Однако регионалы голосовать отказываются – их якобы сильно смущает факт наличия судебных претензий правительства к госпоже Тимошенко. И отпускать ее, по словам главы фракции Партии регионов в парламенте Александра Ефремова, – не рационально.
Тот факт, что попытки возобновить судебное преследование отбывающей наказание за газовые договора Юлии Тимошенко приурочено к подписанию договора об Ассоциации с ЕС, – сомнений ни у кого не вызывает. Вопрос в другом – на что на самом деле направлены шаги власти, и кто на самом деле инициировал обращение в суды Швейцарии и США.
Миндоходов Клименко в этой игре выступает лишь инструментом, которому было дано указание сверху. По факту – подписаться под контрактом с британской юридической фирмой Graham Lawrence Миндоходов должно было уполномочить правительство – так как именно Камбин принимает решения о представлении интересов государства за рубежом. Однако, по сути – стратегия компании разрабатывалась на Банковой. О чем свидетельствует привлечение к процессу широко известной в узких кругах вышеупомянутой юркомпании Graham Lawrence, на протяжении последних 3-х активно сотрудничающей с НАК «Нафтогаз».
Общая сумма контрактов НАКа с британскими юристами уже перевалила за 6 млн. долларов, при этом последний – августовский – контракт на 2,2 млн. долл. США обязывает юристов представлять интересы НАКа в судах и других органах иностранных государств, иностранных и международных арбитражах.
Очевидно, что других платежей в пользу Graham Lawrence украинские госкомпании и органы власти не осуществляли – во всяком случае, об этом нет данных в тендерной документации о госзакупках.
В самой Graham Lawrence говорят, что им нечего добавить к информации, уже опубликованной в пресс-релизе компании. Однако там нет ни слова об оплате.
Скорее всего, компания будет выполнять попытки возврата средств Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко в Украину на основании договора комиссии – за процент от возвращенного, и в рамках общего контракта с НАКом.
Но какова цель этого процесса? почему именно сейчас? О делах Павла Лазаренко было известно давно. О его связи с Тимошенко – тоже. Почему же именно сейчас Европе снова предоставляют аргумент несовершенства Тимошенко?
Ответ, по мнению депутата от «Батькивщины» Арсена Авакова, однозначен: власть проводит очередную отвлекающую кампанию. Вот только от чего именно отвлекают – вопрос. Возможно – от сложностей с выполнением бюджета и миллиардных долгов перед бюджетниками, возможно – тянут время для дальнейших переговоров с Москвой.
«У меня есть большое подозрение, что регионалы сейчас поняли, что цена, которую сказал Евросоюз, для них неприемлема – свобода Юлии Тимошенко, или возможность для нее выезда на лечение. Поэтому они сейчас включают «заднюю передачу», двигаясь в направлении Таможенного союза. Кстати, встреча Януковича с Путиным была абсолютно закрытой, и мы не знаем, о чем они говорили. Есть подозрение, что Путин дал гарантии неприкосновенности активов Семьи», – уверен депутат «Свободы» Игорь Мирошниченко.
Возможно, все еще проще, и решение правительства обратится в иностранные суды – не более чем PR-ход, однако имеющий вполне конкретную цель. «Новое уголовное дело связано с банальным желанием Виктора Януковича не отпускать Тимошенко на тюремные каникулы. Он дает понять, что готов подписать Соглашение об Ассоциации Евросоюзом только при условии, что она будет сидеть», – считает народный депутат Юрий Стець.
При этом избранное для демонстрации такой позиции средство – обращение Миндоходов к юристам Graham Lawrence – технический эпизод разыгрываемой пьесы. Который либо свидетельствует о том, что на Банковой не верят в способность Генпрокуратуры разыграть эту карту, либо – об очередном карт-бланше Януковича младореформаторам, которым теперь доверили вести тему Тимошенко вместо подопечных генпрокурора Виктора Пшенки.
Дела Тимошенко до недавних событий всегда находились в ведении Генпрокуратуры. Впервые обвинения Юлии Тимошенко были предъявлены в январе 2001 года, когда ГПУ обвинила экс-вице-премьера по ТЭК Юлию Тимошенко в контрабанде газа, подлоге документов, уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, даче взятки экс-премьеру Украины Павлу Лазаренко и хищении средств в особо крупных размерах.
В августе 2002 года генеральным прокурором Украины С.Пискуном было возбуждено уголовное дело против Тимошенко (на тот момент депутата Верховной Рады). Дело было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных статьями УК: присвоение средств в особо крупных размерах от реализации потребителям Украины российского природного газа; организация, присвоение средств в особо крупных размерах от реализации природного газа; служебный подлог и организация служебного подлога. Также в отношении Тимошенко было возбуждено уголовное дело по злоупотреблению властью или служебным положением.
Однако уже в январе 2005-го генпрокурор Пискун сообщил, что в 2004 году суды Украины закрыли все дела в отношении Тимошенко, ее тестя и мужа.
Новый виток прокурорских претензий начался в конце 2010 года – Генпрокуратура возбудила против Тимошенко уголовное дело о нецелевом расходовании средств, полученных от продажи квот в рамках Киотского протокола. В январе 11-го года Генпрокуратурой возбуждено уголовное дело против Тимошенко относительно превышения ею власти и служебных полномочий при закупке под гарантию правительства и ввозе на территорию Украины якобы специализированных медицинских автомобилей «Опель Комбо». В апреле 11-го года следователем Генпрокуратуры по особо важным делам было возбуждено уголовное дело в отношении Тимошенко по факту превышения власти и служебных полномочий при заключении газовых контрактов в 2009 году.
«Газовое дело» – оказалось единственным, по которым следствие смогло собрать доказательства для обвинительного приговора.
Что касается претензий к Тимошенко по операциям за рубежом, то эту часть работы вели СБУ и ГПУ. В июле 2011 года СБУ сообщила о возбуждении уголовного дела по факту совершения бывшими должностными лицами Кабмина, промышленно-финансовой корпорации ЕЭСУ и компании United Energy International Limited покушения на растрату средств госбюджета в особо крупных размерах на общую сумму $405 млн. После чего исполняющий обязанности генпрокурора Ренат Кузьмин заявил, что Генеральная прокуратура собирается использовать материалы дела бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко против Тимошенко.
В октябре 11-го года Генпрокуратура отменила постановление о закрытии уголовного дела в отношении Тимошенко, которое было возбуждено в 2001 году. Дело касалось хищения более 25 млн. гривен ($3 млн.) бюджетных средств и уклонения от уплаты более 20 млн. гривен ($2,5 млн.) налогов путем внедрения преступной финансовой схемы расчетов за природный газ корпорацией ЕЭСУ и сокрытия доходов деятельности ее оффшорной компании.
А буквально две недели назад народный депутат VI созыва Григорий Омельченко заявил о связи побега из страны экс-нардепа Святослава Пискуна своим недавним депутатским обращением в Генеральную прокуратуру и президенту Украины о незаконном закрытии дел против экс-премьера Юлии Тимошенко. Омельченко отметил, что незаконно выведенные из Украины и арестованные американскими правоохранителями деньги Павла Лазаренко до сих пор не возвращены в казну государства именно из-за незаконного закрытия дела. После чего и прозвучала информация об обращении к британским юристам Миндоходов.
Остается дождаться завершения недели, чтобы четко понять, было ли это обращение действительно пиар-ходом и инструментом торгов, либо же действительно на Банковой поменяли стратегию, и решили упасть в объятия большого «русского брата».