Подготовительный этап
В ноябре 2013-го Виктор Янукович действительно собирался поставить подпись под Соглашением об Ассоциации Украины с Европейским Союзом. «Евроустремления» четвертого президента не были – как многие тогда полагали - «блефом», попыткой «шантажа» Москвы (дабы «выторговать» для Киева более выгодные условия экономического сотрудничества). Нет, Янукович всерьез намеревался завизировать Ассоциацию, что наверняка обеспечило бы ему успех в 2015-м.
Третьего сентября 2013-го открылась очередная сессия ВР, на которой планировалось «доголосовать» законы из «евроинтеграционного» пакета. Четвертого, на встрече с фракцией, Виктор Янукович лично рекламировал соратникам преимущества европейского выбора – в ПР наличествовало слишком много «несогласных», особенно среди тех, чей бизнес был «завязан» на российских рынках.
В отличие от членов ПР, россияне вполне осознавали серьезность намерений Виктора Федоровича, потому действовать предпочитали на упреждение. «Превентивной мерой» стала ожесточенная торговая война, еще летом развязанная Россией против Украины.
Президент Путин поручил тогда подчиненным разработать комплексный план действий органов госвласти, министерств и ведомств РФ, в условиях подписания Украиной соглашения с ЕС. В рамках плана - обозначили перечень санкций для украинских предприятий, субъектов торговых отношений. Также запустили информационную кампанию, направленную на формирование образа «европейского врага», грозящего российским «скрепам», «основам» и т.д.
14-го августа российская таможня закрыла границу для всего украинского экспорта. Одни только аграрии теряли на этом 5.5 миллионов в день. Немало пострадал и «Рошен», первым лишившийся доступа на российский рынок - еще в конце июля. 16-го Владимир Путин – в приватном телефонном разговоре – расписал Виктору Януковичу «радужность» будущего в случае, если Украина с Европой «не передумает». 26-го премьер Азаров поехал к премьеру Медведеву – пытаться решить таможенный конфликт на уровне правительств. Не помогло. «Торговая война» даже стала поводом для экстренного собрания Комитет Европарламента по иностранным делам. Это произошло 28-го, а 29-го Виктор Янукович в очередной раз заявил: «Европа – наш главный приоритет».
Параллельно с экономическими рычагами, Москва задействовала и специфическую «челночную дипломатию» - высокопоставленные гости из Белокаменной приватно встречались с украинскими бизнесменами первого ряда, всячески пытаясь их «перепрограммировать». Самым высокопоставленным был советник российского Президента Владислав Сурков.
Впервые его «неофициальный» визит в Киев был зафиксирован в середине августа 2013 года. Именно неофициальный – по линии МИДа поездка (как это должно быть в случае с официальными лицами) не проходила.
- Чтоб ты знала: все вопросы по бизнесу наши теперь проговаривают с Сурковым, - коротко прокомментировал собеседник в ближайшем окружении Януковича, также основательно пострадавший от торговой войны.
Некоторые из встреч Суркова проходили в гостинице «Интерконтиненталь» - и тогда, и сейчас облюбованной верховными регионалами. Из Киева Сурков переместился в Крым. На полуострове он находился 13-14 августа. Это – важный момент, запомним его.
«Группа поддержки» ФСБ и МВД РФ
Усилия Москвы дали результат. Незадолго до Вильнюсского саммита Виктор Федорович "передумал". 21-го ноября началась Революция Достоинства. В первый день зимы – сразу после кровавого разгона студентов - она вошла в активную фазу. В ночь с 10 на 11 декабря была предпринята повторная попытка уничтожить Майдан. Ссылаясь на свои источники, западные дипломаты уверяли, что за этой попыткой стояли Александр Янукович и его протеже Виталий Захарченко. Очень скоро – уже 13-го числа - в Киеве впервые высадилась сводная «гастрольная группа» российского МВД и ФСБ. Общей численностью – 27 человек (паспортные данные известны). Условную «путевку» им выписал Владислав Сурков. Группу возглавлял замначальника второй службы ФСБ РФ – руководитель управления защиты конституционного строя генерал-лейтенант Алексей Жало. Источники в среде российских силовиков характеризуют его как специалиста по борьбе с оппозиционно-протестным движением.
Визит имел статус официального – оформлялся как «командировка» сотрудников ФСБ в дружественное СБУ. Типа обмен опытом, мир-жвачка, все дела. В Киеве гостей встречал-гулял заместитель главы СБУ Александра Якименко Владимир Бик. Действовал он, разумеется, по научению самого Якименко. Кроме этих двоих с «гастролерами» также интенсивно контактировал еще один зам, глава антитеррористического центра Службы, Владимир Тоцкий (руководил силовыми действиями против Майдана 18-го февраля, - С.К.).
Во избежание утечки, россиян поселили на территории закрытой базы СБУ под Киевом. Им была обеспечена оперативная связь, доступ ко всем возможным источникам информации. В сопровождении Бика, они ходили на Майдан - наблюдали, изучали и т.д. (очевидно, именно об этом говорил Наливайченко на "1+1", - С.К.).
Отечественные специалисты предполагают: результатом «кооперации» «дружественных спецслужб» могла стать выработка предметного плана по локализации протестов в Украине. «Благо», у россиян в этом деле богатый опыт.
Так ли это, наверняка сказать невозможно – как уже доводилось писать, львиная доля ключевых документов того периода уничтожена. 20-го и 21-го февраля, когда стало понятно, что режим пал, во внутреннем дворе центрального офиса СБУ, что на Владимирской, пылали инквизиторские пожары – торопились так, что жгли целыми сейфами. Тоже самое происходило в МВД и ГПУ.
Тем не менее, предположение украинских экспертов довольно логично. В начале текста указывалось: за три месяца, «гастрольная группа» приезжала в Киев трижды. Всякий раз – после очередного витка обострения. Очевидно, чтобы «подправить огрехи», помочь направить события «в нужное русло». "Нужное", разумеется для России. Происходило это не просто с ведома, но в сговоре с высшим руководством Украины.
И еще деталь. На следующий день после того, как в декабре «гости» покинули украинскую столицу, Виктор Федорович проследовал по тому же пути. 16 и 17-го декабря состоялся визит Януковича в Москву, в ходе которого он подписал с Владимиром Путиным стратегическое соглашение, гарантировавшее Украине снижение цены на газ и предоставление 15-миллиардного кредита. О соглашении украинцы узнали из твита редактора The Economist Эдварда Лукаса.
Российские гранаты против Майдана
В начале 2014-го года в игру вступает посол России в Украине Михаил Зурабов. Сравнимо с Сурковым, его роль вспомогательная – доносить сведения в Киев, служить каналом передачи данных в Москву. И он с этим успешно справлялся.
Так, 9 и 10 января Михаил Зурабов приезжал в Администрацию Президента. Цель – встреча с тогдашним замглавы АП по гуманитарным вопросам Юрием Чмырем.
До попадания в АП Чмырь был губернатором Сумской области. На Банковой появился 16-го декабря 2013-го. Эра Сергея Левочкина в АП уже заканчивалась. Официально она завершилась лишь в середине января, когда Левочкина сменил Клюев, но первый раз заявление об отставке Сергей Владимирович действительно написал сразу после разгона студентов. И хотя отставку Янукович не принял, позиции Левочкина в АП значительно ослабли. Прежде всего потому, что он сам всячески дистанцировался от «шефа» (как он всю жизнь за глаза называл Януковича, - С.К.). Для «шефа» это имело негативные последствия в виде проседания «информационного блока».
Обеспечение эффективной работы оного всегда занимался Сергей Владимирович, а тут – такая незадача… Для создания альтернативного информационного центра в АП и был призван Чмырь. Поначалу за ним закрепили гуманитарный блок - для раскачки. Планировалось, что освоившись, он займется информполитикой.
Зная об этом, Зурабов решил «наладить коммуникацию». Чмырь был важен как один из каналов доставки информации. А информация гостя, по словам тех, кто диалог сумел частично зафиксировать, была следующая: в ближайшее время из России в Украину будут направлены специалисты, которые предоставят высокопоставленным чинам СБУ и МВД гарантии возможного получения гражданства РФ (если потребуется), других благ. Все для того, чтобы в «час Ч» они не побоялись применить силу против Евромайдана.
По факту – сегодня мы это видим – гарантии полностью сработали.
Российское и украинское МВД против Майдана
20-го января на Банковой материализовался уже сам Владислав Сурков. Главная задача двухдневного визита (20-21.01) - встреча с Виктором Януковичем.
Судя по дальнейшему развитию событий, задача была стопроцентно реализована.
21-го впервые – со ссылкой на источники – появилась информация: в связи с происходящим на Грушевского Янукович рассматривает вариант введения чрезвычайного положения. И для этого уже в ближайшее время может быть досрочно созвана Верховная Рада. С Радой, правда, не сложилось: большинство депутатов-«большевиков» находились на каникулах далеко от Киева и «отозвать» их в столицу было делом непростым. Тем более, после скандала с принятием «диктаторских законов». Впрочем, согласно украинским законам, Президент при помощи СНБО и сам мог ввести ЧП. ВР требовалось это решение одобрить в течение трех дней. Что будет, если за три дня этого не произойдет, украинские законы не уточняли.
События 22-го января, случившиеся как в кулуарах власти, так и на самом Майдане, должны были послужить окончательным аргументом для введения ЧП. Банковая спланировала все очень тщательно. Как мы теперь понимаем: планирование наверняка происходило при участии Владислава Суркова.
Во второй половине января по указанию Виталия Захарченко начальник департамента материального обеспечения МВД Зинов отбыл в Российскую Федерацию. 21-го января с военного аэропорта Чкаловский, что под Москвой, в воздух поднялся гражданский борт АН-12.
Согласно накладной Министерства внутренних дел РФ, на борту находилось 6020 единиц спецсредств. А именно:
- 1050 шт. светошумовых гранат «Факел-С»;
- 480 шт. гранат «Заря-2»;
- 480 шт. гранат «Пламя-М»;
- 2520 шт. ручных дымовых гранат белого дыма РДГ-2;
- 495 шт. ручных раздражающих гранат РГР;
- 495 шт. ручных раздражающих повышенной мощности гранат;
- 500 шт. ручных аэрозольных гранат.
Борт приземлился в киевских «Жулянах». Ценный груз сопровождал лично Зинов. Он же курировал погрузку-выгрузку и доставку к месту хранения в Киеве. Приметно, что в сопроводительных документах груз значился как «гуманитарная помощь» (то есть налоги с него не платились). Данные спецсредства решением Кабмина от 22 января были приняты на вооружение МВД. Собственно, это - те самые гранаты, которыми «Беркут» забрасывал митингующих. Те самые гранаты, к которым «Беркут» научился крепить гвозди-болты-гайки, что значительно увеличило их поражающую мощь. Просто тогда мы о «гуманитарном грузе» не знали. Впервые я написала об этом книге, позже коротко рассказывала в телеэфирах, в открытом доступе данная информация публикуется впервые.
Но и это еще не все. Поскольку бои на Грушевского были слишком отчаянные, доставленных спецсредств не хватило. Тогда 24-го числа Зинов привез новую «партию». На сей раз, согласно второй накладной МВД РФ, в аэропорту «Гостомель» выгрузили 7 386 единиц спецсредств. А именно:
- 450 шт. светошумовых гранат «Факел-С»;
- 560 шт. гранат «Заря»;
- 560 шт. гранат «Пламя-М»;
- еще 460 шт. «Пламя-М» (чем они отличаются, накладная не уточняла, но функционал тот же);
- 4020 шт. ручных дымовых гранат белого дыма РДГ-2;
- 216 шт. 40 мм прицелов акустического и светозвукового действия;
- 600 шт. гранат раздражающего и светошумового действия «Дрофа»;
- 500 шт. ручных аэрозольных гранат «Дрейф-2».
Все вышеуказанное добро было принято на вооружение МВД и использовалось сперва на Грушевского, а позже, в феврале, в решающем противостоянии на Майдане. Вот вам – прямое фактовое доказательство сотрудничества украинского и российского МВД против Майдана.
Напомню, вторая командировка российских силовиков в Киев длилась с 26 по 29-е января. На сей раз их было шестеро. И снова под началом генерал-лейтенанта Жало.
Февраль. Три визита Суркова
31 января 2013 Владислав Сурков снова приземлился в «Борисполе». Причем не один, но с членами своей команды: Борисом Рапопортом (на то время – замначальника управления АП РФ по вопросам социально-экономического сотрудничества со странами СНГ, Абхазии и Южной Осетии), Алексеем Чеснаковым и Александром Павловым (все трое – близкие соратники Суркова). В Киеве они находились до первого февраля включительно. И снова посещали АП.
Юго-Восточный регион тоже не оставался без их внимания. 11 и 12 февраля Сурков и Рапопорт переместились в Донецк и Крым. О целях конкретно этой их поездки, LB.ua расскажет чуть позже – в серии материалов, разоблачающих планы тщательной подготовки Россией аннексии Крыма (вы же не думаете, что захват полуострова случился спонтанно, а Донецк с Луганском воспламенились «сами собой»?, - С.К.). В рамках данной статьи достаточно сказать, что февральское посещение Сурковым Крыма не было спонтанным. Двумя неделями ранее (27 -29 января) к нему в Белокаменную приезжал спикер крымского парламента Владимир Константинов. По оперативным данным, встрече Суркова с Константиновым содействовал Генкосул РФ в Симферополе господин Светличный. По удивительному стечению обстоятельств, именно после этого на заседании президиума ВР Автономии было принято решение о включении в повестку дня вопроса о «проведении общекрымского опроса про статус Крыма и об обращении к Президенту РФ с просьбой о защите и сохранении автономного статуса».
А уже шестого февраля Виктор Янукович отправился к Владимиру Путину в олимпийское Сочи.
Едва разобравшись с Крымом, Сурков снова едет в Киев – 14-15 февраля.
Именно в эти дни готовится детальный план полного уничтожения Майдана. 16-го зафиксирована выдача боевых патронов внутренним войскам (подробнее об этом – тут). 18-го днем - вскрываются склады МВД, где оружие бесконтрольно выдается на руки силовикам и титушкам.
В третий раз Сурков приезжает в Киев 20-го февраля. И вновь не один, но со знакомой нам группой «гастролеров». Теперь их возглавляет генерал-полковник ФСБ Сергей Беседа (начальник так называемого пятого отделения ФСБ РФ, отвечающего за разведывательные мероприятия относительно Украины и других стран СНГ).
Визитеров вновь встречал Владимир Бик, который отвез их за Киев – на территорию так называемого «Комплекса специальных объектов СБУ №1» (в Конча-Заспе). Сурков и Беседа остановились в доме номер два, предназначенном для обслуживания иностранных делегаций, "рядовые" – в корпусе №3.
21-го февраля Беседа, Сурков, Зурабов и Владимир Лукин (официальный представитель РФ) прибыли на Банковую, где у них состоялась встреча с Виктором Януковичем и Андреем Клюевым. Аккурат накануне подписания Януковичем «Мирного соглашения» с оппозицией.
На Банковую добирались по отдельности. Тогдашние обитатели этого хмурого здания зафиксировали: Суркова и Беседу привез автомобиль Госохраны, Лукина и Зурабова – машина посольства РФ в Украине.
Само подписание состоялось в три часа дня, и Лукин, в отличие от послов европейских стран, выступавших своего рода «гарантами», на него не явился. Что позже Москва умудрилась использовать в качестве «предлога» для оспаривания «легитимности» соглашения.
Публикуя фрагменты из книги «Майдан. Нерассказанная история», уже доводилось рассказывать: после подписания Виктор Янукович проследовал в свой кабинет. Оттуда – совершил несколько телефонных звонков. В том числе – Юрию Иванющенко, справлявшему день рождения. Вскоре к Януковичу поднялся Клюев, сообщивший о том, что силовики покидают АП и ее окрестности. Отход охраны явственно намекал на возможный скорый штурм Банковой. Четвертый Президент и глава его Администрации судьбу решили не испытывать – оперативно снявшись с места, отправились в Межигорье.
Люди из группы генерала Беседы покинули Киев 21-го. А уже 27-го – на утро после захвата крымского парламента и Совмина – десантировались в аэропорту Симферополя. Их фамилии, все явки-адреса-пароли у отечественных специалистов, насколько мне известно, есть. Если достаточно будет политической воли – более подробно расскажут об их деятельности. В том числе - с оружием в руках.
***
В следующей части расследования читайте о том, какую роль Владислав Сурков сыграл в аннексии Крыма, как готовилась сама аннексия, как это было связано с событиями Революции Достоинства.
А пока, подведем короткие хронологические итоги. Итак, с лета 2013-го года и до конца зимы 2014-го зафиксированы следующие визиты:
- середина августа 2013-го – Владислав Сурков в Киеве. 13-14 августа – в Крыму;
- 13-15 декабря в Киев прилетает сводная «гастрольная» группа представителей МВД и ФСБ РФ;
- 20-21 января 2014-го – Владислав Сурков в Киеве. На Банковой. В разгар подготовки к введению ЧП;
- 26-29 января – второй приезд «силовиков-гастролеров»;
- 31 января – 1 февраля – Сурков, Рапопорт, Чеснаков, Павлов в Киеве, на Банковой;
- 11-12 февраля – Сурков и Рапопорт в Донецке и Крыму;
- 14-15 февраля. Сурков снова в Киеве;
- 20-21 февраля, Сурков, генерал Беседа и «силовики-гастролеры» в Киеве. Сурков и Беседа, также – Зурабов и Лукин днем 21-го наведываются на Банковую;
- утром 27-го «силовики-гастролеры» прибывают в аэропорт Симферополя.
Очевидно, даже этой краткой сводки достаточно для того, чтобы украинские силовики наконец-то предметно (!) озаботились ролью советника Президента Путина в украинских событиях годичной давности. Иже с ним – всех зарубежных «гостей».