет кредиторов договорился начать выплаты по долгам только в 2020 году, причем тот самый долг перед Укрэксимбанком (109,49 млн гривен) попал в четвертую очередь требований. Эти долги будут возвращаться на протяжении 30 лет с первым платежом «не позднее 31 марта 2035 года» по 31 декабря 2064 года. А пеня за невыплату долга Укрэксимбанку (48,9 млн гривен) вообще попала в шестую очередь требований и будет списана.
То есть Украина сейчас платит по долгам ХТЗ за немецкие моторы в евро. А ХТЗ будет возвращать Украине долги потом, до 2064 года, в гривне по курсу на 2010 год, а пеню за неуплату вообще возвращать не собирается.
25 мая 2015 года налоговая попыталась взыскать с ХТЗ часть долга перед Украиной через суд, оспорив определение суда о мировом соглашении. Однако оказалось, что малое частное предприятие «ЕАЛЕ» еще 11 ноября 2014 года также обратилось в Харьковский апелляционный суд и проиграло. После чего всем другим кредиторам отказывали на основании того, что определение суда о мировом соглашении уже было предметом апелляционной жалобы. При этом «ЕАЛЕ» требовало взыскать всего 100 тыс. гривен с ХТЗ.
Точно так же Высший хозсуд Украины 4 марта 2015 года оставил кассационную жалобу МЧП «ЕАЛЕ» без рассмотрения. И на основании этого жалобы всех других кредиторов не были рассмотрены в Высшем хозсуде. Интересно, что в судебных заседаниях Высшего хозсуда присутствовал представитель Генпрокуратуры Гудименко Ю.В. (возможно, Гудименко Юлия Викторовна, которая недавно успешно прошла проверку согласно закону «Об очищении власти»).
Представитель Генпрокуратуры почему-то поддерживал позицию ХТЗ и выступал против удовлетворения кассационных жалоб. Возникает вопрос: разве таким образом представитель Генпрокуратуры Украины не выступал в суде в интересах российского олигарха, а не в интересах украинского государства?
Вряд ли компания из орбиты российского олигарха могла бы провернуть такую схему без лояльных судей и работников прокуратуры.