Саммит программы Европейского Союза «Восточное партнерство» состоится в Вильнюсе, столице Литвы, 28-29 ноября 2013 года. Здесь решится, дадут ли Украине Соглашение об ассоциации или с этой проблемой придется поработать другим поколениям власти и оппозиции.
До этого, в июне состоятся переговоры Совета Украина-ЕС на уровне премьера Николая Азарова и Высокого представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон. В июле – встреча министров иностранных дел стран-участников программы ЕС «Восточное партнерство» в Люксембурге. Там и решат, подписывать ли с Украиной Соглашение в 2013 году.
Последние события в евроинтеграции
8 апреля 2013 года Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон «О ратификации соглашения между Украиной и Европейским союзом об упрощении оформления виз», который Верховная Рада приняла 22 марта 2013 года. 17 апреля 2013 года должно стать днем, когда в Страсбурге Европарламент ратифицирует соглашение об упрощении визового режима с Украиной. Им, в частности, будет установлен термин действия многоразовых шенгенских виз не менее, чем на один год. Круг претендентов на такие визы расширится: это журналисты, представители общественных организаций, находящиеся в ЕС с целью образования и обмена информацией, паломники.
Кроме этого, как заявил посол ЕС в Украине Ян Томбинский, 17 апреля 2013 года в Украину прибудут представители Евросоюза, чтобы оценить ситуацию в стране перед подписанием соглашения. По его словам, это будут представители правительств Германии, Польши и Хорватии. (Позже представительство ЕС в Украине опровергло эту информацию, - LB.ua)
18 апреля 2013 года должно стать днем, когда Европарламент должен принять решение о продлении миссии Кокса-Квасневского, которые весьма много контактировали в Украине и с властью, и с оппозицией.
Один из моих собеседников, высокопоставленный дипломат из страны ЕС, заявил, что без помилования Юрия Луценко Президентом Украины, события, запланированные в Страсбурге на 17 и 18 апреля 2013 года – не состоялись бы.
Власть и оппозиция в Украине: точки соприкосновения в евроинтеграции
Для ЕС важно, и это подчеркивают все те, которые ведут работу вокруг Соглашения об ассоциации, важно то, что четыре из пяти парламентских политических – Партия регионов, ОО «Батьківщина», «Удар» и «Свобода» поддерживают это Соглашение. Строго говоря, это не совсем так. В программе «Свободы» есть два пункта, которые не совсем вписываются в нынешние реалии Евросоюза: «відновити ядерний статус України» и «визначити європейський україноцентризм стратегічним курсом держави, згідно з яким Україна прагне стати не лише географічним, але й геополітичним центром Європи». С другой стороны, кроме этой пропаганды, а также особой позиции некоторых лидеров «Свободы» относительно нормальности выражения «жиды» в отношении актрисы Милы Кунис, нет никаких официальных заявлений «Свободы» против евроинтеграции Украины.
Отсюда – первый важный вывод. Идеологическое сотрудничество парламентских антагонистов в отношении европейской интеграции Украины – возможно. Но почему оно не происходит?
Для реализации евроинтеграции парламент Украины должен внести изменения или принять по новой девять законопроектов. И вот здесь случилась вещь парадоксальная. Намного больше внимания этим законам уделяет власть, а не оппозиция.
14 марта 2013 года Институт Горшенина проводил «круглый стол» по вопросам ситуации в парламенте. Я спросил у депутата от «Батьківщины» Николая Томенко, возможно ли то, чтобы оппозиция разблокировала работу парламента исключительно для принятия законов о евроинтеграции, приняла их совместно с большинством, а затем – если уж так хочется, то заблокировала работу парламента вновь. Томенко ответил мне, чему есть многочисленные свидетели, что «план хорош, но все это не в традициях отечественного парламентаризма».
К оппозиции накопились вопросы.
Судите сами.
5 апреля 2013 года председатель фракции "Батьківщина" Арсений Яценюк, после встречи представителей оппозиции с послами стран ЕС, заявил: «мы к ним (послам стран ЕС) обратились с просьбой, чтобы на заседание комитета по вопросам евроинтеграции прислали специалистов из Европейского Союза для того, чтобы законодательство, которое предлагает правительство, дорабатывалось».
Ничего себе? Обратится с такой просьбой только 5 апреля 2013 года?
Но и это еще не все.
На следующий день, 6 апреля 2013 года появляется совместное заявление Яценюка, Кличко и Тягнибока. Я нашел его на сайте «Батьківщины». Там сказано: «мы подчеркиваем, что оппозиционные фракции имеют собственный пакет законопроектов на случай, когда власть не подготовит проекты законов, направленные на сближение Украины с ЕС».
Да что за бред? Еще 5 апреля 2013 года просили специалистов приехать и разработать законы, а теперь говорят, что пакет законопроектов уже есть?
Но и это еще не все.
Вот передо мной листовка оппозиции к митингу у памятника Шевченко 7 апреля 2013 года. Четвертый пункт требований оппозиции: «принятие всех законов, необходимых для подписания Соглашения об политической ассоциации Украина-ЕС».
Подождите, скажет вдумчивый читатель. Всего четыре дня назад вы заявляли, что вам нужна помощь спецов, признав этим самым, что ваши люди законопроекты по евроинтеграции все это время не разрабатывали. Потому сказали, что пакет законопроектов уже есть. Так где правда? Или вы сами у себя требуете принятия всех законов, необходимых для подписания Соглашения об политической ассоциации Украина-ЕС?
Что необходимо сделать?
До конца не понятно, почему оппозиция не занимается законами о евроинтеграции, не разрабатывала их, не хочет принимать их с Партией регионов. Один из источников информации среди оппозиционеров сказал мне, что люди Яценюка и Кличко не хотят успеха политики евроинтеграции Януковича: мол, это делает Президента Украины более популярным в регионах, где доминируют «Батьківщина», «Свобода» и «Удар». Я не знаю, можно ли этому верить.
С одной стороны, это может быть неправда. Ибо Виктор Янукович не станет популярным в регионах «Свободы» даже при ежедневном возложении цветов всем памятникам и мемориальным доскам Бандеры, Петлюры, Коновальца и Донцова.
С одной стороны, это может быть правда. Но тогда это страшная правда. Ибо партийный эгоизм «Батьківщины», «Удара», возможно, «Свободы», работает против евроинтеграции Украины.
Поэтому все парламентские силы должны сконцентрироваться на принятии всех законодательных актов, необходимых для евроинтеграции.
Что это законы?
Часть из них касается либерализации визового режима. Ратификация Европарламентом соглашения об упрощении визового режима с Украиной 17 апреля 2013 года ознаменует окончание лишь первого этапа такой либерализации. И дальше есть что делать.Что уже сделано? Большая часть работы была проведена министром иностранных дел Константином Грищенко. Его вклад в позитивную динамику визового диалога трудно переоценить. Именно в его бытность министром в 2011 году был подписан План действий по достижению безвизового режима с ЕС. МИД под его началом буквально выдавливал необходимые законопроекты из других ведомств, особенно часто сражаясь с неторопливым темпом работы Минюста. Не случайно при общей ответственности за евроинтеграцию, ныне возложенной на секретаря СНБО Андрея Клюева, все вопросы, связанные с визовым диалогом, в правительстве продолжает курировать Константин Грищенко. Теперь уже в ранге вице-премьера.
Андрей Клюев отвечает за координацию подготовки к голосованию других правительственных законопроектов.
Но свой путь должны пройти и парламентарии. Он ничуть не менее важен, чем митинги в областных центрах, освобождение Луценко-Тимошенко.
Я назову пять самых необходимых законов из девяти.
Парламент должен принять проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины в связи с присоединением Украины к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия. 2 апреля 2013 года он принят в первом чтении.
Проект закона о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины по усовершенствованию процедуры конфискации. 6 февраля 2013 года профильный парламентский комитет принял решение порекомендовать парламенту принять его за основу. На этом процесс остановился.
Нужно рассматривать законопроект номер 2342 от 19.02.13 о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины, касающихся противодействию дискриминации в Украине. Этот законопроект не рассматривался.
Нужно рассматривать все претензии Европейского союза по будущему закону "Про захист персональних даних". Главная из них – вопрос регистрации баз персональных данных: кто и как отвечает за эту регистрацию.
Нужно усовершенствовать законы Украины в сфере противодействия коррупции. Речь идет об ужесточении ответственности за использование служебного положения.
Как все это сделать?
8 апреля 2013 года, выступая в программе «Свобода слова» Андрея Куликова на канале ICTV, посол ЕС в Украине Ян Томбинский заявил, что должны состояться политические дебаты власти и оппозиции по законам о евроинтеграции.
Власть и оппозиция не начинали такие дебаты. И в этом, вероятно, виноваты, обе стороны. Но они необходимы. Например, впервые в нашей юриспруденции вводится «визнання юридичної особи суб’єктом кримінального переслідування». Европейцы настаивают и на принятии Избирательного кодекса.
Крайне прискорбно, что оппозиция не включилась в подготовку евроинтеграционных законов раньше. Но сегодня как раз тот случай, когда и вчера было поздно, а послезавтра – будет уже не нужно. Если законы не будут приняты до июня, евроинтеграцию можно откладывать в долгий ящик. А оппозиция пусть начинает готовится к ответам на вопросы, почему митинги активистов в регионах для нее оказались важнее, чем переделка Украины по требованиям Европейского Союза.