До Януковича ни один президент Украины не имел тотального контроля над всеми тремя ветвями власти в государстве. И если контроль над законодателями можно поставить «в заслугу», прежде всего умениям Андрея Клюева и финансам Рината Ахметова, то полнейшую бесхребетность судовой ветви власти обеспечил «гений» Андрея Портнова.
В его власти было карать и миловать, назначать и рубить головы судьям любого ранга. Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей были правой и левой рукой Андрея Владимировича в разборках с неугодными «вершителями воли Фемиды». Именно эти органы отвечают за формирование судейского корпуса и привлечение судей к ответственности.
Корпорация Портнова обеспечивала не только политическую устойчивость «колосса» Януковича (отправляя за решетку его политических оппонентов), но и его экономические интересы. Все более-менее заметные украинские предприниматели знали: искать правду в судах, если на твое имущество или бизнес претендует «Семья», бессмысленно. Напротив, именно суды регулярно «поставляли» приближенным Януковича все новые и новые материальные ресурсы.
Пока Андрей Портнов консультирует своих новых хозяев в Москве, в Киеве как может материализуется свежий претендент на его империю. Представлять особо «нового Портнова» нет нужды. Кто же не знает Сергея Кивалова?
Почетный ректор Одесской юракадемии был одним из тех, кто помогал строить «систему Портнова», поэтому прекрасно понимает, как система работает и какими рычагами управляется. Первые и конкретные шаги в деле приватизации судебной вертикали им уже сделаны.
Именно – захват контроля над Высшим советом юстиции. Параллельно схожие действия предпринимаются в отношении Высшей квалификационной комиссии судей. Господин Кивалов еще не успел довести начатое до конца, но то, что уже сделано, не оставляет сомнений в его мотивах.
Так, в судебном порядке отменены решения внеочередного Съезда адвокатов о назначении членами Высшего совета юстиции судьи Хозяйственного суда Киева Сергея Балаца, адвокатов Павла Гречкивского и Алексея Резникова; Съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений о назначении членами Высшего совета юстиции Андрея Бойко, Оксаны Каплиной, а также судьи Апелляционного суда Закарпатской области Анны Фазикош, избранных на этом съезде; а в Конституционный суд внесено конституционное представление 45 народных депутатов, в котором содержится просьба официально истолковать полномочия исполняющего обязанности президента в контексте возможности назначения им членов ВСЮ. (Цель последнего представления весьма прозрачна – отменить назначение членами ВСЮ народного депутата Сергея Власенко и судей Бондаря и Мазур).
И это при том, что указанные Съезды впервые за последние годы проводились не под контролем «кураторов» от Портнова, и не имели заранее заготовленных и утвержденных «сверху» решений.
Решения Окружного административного суда Киева блокируют работу ВСЮ и ВККС, а значит, оттягивают неминуемую(?) расплату судей за неправомерные решения (так, Высший совет юстиции мог – и должен – бы сегодня подпортить трудовую книжку судье Сергею Вознюку, который освободил Виктора Лозинского, а ранее рассматривал дело Вячеслава Чорновила и забирал права у автомайдановцев). Ведь по закону «о люстрации» именно ВСЮ должен «ставить точку» в карьере судей, который преследовали «майдановцев».
Взять хотя бы личность судьи Аблова, вынесшего отдельное Постановление об отмене решения Съезда адвокатов. Непосредственно он, 9 декабря 2013 года, вынес Постановление которым обязал МЧС, МВД, КМДА осуществить действия по прекращению правонарушений, обеспечению свободного передвижения по центральным улицам города Киева. То есть – очисть город от протестующих и баррикад.
На основании этого Постановления милиция получила правовое основание для разгона Майдан и сноса баррикады. Именно его решение было основанием для применения милиций к мирным гражданам спец средств (в том числе оружие) и спец техники (водометы, БТР). Именно его решение было основанием для реализации плана «Волна» и «Бумеранг», а также основанием массовых арестов активистов Евромайдана.
Судью Аблова и ранее использовали для запретов масштабных оппозиционных акций, например «Дня гнева» в 2011 году. А подробный разбор иных «подвигов» Аблова можно найти на форумах юристов в достаточном количестве.
Чтоб не быть голословным и, в то же время, не заниматься «перепевкой» чужих слов, обратимся к первоисточнику, а именно реестру судебных решений. Вот, к примеру, судья тогда еще Одесского окружсуда Аблов благославляет своим решением масштабный захват земли и недвижимости в Затоке и Сергеевке, Одесской области, вынося беспрецедентное решение, которым «признает отсутствие компетенции» у поселкового совета распоряжаться своими землями.
Решение настолько «дикое», что апелляционному суду ничего не оставалось, кроме как отменить его. Правда, к тому времени земля была уже «раздерибанена», а сам Аблов обосновывался на новом месте службы. Виктор Янукович лично подписал указ о переводе судьи на должность замглавы Окружного админсуда Киева.
Всего судьями этого суда вынесено около десятка решений о запрете проведения акций протестов.
Причем здесь Кивалов, спросите вы. Глава админсуда – бывший помощник Кивалова Павел Вовк. Это раз. Заместитель Вовка, уже упомянутый судья Евгений Аблов, который выносил решение по съезду адвокатов – бывший прокурор из Одессы, родины почетного ректора. Два. Решение суда о том, что «Министерство образования и науки не имело полномочий созывать, организовывать и проводить Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений» открывает путь для проведения другого съезда Советом представителей юридических высших учебных заведений и учреждений, который в 2003 был образован как частная организация Кивалова, а с 2009 стал общественной организацией. Кстати, в СМИ есть данные, что на этом съезде планируется (в помещении одесской юракадемии – Sic!) избрание членом ВСЮ… судьи Аблова. Три. «Правосудие продано!», - как писали незабвенные одесситы Ильф и Петров.
Во всех этих судебных отменах решений съездов нельзя не заметить руку еще одного нардепа-«одессита» (прошедшего в нынешний парламент по одесскому округу и примкнувшего к фракции ПР) – Давида Жвании. Достаточно знать, что иски об отмене решений съездов адвокатов и представителей юрВУЗов подавали депутаты Инна Богословская и Роман Стаднийчук. (Именно Богословская, если кто не помнит, составила Жвании компанию в побеге с тонущего корабля фракции ПР во время Евромайдана. Стаднийчук же, по утверждению депутата Олеся Дония, попал в список Объединенной оппозиции по квоте Жвании и заменил в парламенте – ирония судьбы – лишенного депутатских полномочий Сергея Власенко). Их же подписи (наравне с подписями самих Жвании и Кивалова) стоят под представлением в Конституционный суд (которое, кстати, фактически ставит под сомнение законность устранения Януковича с поста президента; возложения исполнения обязанностей президента на председателя Верховной Рады Турчинова; назначения внеочередных президентских выборов, а следовательно и избрания новым президентом Порошенко). Заметим, что автограф Инны Богословской открывает список подписантов, а подпись Давида Жвании венчает его.
Это говорит о том, что поддержка Кивалова среди его коллег растет, и если эту тенденцию не остановить сейчас, почетному ректору впору будет вешать на дверях своей приемной золотую табличку «Решаю любые вопросы».
Сегодня существует порочный круг. Очень многие «старые» судьи заинтересованы в сохранении статуса кво и, по сути, своем бесправном положении и марионеточном существовании. Поскольку иначе им придется отвечать за решения, принятые при Януковиче. Но для сохранения статуса кво им нужен патрон, «стержень» системы, каковым в означенные времена был Андрей Портнов. Со своей стороны таким стержнем готов стать Кивалов, ближайший помощник Портнова в построении системы. Которому эта роль также жизненно необходима в свете его прошлых «заслуг», которые, безусловно, стоят внимания прокуратуры. И если Кивалову удастся достичь своей цели, он станет «слишком нужным» человеком для многих высокопоставленных особ, чтобы кто-нибудь смог его потревожить. Помешать этим планам может только полный перезапуск судебной системы, на который, согласно сегодняшнему законодательству, способны лишь ВСЮ и ВККС. Но их работу блокируют все те же судьи. Круг замкнулся.
Кто способен его разорвать? Возможно, президент, не далее как сегодня заявивший, что история с Лозинским – «красноречивый диагноз» украинской судебной системы, и пообещавший ускорить ее реформу.