Как преодолеть разруху
Официально предвыборная кампания начнется 30 июля. Но уже сегодня все информационное пространство переполнено предвыборной риторикой. Партии рассказывают, как обустроена жизнь соотечественников, предлагают рецепты, как ее сделать лучше. Они рассказывают о себе – да так, что поверить в это могут разве что люди, проснувшиеся после двадцатилетнего летаргического сна.
Перейдем к фактам и по доброй традиции начнем с партии власти. Смысл такой. Оранжевая власть ввергла страну в хаос. Все было хуже, чем можно было себе представить. Коррумпированная и недееспособная власть, кабальные газовые соглашения и глубокий кризис - наследство, которое досталось новому правительству. Если бы создатели ролика этим месседжем ограничились, с его содержанием трудно было бы спорить. Однако закон жанра требовал не только крови. Черно-белая картинка меняется цветным изображением и перед зрителем появляются радостные пенсионеры и улыбающиеся дети. И все это благодаря власти, которая долго и упорно преодолевала хаос и разруху. И наконец-то преодолела. Впереди – счастливое детство и обеспеченная старость.
Название ролика «Руїну вже подолано». Однако, выходя на улицу, никаких таких преодолений не замечаешь. Жизнь не стала ни сытнее, ни веселей. Может быть, потому, что эта руина преодолена буквально накануне записи рекламного ролика, а несознательные граждане, включая автора этих строк, этого еще не успели заметить? Во всяком случае, в среде политтехнологов по этому поводу слышатся весьма саркастические комментарии. Все в жанре анекдота - вали на предшественников. Пора бы уже отвечать и за себя. На фоне неурядиц в стране, роста цен и падения уровня жизни ролик цели не достигает.
Рекламная кампания Партии регионов напомнила рекламу «Нашей Украины» в 2006 году: тогда в ходу был лозунг: «Не зрадь Майдан!». Сейчас «Руїну вже подолано». Не исключено, что над идеей поработали одни и те же технологи. Во всяком случае, от ощущения дежавю трудно избавиться. Регионалы как бы извиняются перед своими избирателями, что не все удалось сделать за два года и снова дают установку, что «оранжевые» - это хаос, неопределенность. А сами намекают, мол, у нас еще есть время исправиться, верьте нам, мы с вами!
Поверит ли не раз обманутый избиратель зазывным лозунгам – трудно сказать. Хотя выбор у него, увы, невелик. Не особо изощряется в своих предвыборных обещаниях и объединенная оппозиция.
На цвет – товарищей нет!
Своим лицом оппозиция избрала новоявленного революционера Арсения Яценюка. Никто не виноват, что так получилось. Теперь Арсений Петрович делает огромные усилия над своей личностью, пытаясь превратить свое мягкое интеллигентное эго в революционного трибуна а-ля Че Гевара.
Яценюк вынужден играть по чужим правилам. За ним, от имени оппозиции дающим клятву изменить страну и восстановить справедливость, с плаката зорко присматривает Юлия Владимировна. Она как бы напоминает: ты здесь временный, лишь до тех пор, пока твои слова будут соответствовать моим чаяниям. И Арсений Петрович провозглашает несвойственные для него лозунги, не на одних выборах звучащие из уст Юлии Тимошенко: достоинство для каждого, справедливость для всех, честность для власти. Завершает свой спич лидер объединенной оппозиции многозначительным обещанием: этой страной будет гордится каждый украинец.
Из уст Юлии Владимировны все это звучало бы естественно, она умеет оживлять пустые слова даром убеждения. Таким даром Арсений Петрович от природы не наделен. Получив почетное звание главного среди многочисленных вождей оппозиции, он потерял гораздо больше. «Фронт змін» практически растворился в «Батьківщині», и в помине не осталось даже намека на «фронтовые» бело-зеленые цвета, символизирующие светло-решительные намерения креативной части электората к серьезным переменам в стране.
Такая бравурная реклама вряд ли вызовет доверие у избирателя. Арсений Петрович изменил своему амплуа. По Станиславскому, глядя на него, хочется воскликнуть: «Не верю». Баррикады – это не его призвание. Не тот формат. Даже в близком окружении это замечают. У избирателя возникает вопрос: раз вы оппозиция, то что вы предлагаете, кроме свободы Юлии Тимошенко и общих лозунгов? Пока в ролике оппозиции просматриваются лишь идея борьбы за власть, но не альтернатива режиму.
При таком раскладе отстаивать интересы избирателей некому. Ну не до него, народа, политикам, ей право!
Королевская мечта
Иногда кажется, что заполнить пропасть между политиками и избирателями пытаются партии помельче. Дальше всех в этом направлении продвинулась Наталия Королевская. Доселе жесткая и прагматичная бизнес-леди превратилась в меланхоличную мечтательницу, которая спит и видит у своих ног осчастливленный электорат.
Рекламная кампания Королевской по всем внешним показателям наиболее затратная. Диву даешься, откуда у народного депутата, не раз заявлявшего о том, что ее бизнес нынешней властью разорен, столько средств! Не говоря о внешней рекламе, оккупированных газетных площадях, голос несостоявшейся преемницы Юлии Тимошенко звучит из наугад включенного телевизора либо радиоприемника.
Наталия Юрьевна за красивые глазки даже подрядилась в соведущие к Савику Шустеру на Первый национальный. Ее задача одна: на фоне отсутствия новых медийных лиц, навязать свой образ обывателю, а вдруг вспомнит, придя на избирательный участок? Королевская первой среди соискателей депутатских мандатов пошла в народ. Ей это не очень свойственно, каждый шаг дается с трудом, а некоторые диалоги достойны пера сатириков.
Одной из изюминок рекламной кампании партии Королевской «Украина вперед» является эксплуатация схожести Наталии Юрьевны с Юлией Владимировной. Королевская – это юная Тимошенко, ее реинкарнация. Здесь важны не слова. Она намекает, что Тимошенко сейчас в тяжелой ситуации, не может участвовать в выборах, и что она, мол, ее замена. Она бьет на эмоции и на подсознание.
Королевская отказалась от прямых обвинений своих политических конкурентов, что вносит определенный позитив в создаваемый образ «спасительницы» Украины. Особо это подчеркнуто в ролике «У меня есть мечта», где ее образ замирает на фоне монумента «Родина-мать».
Что касается остальных потенциальных участников предвыборных баталий, то на рекламу большинство особо не тратится. Время от времени напоминает о себе националистическая «Свобода», иногда мелькнет «УДАР» Виталия Кличко. На региональном уровне появляются местные соискатели депутатских мандатов. Потенциальные мажоритарники окучивают присмотренные округа. Там политическая реклама не в ходу, для избирателей куда интереснее материальные подношения. На смену скомпрометированной киевским мэром Леонидом Черновецким гречке, приходят более современные «стимуляторы любви»: во многих регионах замечены конверты с мелкими купюрами.
Впрочем, и сам «гречаный король» Леонид Черновецкий собирается в депутаты. Похоже, его «молодая команда» размышляет над новыми механизмами то ли политической рекламы, то ли оболванивания обывателей.
Политики нам настоятельно навязывают свой выбор и пытаются нас убедить, что это мы их избираем во власть…