ГлавнаяПолитика

Мартовские иды

«Мартовские иды» – дни в середине марта, когда в Сенате был убит Юлий Цезарь, стали точкой кардинального поворота всей римской, да и мировой истории. Точкой, в которой закончилась римская Республика и началась Империя.

Украинская история копирует римскую в виде фарса. Наши «мартовские иды» – старт затеи «всенародного» референдума. Который вполне может обернуться гибелью не только нынешней власти, но и страны в целом.

Акция оппозиции вяленько, но проходит
Фото: byut.com.ua
Акция оппозиции вяленько, но проходит

Разблокирование парламента было категорическим требованием евродепутатов к украинским оппозиционерам. Старый свет признает любые методы сопротивления власти – уличные акции, активные общественные дискуссии, мобилизацию протестно настроенных граждан, но точно не осаду законодательного органа. Даже в знак солидарности с Юлией Тимошенко и/или борьбой за Сергея Власенко.

Много раз Брюссель говорил об этом Арсению Яценюку, Виталию Кличко. Из февральского блокирования последний извлек отличные выгоды. По сути, обрел, наконец, полноценную субъектность политического лидера. Однако, все хорошо в меру. Блокирование – тоже. Поэтому глас Брюсселя был услышан – во вторник Рада должна была заработать. Заработав – принять ряд законов, необходимых для нашего «евроэкзамена» в марте. Но не сложилось – Тягнибок повел свою игру. Ни с кем из ОО не советуясь, ничего не согласовывая. Игра была явно заранее спланирована. То есть, по-простому – провокацией. Зачем и почему – додумайте, как говорят, сами.

В результате, Рада снова парализована. На час ли, на день, на месяц? Вопрос перевыборов вновь актуален.

***

На первый взгляд, перевыборы никому не выгодны. Они не выгодны ПР и КПУ – слишком высоки риски лишиться даже того, что имеют. С организационно-практической точки зрения – не выгодны «Батькивщине» и «Фронту» – материальный ресурс полностью истощен, человеческий – на пределе. Да, результат может порадовать, но – какой ценой? Не выгоден «списочной» части «Удара»: тут, как известно, пребывает немало загадочных личностей, которые, во многом, обеспечивают стабильность материальной базы политсилы, регулярность контактов с властью, но при этом сами вряд ли смогут переизбраться по мажоритарке.

Стопроцентные бонусы гарантированы лишь радикальной «Свободе».

Еще - тем, кто заинтересован в усилении демонизируемых «националистов» в Украине. Тем, для кого тотальная дестабилизация в стране – лучший подарок.

Легко прогнозировать: такая дестабилизация повлечет за собой серьезные экономические дрязги, еще большее «закручивание гаек», окончательное сворачивание европейского курса. Неизбежные при этом гражданские волнения поднимут волну, которая вполне может превратиться в цунами – неуправляемую стихию, которая сметет с политической карты эту страну. К сожалению, это – не страшилка, вполне реальный сценарий.

На Банковой этого или не понимают, или надеются на «авось». Или – и то, и другое, плюс – игра на лидерском самолюбии. Ибо идея с референдумом – из этой же оперы (просто оформлена через другие «каналы доставки»).

Конструктив в Раде нынче - явление редкое
Фото: Макс Левин
Конструктив в Раде нынче - явление редкое

Молодость не знала, старость – не могла

Причем увертюра оперы уже порождает конфликт между центральной властью и партией президента.

Актив ПР – довольно опытные в делах электоральных граждане – сегодня сосредоточен в Верховной Раде.

Изначально, едва только идея перевыборов материализовалась, фракция во главе с Александром Ефремовым затеяла «партизанскую войну» – тихое сопротивление и саботаж, проявлявшиеся попытками «замять тему»; «отложить вопрос», поручив Владимиру Олейнику написание законопроекта о выборах не по стопроцентной мажоритарке, хотя бы по открытым партийным спискам.

Верховные доны осознают: протестные настроения в обществе столь высоки (доказано осенью 2012-го. Подробнее – тут), что новые выборы их всех попросту «сметут». Никакого николаевского «Беркута» для отстаивания результатов не хватит. Более того, «силовой вариант» породит новую волну недовольств, чреватую неконтролируемым взрывом.

Буйно-активные «младореформаторы», собственно – адепты идеи роспуска – этого не понимают. Не потому, что глупы, нет, просто:

а) их личный электоральный опыт не столь велик;

б) пребывают в состоянии эйфорической некритичности – искренне верят: они во власти вечны, все им по плечу, а путающиеся под ногами скептики – козлы, которые, мало того, что мешают жить, еще и гаранта в заблуждение вводят. Такая вот внутриклановая борьба.

Тот, Кто Принимает Решения, насчет перевыборов, видимо, окончательно не определился. Подтверждением тому – нелепые «метания» «вип-спикеров» (как называли их в 2004-м) ПР в публичной плоскости. Так, в канун восьмого марта спикер Рыбак говорит: мы, де, обсуждали с Виктором Федоровичем возможность роспуска, и он, в принципе, очень даже «за», нельзя позволять негодяем-депутатам бездельничать.

Сразу после праздников, в интервью LB.ua, опровергает: что вы, мы договоримся непременно, Рада заработает.

Рыбак предложил лидерам фракций договариваться самостоятельно
Фото: Макс Левин
Рыбак предложил лидерам фракций договариваться самостоятельно

В среде ПР эти его пассажи встречают горькой улыбкой. В частных беседах искренне признаются: все идет к «досрочке». Хорошего от нее, как было сказано, не ждут. Более того, практически каждый третий регионал (подсчет, конечно, приблизительный, «выборка» нерепрезентативна, но, в целом, весьма показательна, - С.К.) лично для себя возможность участия в новой кампании исключает.

«Во-первых, деньги. Сколько можно нас доить?! Опять – плати за все сам. А откуда «баблу» взяться, если обложили со всех сторон, все гайки закрутили, бизнес почти полностью стоит. …Ладно, взять мой округ: лично ко мне отношение хорошее, но к власти – отвратительное. Можно ли это будет «переломать»? Очень не уверен. Зачем брать на себя этот негатив? Уж слишком риски высоки», - доверительно пояснил один высокопоставленный «регионал», умудренный опытом уже не первого созыва. Плюс-минус такие же речи слышатся от других его коллег.

Еще один важный аргумент: «в парламент чтобы что?». Как известно, относительные гарантии личной защиты и прикрытия бизнеса всегда были одними из главных мотивов депутатства в Украине. Однако, теперь истории Домбровского, Балоги-младшего (которые, впрочем, до сих пор благополучно депутатствуют. И, как следует из упоминавшегося интервью Владимира Рыбака, лишать их «корочек» он не собирается, - С.К.), Веревского и Власенко продемонстрировали: мандат более не является «защитной броней». Его теперь по суду в два счета лишают. Ну, а если выяснится, что следующая Рада заработает и вовсе без иммунитета, вопрос «чтобы что?» актуализируется еще больше.

Украинский бунт, бессмысленный и беспощадный

Так вполне может случиться, если Тот, Кто Принимает Решения, рискнет ввязаться в авантюру с референдумом. «Харьковские инициативы» (термин, вошедший в оборот с легкой руки Президента Института Горшенина Вадима Омельченко) покамест больше похожи на «прощупывание» почвы. Но может статься – и вероятность этого крайне высока – станут реальным сценарием. Ускорить данное развитие событий может, как ни странно, активность оппозиции.

Именно ее – акцию «Вставай, Украина!» (какую не есть, а все-таки акцию, - С.К.), хронические блокирования Рады, которые власть – с точки зрения пиар-составляющей – проигрывает «в сухую» – «авторы сценария» предъявляют сегодня гаранту.

Злые языки утверждают, что спонтанные акции оппозиции – ревнивая реакция Арсения Яценюка на оформление субъектности Виталия Кличко, следствием которого стал рост персонального рейтинга боксера.

Яценюк и Тягнибок акцию проводят без участия Кличко
Фото: byut.com.ua
Яценюк и Тягнибок акцию проводят без участия Кличко

Такие мотивы, очевидно, тоже присутствовали, но главенствующими явно не были. Решаясь на «народное восстание» – спланированное, расписание по графику (с перерывами на работу ВР) – оппозиционеры преследовали сразу несколько целей:

  • создание долгоиграющего информационного повода; «своей», а не навязанной извне, тем более – властью, повестки дня, относительно которой можно позиционироваться. Причем как внутри страны, так и за ее пределами. В условиях хронически неработающего парламента, с информповодами у меньшевиков явный дефицит;
  • мобилизация немногочисленного партактива, распорошенного по областям и – ввиду особенностей нынешней ситуации – порядком дезориентированного;
  • не стоит также списывать со счетов «фактор Ю». Наиболее активным сторонником «похода в народ» в ОО была и остается Юлия Тимошенко. Просто сейчас ее голос был наконец-то услышан, команды – реализованы;

Те несколько митингов ОО, что уже состоялись, убедительно показали: политический протестный потенциал общества не слишком велик.

Чего нельзя сказать о потенциале протеста социального. Когда и как он будет реализован – покамест вопрос. Но будет реализован точно. И, в отличие от политического протеста образца 2004-го, вряд ли окажется мирным. Опять упираемся в тезис: русский бунт, бессмысленный и беспощадный. В нашем случае – не русский, украинский; не совсем бессмысленный, но беспощадный – точно.

Модус операнди

Относительно «авторов» сценария. Оных целый коллектив. Обозначим, во избежание недоразумений, гипотетично.

Гипотеза номер один. Соло – «младореформаторы». Юридическое сопровождение – Андрей Портнов. Никто другой подобного масштаба интригу просто не вытянет.

Гипотеза номер два. Те же, плюс Сергей Левочкин в роли второго плана. Не потому, что он – злой гений, просто из лодки АП деваться уже некуда.

Соответствующие аллюзии возникают, едва на глаза попадается имярек харьковских «активистов». «Единая социальная сеть» до боли напоминает «Социальную защиту» Александра Волкова, его тогдашний союз с эсдеками, времена верховенства в АП Виктора Медведчука. Молодой Левочкин на Банковой тогда только появился. Не факт, что такая «школа» – пример хороший, но он точно не забывается. Что вовсе не значит, что его хочется повторять. Поэтому игра слов в названиях может быть всего лишь совпадением.

Лично мне гипотеза номер один сдается более достоверной. Уж слишком знакомый почерк. С одной стороны гаранта подталкивают в бездну, с другой – подсказывают, как к ней лучше подойти. Все остальные – заложники ситуации.

Впрочем, время покажет.

А пока – вернемся в Харьков. Тамошние «общественники» де-факто аффилированы с городской властью. Очевидно, господина Кернеса попросили оперативно организовать акт проявления «народной воли». С чем он успешно справился. А Херсон – территорию, давшую осенью 2012-го ПР отличные результаты, «подогнали» для «массовки» и «солидности».

Забавная деталь: изначально эти самые «общественники» занимались правами инвалидов, к вопросам политическим никакого отношения не имели. Но кто ж о том вспомнит, если сегодня они требуют от гаранта их конституционных прав распустить бездельничающую Раду?

Если гарант не прислушается – грозят референдумом. Благо, при новом-то законе организовать плебисцит совсем несложно. Даже вмешательства парламента и КСУ не требуется, собрал два миллиона автографов – и вуаля. Посчитайте, сколько у нас в стране бюджетников, сколько – таких вот бедняг, вынужденных, в силу особенностей своего положения, подыгрывать власти, и убедитесь: два миллиона – совсем немного.

Поддержка Януковича падает с каждым днем
Фото: Макс Левин
Поддержка Януковича падает с каждым днем

Новый закон о референдуме Рада приняла в сентябре 2012-го. Оппозиция тогда негромко повозмущалась, да и затихла. Хотя закон, на самом деле, драконовский. Потенциальный ущерб от него не меньше, а то и больше, чем от конституционного переворота осени 2010-го; превращения ВСЮ во всемогущего монстра, способного буквально в 24 часа уволить любого, излишне свободолюбивого, судью; создание нового УПК, постепенно сейчас обнажающего полное бесправие граждан перед госмашиной; закон об адвокатуре, загнавший дерзких адвокатов в то же стойло, куда ранее ВСЮ загнала судей.

Знакомый ассоциативный ряд, верно? Модус операнди (способ преступного действия) исполнителя не меняется.

13 лет спустя

Дальнейшее развитие событий, в случае запуска «харьковского сценария», предсказуемо: «подняв на знамена» «требования» рядовых граждан, Банковая реализовывает российский сценарий двухпалатного парламента. Одна палата которого – представители регионов, фактически – назначенцы с мест. Вторая – прикосновенные мажоритарщики. Прикосновенные – равно послушные. Не говоря уж о том, что презентовать станут, преимущественно, юго-восток, где численность населения математически больше.

Так и вижу дикторов центральных каналов, допустим, «Интера», зачитывающих письма рядовых доярок, сталеваров, шахтеров и прочего трудового люда, которые «возмущаются», «настаивают», «требуют» и т.д.

Тут, ведь, в чем секрет? Секрет – в каком порядке и какие вопросы выносить. Если первым будет значиться – о лишении депутатов неприкосновенности – в успешном исходе всего мероприятия в целом можно не сомневаться.

Сама идея парламентаризма как независимого центра законодательной власти полностью нивелируется. Нивелируется также идея ВР как органа, презентующего интересы всей страны.

Возвращаясь к аналогии с РФ, стоит напомнить, что после внедрения аналогичных правил в России оппозиция попросту потеряла возможность быть представленной во власти в принципе.

Правительство в Раде - гость редкий
Фото: Макс Левин
Правительство в Раде - гость редкий

Словом, план, как для Банковой, более чем заманчивый. Имеются, правда, препятствия:

а) отсутствие у АП действенной пропагандистской машины, главное – людей, способных обеспечить ее бесперебойную и эффективную работу. Игорь Шувалов и Юрий Левенец, даже вместе взятые, это вам не Владислав Сурков сотоварищи. А телеканал «Интер», при всех его опциях, не газета «Правда»;

б) необходимость «играть в долгую». Нынешняя власть, как известно, этого не любит и не слишком умеет. Шахматам, традиционно, предпочитается Чапаев.

Существует и множество других «но», пребывая в эйфории, их не учитывают.

Даже наоборот. Уж если переть буром, так напролом. Зачем возиться с референдумом сегодня, если можно реанимировать итоги референдума тринадцатилетней давности? Он тогда, кто помнит, не был имплементирован. После победы в 1999-м, Кучма, будучи уверен, что у него «и так все хорошо», решил «не передавливать» парламент, добиваясь нужных для имплементации трех сотен голосов. Хотя вопросы на всеукраинском референдуме 2000 года задавались «правильные»: про двухпалатный парламент, ограничение неприкосновенности, сокращение численности депкорпуса с 450 до 300 душ, дополнительные возможности президенту распускать ленивую Раду. Все четыре народом были одобрены.

Как же реанимировать столь чудесные нормы? Элементарно – решением КСУ! Ах, это незаконно?! Неужто кто сомневается, что после всего, уже проделанного, власть и это может? Перед отменой неугодной Конституции же не остановились. И тут не остановятся. Как известно: «Воля императора – форс-мажорное обстоятельство».

Не удивлюсь, кстати, если это случится 16 апреля. Плюс-минус пару дней. Аккурат к тринадцатой годовщине того референдума. Эта власть, мы знаем, любит «даты».

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram