Но большинство наших, ничего не заработавшие, а все своровавшие, они не такие. Они уверены по совершенно неизъяснимым причинам, что самые умные, и что та система ценностей, которой они придерживаются, и есть самая правильная. Они – какие-то карикатуры на вопрос “если ты такой умный, отчего же такой бедный?”. Люди, которые никогда не встречались с обладателями лихих миллиардов, даже и не представляют себе, с каким убожеством с Кап-Ферра можно столкнуться. И я, в силу обстоятельств личной жизни и профессии, наблюдающий подобные примеры последние десятилетия, могу поделиться лишь эмоциями – все равно не поверят.
За судебным процессом Березовского против Абрамовича я следил как зачарованный – наконец-то то, что я всегда знал и понимал, стало достоянием общества. Но то были только цветочки. Ягодки – это, конечно же, Фирташ в Вене. Какая-то ошеломляющая наивность, уверенность в том, что земля стоит на трех китах и плоская просто потому, что круглой быть не может. Но показания Фирташа на процессе я еще мог объяснить необходимостью спастись от экстрадиции. Он высказывался на политические темы, в которых ничего не понимает, просто потому, что не мог не высказываться – такова линия защиты. Ну и, конечно же, не мог удержаться от описания собственного олигархического величия.
Но интервью “Интеру” – это уже не необходимость. Это – желание. Во-первых, “Интеру”. Разумеется, никакой другой канал не может быть удостоен такой чести. В суде Фирташ честно объяснил, зачем ему “Интер” и как он его использует – и после этого объяснения вполне логично появление владельца на выкупленном экране.
Во-вторых, фактически призыв к войне с правительством от имени Федерации работодателей. То есть Дмитрий Фирташ правда не понимает, что для Украины эта Федерация – это он и есть. Ее заявления и ее инициативы всегда воспринимали как его личную позицию. Он мог бы хотя бы просмотреть сообщения украинских СМИ относительно резонансных заявлений Федерации – ну хотя бы во время Майдана – чтобы убедиться: никого этой ширмой он никогда не обманывал. Поэтому война с правительством – это его личная война, а не война работодателей. И когда он говорит о борьбе бизнеса с властью, он говорит о себе.
В-третьих, вот эта удивительная ода олигархату. Я вначале вообще думал, что ослышался, но нет.
“Но что такое борьба с олигархами? Это не просто два, три, четыре, пять человек, это десятки тысяч людей по стране - кто-то больше, кто-то меньше, но это те люди, которые создают рабочие места, это те люди, которые наполняют бюджет, это те люди, которые думают, как бы устроить тот или иной регион, как помочь делать то или другое”.
Я сейчас не буду спорить с количеством олигархов – по-моему, их не десятки тысяч.
Я о том, что этот человек и в самом деле считает себя олигархом. Не предпринимателем. Олигархом. Сам. Он даже не понимает, что это стыдно.
Опять-таки, я это слышу не в первый раз. Но раньше от подобных людей я слышал это в личном общении. Не в интервью. То есть он на самом деле не понимает разницу между олигархом и предпринимателем. Не понимает, что олигарх, в отличие от бизнесмена, не наполняет бюджет, а тащит из бюджета и не создает рабочие места, а закабаляет работников.
И, наконец, эта мантра про дешевый газ. Это уже его, личное. Он про этот дешевый газ говорит годами. И даже его привозит. Привозил Кучме. Привозил Ющенко. Привозил Януковичу. “Газпромовские” дельцы, российские чиновники, сам Фирташ с компанией за это время выстроили себе дворцы от все того же Кап-Ферра и Антиба до Рублевки и Конче-Заспы. А мы все также хреново живем. Может, все-таки, не в дешевом газе дело? А в отсутствии реформ и маргинализации экономики. И в искренней заинтересованности главного работодателя Украины в том, чтобы все оставалось так, как было.
К правительству можно и нужно предъявлять претензии. Но с точки зрения эффективности реформ, а не с точки зрения необходимости сохранения олигархии и ценности дешевого газа. И в этом смысле интервью Фирташа – самый настоящий манифест реванша. И, благодаря самоуверенности олигарха – манифест искренний.