"Разбор экономического блока Кабмина и НБУ"
В прошлую среду, когда курс, сорвавшись с узды, достиг небывалых высот, утром, перед очередным заседанием Кабмина состоялся весьма жесткий разговор. Правительство судорожно соображало, "что бы такое предпринять", но очевидно было, что без содействия Нацбанка и парламента действенные меры невозможны.
Парламент в тот момент не работал, Нацбанк – занял оборонительные позиции.
Стабилизация подразумевала две составляющие: практическую и психологическую. Первая – подготовка к принятию Радой законопроектов, открывающих путь для получения кредита МВФ. Вторая – наказание виновных в кризисной ситуации. Как водится, правительство во всем винило Нацбанк, Нацбанк – правительство.
Во второй половине дня жесткий разговор продолжился у Президента. Жесткий настолько, что министр финансов Наталья Яресько вышла с Банковой, по словам очевидцев, буквально в слезах. Не потому, что «крайней» попытались сделать ее, нет, просто атмосфера была уж слишком накалена.
В четверг, на совете коалиции, лидер фракции БПП Юрий Луценко аккуратно предположил, что, вот если бы, Гонтарева сама написала заявление об отставке, это бы всех устроило. Просто предположил, на уровне идеи.
Банковой идея, очевидно, не понравилась: в пятницу, на совместном заседании фракции БПП и правительства (продолжалось более трех часов), тематический вопрос уже не поднимался. При том, что остальные фракции коалиции настроились голосовать за "пакет МВФ" с условием, что перед этим решится вопрос с заменой главы НБУ.
Перманентные торги на тему продолжались все выходные. Немногочисленные сторонники сохранения Гонтаревой в кресле приводили аргументы:
- глава НБУ – подписант договоренностей с МВФ (читай: коней на переправе не меняет);
- кадровые рокировки в решающий момент могут еще больше дестабилизировать ситуацию. Вплоть до срыва получения Украиной кредита.
Контраргументы их оппонентов звучали так:
- глава НБУ выступает подписантом не как физическое лицо;
- международные партнеры (тот же МВФ) много раз отмечали, что до фамилий чиновников, с которыми приходится работать, им дела нет – лишь бы система работала.
В итоге верх взяла Банковая.
"Я уполномочен заявить: сразу, после получения транша, будет произведен разбор экономического блока Кабмина и НБУ", - заявил в эксклюзивном комментарии Lb.ua Юрий Луценко, комментируя нашу тематическую публикацию.
Вечером понедельника, на заседании фракции БПП, коллегам он повторил тоже самое. Ключевое: «экономического блока Кабмина и НБУ».
То, что ответственность должна быть коллективной – в общем-то логично. Вопрос лишь в том, как далеко зайдет "разбор": ограничится ли все "публичной поркой" в парламенте или же увенчается отставками. Ежели второе, то следует напомнить: "экономический блок правительства" - это и Айварас Абромавичус, и Наталья Яресько, и - если трактовать это понятие широко - Геннадий Зубко, Алексей Павленко, Владимир Демчишин, Игорь Шевченко, Андрей Пивоварский, и даже целый премьер Яценюк. Об отставке последнего, а с ним заодно - всего Кабинета – речь, разумеется, не идет, хотя очевидно, что соответствующие разбирательства оставят "осадок" в коалиции.
Что же в итоге приняли
МВФ и развитые страны обещают Украине до $40 млрд помощи в следующие четыре года (из них $17,5 млрд — от Фонда). Вопрос о первом транше совет директоров МВФ примет уже 11 марта. Его размер может составить $5 млрд, по оценке инвесткомпании ICU, половина достанется Кабмину, половина - Нацбанку.
Одновременно Украина просит частных держателей ее долговых бумаг об отсрочке выплат. Подробности переговоров не раскрываются. Однако скорее всего Украина будет просить отсрочки по всем выплатам на четыре года, сказала в интервью LB.ua Елена Белан, старший экономист инвесткомпании Dragon Capital.
C учетом всей этой помощи Украине на выход из кризиса понадобится минимум три года, считают в ICU (хотя вчера Яценюк обещал рост экономики уже в 2016 году). ВВП Украины в 2015 году сократится на 7,6%, подсчитал аналитик ICU Александр Вальчишен. Падение прекратится в 2016 году. Слабый рост в 2,5-3% начнется только в 2017.
Без этой помощи Украину ждет дефолт, а значит, еще большее сокращение экономики, падение курса гривны и доходов граждан, взрывной рост цен.
Вчера депутаты приняли все необходимые решения, чтобы не допустить такого сценария. Правда, решения эти болезненные и неприятные для многих украинцев. Депутаты страшно не хотели голосовать за некоторые из этих законов, блокировали трибуну и выступали с пафосными популистскими речами. Пенсионный закон, например, удалось принять только с пятой попытки!
В итоге приняли такие законы, необходимые для получения денег от МВФ:
- увеличение рентной платы за добычу газа для населения с 20% до 70%;
- внесли изменения в Бюджетный кодекс для того, чтобы правительство могло перераспределять субвенции на подготовку кадров и на медицину между регионами;
- внесли изменения в бюджет на 2015 год, пересчитали его с учетом девальвации и инфляции;
- ограничили пенсии работающим пенсионерам всех категорий на 15%;
- полностью отменили пенсии работающим пенсионерам органов доходов и сборов;
- полностью отменили пенсии работающим пенсионерам контролирующих органов;
- ужесточили ответственность владельцев банков.
Интересно, что не все депутаты критикуют эти законы из-за их жесткости. Некоторые депутаты, наоборот, считают их слишком беззубыми. Например, депутат от Блока Порошенко, бывший министр финансов Виктор Пинзеник недоволен изменениями в бюджет-2015. "Правительство сделало важный шаг для получения денег МВФ. Однако этого не скажешь об украинских проблемах. Их не сдвинули с места", - цитирует Пинзеника его пресс-служба. По его словам, реальный дефицит бюджета-2015 превышает 200 млрд гривен вместо задекларированных в законе 76 млрд гривен.