Недавно в Одессе представили нового губернатора Михаила Саакашвили. В Facebook вы написали, что это исключительное кадровое решение, оправданное сложной ситуацией в стране…
Назначение восприняли по-разному, в соцсетях оно вызвало шквал комментариев. Мое искреннее пожелание Михаилу – удачи!
Я видел, как изменилась моя историческая родина после жестких реформ Саакашвили. Приезжая в Грузию, и украинцы, и русские признавались тогда, что им кажется, будто они попали в сказку. Трудно было поверить, что такое вообще возможно: прохождение таможни стало занимать максимум 15 минут, за столько же времени человек получал права, паспорт или любой другой документ. Исчезли гаишники, берущие взятки на дорогах, я уж не говорю о кардинальном изменении качества самих дорог. Было построено много больниц, стадионов… То есть страна действительно изменилась, и это были перемены к лучшему. Да, они не для всех оказались простыми, и далеко не каждый смог их принять легко, а тем более – с радостью. Но «бархатных» реформ не бывает. И если хочешь в конце концов получить ощутимый результат – будь готов к трудностям.
То есть вы не видите ничего зазорного в том, что человек, которого разыскивают в родной стране, получил государственную должность в Украине?
Очень немногие способны проводить результативные изменения. Саакашвили доказал, что он это может. И в истории Грузии он останется благодаря своим реформаторским заслугам, а не разборкам с политическими оппонентами. Надеюсь, что и в истории Украины – тоже.
Вы пообещали немало изменений в масштабах области. Когда ждать результаты?
Киевская область, как, наверное, и все остальные регионы страны, требует сейчас масштабных перемен. Люди нуждаются в изменении самого качества жизни. Но это невозможно, пока у руля старые кадры. Потому необходимо коренное кадровое реформирование. Именно коренное. Вместо старых кабинетных чиновников нам нужно найти людей, что называется, заточенных под современные реалии, нацеленных на конкретные результаты. Во всех вверенных мне департаментах сейчас происходит стратегическое кадровое реформирование, мы ищем именно таких людей. Радует, что они есть.
А вы не боитесь, что в результате придут новички и теоретики, которые, попав в систему, либо не смогут ничего сделать на практике, либо станут ее частью? К тому же зарплата, за которую им придется трудиться, прямо скажем, не мотивирует к продуктивной работе.
Мы делаем все возможное, чтобы подобные риски минимизировать. К поиску новых людей в департаменты обладминистрации привлечены опытные, грамотные консультанты и рекрутеры, хорошо понимающие рынок труда и персонала, существующий в нынешней Украине. Со своей стороны мы четко и прозрачно прописали квалификационные требования к специалистам и задачи, которые перед ними ставятся. Причем вся информация о наших поисках находится в открытом доступе: мы используем билборды, ситилайты, объявления на сайтах и т.д. Хотите знать, кто нужен КОГА, – заходите на сайт people.koda.gov.ua и все увидите! На сегодняшний день окончательно определяемся с директором Департамента образования. Было подано 165 заявок от кандидатов, но пока, к сожалению, нужного человека не нашли: экспертную комиссию не прошел ни один из финалистов. Поиск мы проводим не для галочки, поэтому прием заявок продолжили еще на несколько недель.
Мы ищем нестандартные подходы, поэтому параллельно с поиском руководителя департамента сейчас создаем Проектный офис реформирования образования и науки в Киевской области, который возглавил Владимир Спиваковский – ученый-экономист, писатель, основатель и руководитель первого в Украине частного лицея «Гранд». Его задачей будет измнение системы образования всех уровней – от дошкольного до научного – в пользу повышения увлекательности, результативности, интеллектуальности.
На вакансию руководителя туристического направления мы получили более 150 резюме. По итогам отбора два ключевых сотрудника по туризму уже приступили к работе, и сейчас мы вместе с экспертами отрасли прописываем стратегию развития туризма.
Активно ищем квалифицированных специалистов и в Департамент экономики. В частности, сейчас выбираем, кто может возглавить в нем ряд ключевых направлений – внешнеэкономической деятельности, инвестиционных проектов, по привлечению грантов и займов, поддержке малого и среднего бизнеса и другие.
Зарплаты у чиновников небольшие, как мотивировать профессионалов идти на госслужбу?
Зарплата сейчас действительно невысокая, и мы понимаем, что достаточного количества средств для ее повышения в госбюджете нет. Мы также прекрасно осознаем, что молодой специалист с хорошими свежими идеями, но также и с амбициями, не придет эффективно работать на государственную службу при зарплате около 1200 гривен в месяц. Но госслужба должна пытаться создавать конкурентную среду частному бизнесу. Потому мы ищем возможные решения. Варианты есть. К примеру, с введением электронного документооборота отпадет необходимость в некотором количестве сотрудников, работа которых заключается в собирании «нужных» подписей и ношении документов из кабинета в кабинет. Такие есть в любом госучреждении. При этом общий фонд заработной платы можно перераспределить между оставшимися работниками.
Второй источник повышения зарплат – на законодательном уровне предусмотреть на определенный переходный период возможность оплаты труда из других источников, например фондов, которые могли бы наполнять инвесторы, европейские партнеры. Все выплаты будут прозрачными и контролироваться аудиторами. В Украине такого опыта еще нет, но мы готовы запустить пилотный проект в Киевской области, готовы принимать участие в обсуждении, инициировать изменения в законодательство.
Недавнее заявление заместителя Администрации Президента Дмитрия Шимкива о заработной плате госслужащего не менее 700 евро, несомненно, амбициозное. Но нужно ставить перед собой большие цели.
Допустим, вы найдете новых людей, но хватит ли им полномочий? Пока люди, пришедшие во власть, например, из бизнеса, особых успехов не демонстрируют.
По поводу полномочий – для этого, как бы ни банально это звучало, нужна политическая воля руководителей. Я лично беру на себя ответственность перед департаментами, которые курирую, «пробивать» всевозможные стены. Даже проект кадровых изменений в ОГА мы, по сути, делаем вопреки правилам обладминистрации: не обязаны проводить открытый поиск кандидатов, но делаем его максимально публичным. Я хочу изменить сам формат мышления – чтобы наши сотрудники искали пути решения, а не отступления.
Должен сказать, что даже среди руководителей сторонников проводимых изменений, к сожалению, мало. Но мы внедряем и реализовываем наши инициативы.
Сейчас мы готовим решения, которые на самом деле нужны не только Киевской области, но и всем другим регионам. Разрабатываем закон, который позволит областным бюджетам получать доход от рекламных плоскостей, размещенных на территории области. Киев ежегодно получает от наружной рекламы более 100 млн. гривен. Область может собирать минимум 25-30 млн. в год. Это те деньги, которые можно потратить, например, на развитие инфраструктуры.
Также мы обратились в Кабинет министров с просьбой вернуть областным администрациям право контролировать ценообразование на автобусных маршрутах, где есть перевозчики-монополисты. С мая мы такое право утратили, и перевозчики фактически самостоятельно, без согласований, могут повышать цену на проезд. Я не большой приверженец того, чтобы государство контролировало все и всех, но в случаях возможного социального напряжения – это необходимо.
Недавно Киевская область начала передачу в эксплуатацию своей части оборонительных сооружений на границе Донецкой и Луганской областей. Вы как куратор строительства можете заверить, что здесь бюджетные средства расходуются по назначению?
По поводу строительства оборонительных сооружений, за которые отвечает Киевская область, – приходится постоянно подключать какие-то личные связи, чтобы решать проблемы – выискивать технику, материалы. Например, с техникой нам помогал народный депутат Александр Марченко из Белой Церкви. Он также написал заявление на отпуск в Верховной Раде, поехал на строительство фортификационных сооружений и сам работал на экскаваторе, причем на одном из наиболее сложных участков – на песчаном склоне, где постоянно осыпался песок и заваливало машины.
Наша линия фортификаций – почти 40 километров – находится непосредственно возле передовой. Было несколько ситуаций, когда недалеко от места строительства были взрывы. Один раз на мине подорвалась машина, погибли военные и волонтеры, после чего одна строительная бригада просто уехала, в спешке бросив даже технику. Сейчас боевые действия очень активизировались, практически каждый день бомбят, постоянно идут обстрелы. Поэтому я искренне благодарен тем, кто не побоялся и приехал работать. Всего по заданию Президента нам нужно возвести 16 опорных пунктов, и сейчас общая готовность – больше 90 процентов. Мы работаем в связке с Министерством обороны. Проект строительства несколько раз пересматривался, дополнялся фронт работ. Сейчас параллельно с завершающими работами мы передаем военным полностью готовые объекты.
Вы заявляли, что ваша главная цель на посту заместителя губернатора Киевской области – борьба со злоупотреблениями чиновников. Что конкретно сделано?
Мы запустили проект «СТОП коррупции в Киевской области». В его рамках заработала горячая линия (04) 578-00-04, на которую любой житель области может позвонить и сообщить о фактах нарушений, взяточничества, затягивания дел для получения материального «поощрения» и прочих проблемах. Зарегистрировано несколько сотен звонков. Обращения людей только подтвердили: самыми коррумпированными структурами на Киевщине являются Госкомзем, Госреестр, Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля и местные управления архитектуры и градостроительства. Ежегодный теневой оборот в этой сфере составляет 200 миллионов гривен!
Кроме того, проверили посреднические фирмы, которые работают в земельной сфере и выдают разного рода разрешения в строительстве. Только в открытых источниках мы обнаружили порядка двух десятков фамильных «совпадений», которые указывают на то, что руководят этими фирмами родственники начальников разрешительно-согласовательных органов. Так, например, директор Васильковского Центра предоставления административных услуг самолично раздавал посетителям визитки фирмы-посредника, принадлежащей его жене. По поводу этих «совпадений» мы направили письмо в МВД, прокуратуру и СБУ.
Каждая такая ситуация берется нами на контроль, я ежедневно подписываю по вопиющим фактам письма в силовые структуры, и мы следим, чтобы ни одна ситуация не была спущена на тормозах. Вот недавно на взятке был задержан руководитель Госреестра в Буче. Но сопротивление системы – жесточайшее! Тех, кто реально поддерживает идею социальной справедливости и открытости, на деле оказываются единицы, а вот тех, кто этому противодействует, – великое множество. Тем не менее, мы уже помогли людям завершить «долгоиграющие» дела и без взяток получить разрешительную документацию – на дом, на землю.
Вы сейчас рассказываете о единичных удачах, которые не решают глобальной проблемы.
Зато они дают людям веру в то, что не все так безнадежно и изменения к лучшему возможны. Если же говорить глобально, то основные источники коррупции – это несовершенное законодательство, смехотворные зарплаты чиновников, наличие большого числа «прилипал» – посреднических фирм.
Также большой проблемой является недостаточная информированность населения. К примеру, очень многим людям не пришлось бы платить «дополнительные» деньги, если бы они знали, как правильно оформлять те или иные документы, куда с ними идти, в какие сроки по закону их в инстанциях обязаны оформить. И если бы все эти инстанции были централизованы, находились в одном месте, а не в разных, предоставляя при этом все виды сервиса не только быстро, но и в максимально комфортных условиях. Потому планируем развивать Центры предоставления административных услуг – ЦНАПы, а также проводим информационную кампанию в рамках программы «Правовой советник», разъясняя населению нюансы разрешительно-согласовательных процедур по земельным вопросам.
Для нейтрализации фирм-посредников мы создаем коммунальное предприятие, аналог "Дома юстиции" в Грузии, с разветвленной сетью филиалов по всей области. Человек сможет регистрировать имущественные права, например на недвижимость, в любом удобном для него офисе, без привязки к так называемой прописке. Причем в таком офисе будут предоставлять все услуги, за которыми сегодня приходится обращаться к различным посредникам: землеотводы, техническую документацию и так далее. Естественно, прибыль коммунального предприятия будет поступать в бюджет области.
Еще одно новшество, с помощью которого мы сможем ударить по коррупции, сделав информацию открытой для людей, – это Геопортал Киевской области, абсолютно уникальный в масштабах Украины проект. Мы планируем его запуск до конца года, и тогда каждый желающий сможет узнать, кто является собственником земли, как именно она приобретена или на каких условиях арендована, какое ее целевое назначение по документам. Сейчас ведем переговоры с крупнейшим поставщиком космических снимков, геоинформационных продуктов и сервисов, чтобы снабдить Геопортал программой агромониторинга, которая, среди прочего, дает возможность почти безошибочно выявлять самые разнообразные факты нецелевого использования земель, из-за чего областной бюджет ежегодно обворовывается на астрономические суммы.
А кадровые решения будут?
Конечно. Вместе с председателем Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максимом Мартынюком приняли решение заменить абсолютно всех территориальных руководителей-земельщиков – районных и городских. Этот процесс уже идет, и его смело можно приравнять к люстрации в одной отдельно взятой сфере.
Что нужно сделать для экономического развития региона?
Прежде всего, нужно создать производства и рабочие места, восстановить то, что простаивает или закрылось, вернуть тех, кто из-за кризиса ушел с нашего рынка. Обязательное условие – создание привлекательного бизнес-климата для инвесторов и бизнесменов. Особенно важно поддержать малый и средний бизнес, ведь предприниматели продуцируют 86% налогов для бюджета области. В частности, мы планируем реанимировать проект новой окружной дороги - она разгрузит столицу, а область из этого сможет извлечь экономические выгоды от транзита транспорта. Думаем, как развивать придорожную инфраструктуру, логистические парки, площадки отстоя большегрузного транспорта. Обсуждаем перенос промышленных предприятий из Киева в область – сейчас уже определили 16 перспективных территорий для создания индустриальных парков.
Также необходимо развивать инфраструктуру, используя современные технологии, энергоэффективность. Транспортное сообщение необходимо выводить на качественно новый уровень, есть хорошие перспективы по биоэнергетике. Кроме того, туризм в Киевской области мы также рассматриваем как экономическую категорию с большим потенциалом развития.