Сегодня уже мало кто помнит, что Тигипко, довольствующийся ныне второстепенными ролями в правительстве Азарова, накануне президентских выборов 2004 года всерьез рассматривался Леонидом Кучмой в качестве возможного преемника. И лишь отказ Тигипко обеспечить голосование по политреформе (в силу очевидной неспособности взять на себя ответственность за результат) склонили чашу весов в пользу Виктора Януковича. Вряд ли человек, даже такой, мягко говоря, осторожный как Тигипко, остановившись буквально в двух-трех шагах от трона, не мечтает вновь снова попробовать взобраться на вершину.
Впрочем, как и в 2003 году, Тигипко – скорее объект нежели субъект процесса. В 2003-м году его продвигал Леонид Кучма. Сегодня он понадобился «регионалам». В их стане бытуют две основные версии, зачем партии понадобился Сергей Леонидович.
Версия первая. Тигипко как витрина
Для парламентской избирательной кампании ПР нужен привлекательный первый номер. Азаров на эту роль категорически не подходит.
И Виктор Янукович вполне может рассматривать Тигипко в качестве фронтмена ПР. И даже поручить после победной, как надеются регионалы, кампании первому номеру списка возглавить правительство. Тем более, что премьеру – кто б им не стал – все равно придется работать в окружении и под контролем людей, преданных лично главе государства.
Версия вторая. Тигипко как потенциальный преемник
Не исключено, что очередному карьерному взлету Сергея Леонидовича поспособствовали… отцы-содержатели Партии регионов. Которые наверняка не испытывают восторга от перспектив превращения Украины в некое неформальное подобие конституционной монархии – с могущественным президентом, чью власть практически ничто не ограничивает (что, пожалуй, уже достигнуто), а также с передачей власти по наследству (о чем, как говорят сведущие люди, глава государства периодически задумывается).
Опять же, сегодня как-то все начали забывать, что Партия регионов – не всегда была партией одного человека, а ее лучшие люди еще совсем недавно были партнерами с правом голоса, а не покорными исполнителями воли первого лица. И даже после президентских выборов какое-то время новый глава государства старался учитывать интересы своих тогда еще соратников.
Но времена меняются, пресловутые три потока постепенно сужаются к одному, а бывшие соратники переходят в разряд наемных менеджеров.
С которыми уже не советуются, а отдают приказы. Что, естественно, вызывает недовольство у элиты «регионалов». В обозримом будущем это недовольство вряд ли перерастет во что-то наподобие заговора или открытой фронды. Но что мешает отцам-содержателям ПР пестовать потенциального преемника нынешнему гаранту?
Это не покушение на его власть – до конца каденции (а, не исключено, и двух) действующий гарант может быть уверен в верности своих вассалов. Но вот желание Виктора Федоровича передать президентский кабинет Виктору Викторовичу, а следственно на десятилетия закрепить единовластие Семьи едва ли может встретить понимание у людей, привыкших самим повелевать и властвовать. И кооптируя – с согласия Виктора Януковича – в стан «регионалов» Сергея Тигипко партийная элита мягко, ненавязчиво, но довольно прозрачно сигнализирует об этом главе государства.
К тому же, не исключено, экономическая и политическая конъюнктура сделают невозможным избрание Виктора Федоровича на второй срок. И к этому моменту стоит иметь человека, который подхватит пошатнувшееся знамя ПР. Чтоб, как говорит новый-старый президент соседней страны «не допустить оранжевую чуму и сохранить стабильность».
Согласно той же логике часть окружения Виктора Януковича посматривает в сторону Арсения Яценюка: исключительно для того, чтобы в час Х – когда бы он не наступил – иметь если не своего, то хотя бы лояльного кандидата в президенты, имеющего шансы на победу.
Все эти вялые маневры и кулуарные праймериз имеют один неоспоримый позитив: в украинскую политику возвращается – хоть и таким извращенным способом – конкуренция.