Надпись на бюллетене: «Лавринович, иди на х…й!»
Вопреки недоброй традиции, на нынешний съезд ПР допустили всех журналистов – не только снимающих. Огромный зал МВЦ, что на Броварском проспекте столицы, разделили на - синей синтетикой обтянутые - сектора. На сцене – президиум меж двумя плазмами. Обстановка – в лучших традициях такого-то съезда КПСС.
Настроения – тоже. Риторика – тем более: «как говорит наш мудрый Президент Виктор Федорович Янукович», «выполняя социальные инициативы главы государства Виктора Федоровича Януковича, провозглашенные на расширенном заседании Кабинета министров 7-го марта», «работая на улучшение благосостояния людей» и т.д.
Перед началом перфоманса в проходах толпились депутаты, министры, губернаторы. Не хватало только Таисии Повалий и «деятелей искусств».
- Александр Сергеевич! – пробираясь сквозь нарядную толпу, Lb.ua протиснулся к Александру Ефремову.
- Как давно мы с вами не виделись! Очень рад! – человек весьма неглупый, Ефремов явно догадывался о причинах моей им заинтересованности и должным образом подготовился.
- Это были не оригиналы списков, а копии, - пояснил, комментируя, каким образом в руках у него, главы фракции, оказались списки депутатов, бравших бюллетени, при тайном голосовании за кандидатуру Валерии Лутковской в качестве омбудсмена, - Вы же знаете, что в нашей фракции есть депутаты – члены Счетной комиссии, они сделали копии списков и отдали их мне.
- На снимках четко видно, что это – оригиналы.
- А я говорю: копии! Вы же меня спрашиваете, да? Вот я и отвечаю. Сами списки – документы строгой отчетности, а копии – пожалуйста, их любой может сделать.
- Но это было до того, как Шершун (глава Счетной комиссии, - С.К.) выступил с отчетом.
- Неправда, не до, а после! – не сдавался Ефремов. Спорить с ним представлялось занятием совершенно бесполезным.
- Правда, что на одном из бюллетеней было написано «Лавринович, иди на х..й»?
- Я слышал об этом, но самого бюллетеня, как понимаете, видеть не мог.
Lb.ua автора нецензурного автографа разыскал, но открывать его имя не станет – вдумчивому читателю сию персону разгадать нетрудно. Отметим лишь, что сама персона совершенного не только не стесняется – практически гордится.
- Фракция большая, ничего удивительного, что – по тому или иному вопросу – периодически возникают прения, - развел руками Лавринович, говоря о Лутковской. «Лоббизм» ее кандидатуры, конечно, отрицал.
- Посоветует ей попытать судьбу повторно?
- А где я найду второго такого квалифицированного зама? – почти искренне воскликнул глава Минюста.
На синтетическом горизонте показалась широкоплечая фигура руководителя МВД Захарченко.
- Салют не члену Партии регионов! Что это вы тут делаете? – приветствовал Lb.ua, вспоминая недавнее наше интервью (ожидайте на сайте в ближайшее время, - С.К.), в ходе которого Виталий Юрьевич уверял: партийной деятельностью заниматься не намерен, в депутаты идти – тоже.
- Пришел Президента послушать. Ну, и, конечно, проследить за соблюдением правопорядка, - не растерялся.
Мое внимание, однако, отвлек появившийся в зале Сергей Тигипко. Только со съезда собственной, торжественно самоликвидировавшейся партии, вице-премьер сиял, будто новая монета.
Восемь лет тому назад, он ретировался с должности начштаба кандидата Януковича. Бывшие коллеги упрекали его тогда в «побеге с корабля» самыми последними словами. В начале 2005-го в среде бело-голубых популярностью пользовался злобный анекдот: «Что случилось? Все ищут Тигипко! Вам же сказано: он в Альпах, катается на лыжах. Как это: не можете найти? Снег сойдет – тогда найдете».
Два года тому, вернувшись в политику с изрядною помпой, Сергей Леонидович сам уже баллотировался в президенты. В 2010-м он не просто создал «Сильную Украину», но даже немало кого заставил уверовать в истинную благость своих намерений. Теперь, удачно капитализировав – благодаря всем этим трюкам – личные политические акции, выгодно «продал» их ПР.
- Обсуждали с Януковичем возможность вашего возглавления партии?
- Нет, речь пока только о заме. Ну, поработать, надо, посмотреть, - светился Тигипко, не скрывая радости от выгодно обставленной сделки.
- Со стороны Азарова ревности не чувствуете?
- Хахаха! Нет, что вы? Конечно, нет! У нас столько работы, не до этого: реформы!
Нас уже обступила плотным кольцом стая почитателей, точнее – почитательниц Сергея Леонидовича, жаждущих с ним сфотографироваться.
- Но был 2004-ый... Надеетесь, вам тут все забыли и простили?
Тигипко, на короткое мгновение, неловко замялся, но быстро взял себя в руки:
- Я не жалею о том решении, оно было правильным. Только времена изменились, сейчас другие вызовы…
- Реформы! – кивнула понимающе, силясь изобразить сочувствие.
Кому и правда стоило посочувствовать, так это Андрею Клюеву, появившемся в МВЦ одним из последних. Оттесненному в СНБО, ему остается лишь светлая грусть о временах былого величия и могущества. На новой должности Андрей Петрович вынужденно занимается обустройством двух рабочих кабинетов (на Каменева и Банковой). Иных задач перед ним более не ставят, полномочий (реальных, а не писанных, - С.К.) – не дают. И даже штат Совбеза расширить не позволяют. Соответствующее прошение Андрей Петрович уже трижды (!) подавал Президенту, но все три раза документы, загадочным образом, «терялись» в недрах чиновничьих кабинетов. Красноречивый «признак», не правда ли?
- Вы возглавите теневой штаб? – атаковали Клюева журналисты.
- Помилуйте! Где я, где – теневой штаб!? – с горькою усмешкою отвечал бывший первый вице-премьер.
- После всего, что было в 2004-м, Тигипко достоин вхождения в ПР, в том числе – в руководство?
- Тигипко – хороший человек, - отмахивался Клюев.
- Вам не кажется, что продвинув его по партийной линии, Сергей Левочкин фактически узурпировал свое влияние на партию? - прямо справился Lb.ua, устраиваясь на соседний с Андреем Петровичем стул, отмеченный бумажной табличкой «Левочкін С.В.».
- Когда кажется – креститься надо! - не выдержал секретарь СНБО.
Побеседовать на заданную тему с самим Левочкиным не получилось, УДО попытки ловко пресекало. Результат – покой Левочкина и солидный синяк на моем правом запястье.
- Дамы и господа! Просим занимать места в зале! – прогремел закадровый голос.
- Народная партия тоже собиралась вливаться в ПР. Ходили слухи…, - журналисты переключились на Владимира Литвина.
- Слухи сильно преувеличены, - коротко огрызнулся спикер.
- То есть, вы в себе, на парламентских, уверены, - уточнил Lb.ua.
- Конечно! – равнодушно ответствовал Владимир Михайлович. Инстинктивно сутулясь, он до боли напомнил мне Валерия Пустовойтенко образца 2005 – «даже и не сомневайся: НДП уже в следующем парламенте. Наша партия – сила!».
Виктор Балога, кстати, на съезде замечен не был. Зато присутствовал его друг Борис Колесников.
- Где же Ринат Леонидович?
- Дома! – не понял двусмысленности вопроса Борис Викторович.
Дескать, где еще находиться человеку в субботу утром?
И то правда! Иванющенко, видимо, последовал примеру Ахметова.
«С Партией Регионов Сильную Украину строить проще!»
- В адрес нашего съезда поступили приветственные телеграммы от партии «Новый Азербайджан», «Процветающая Армения», народно-демократической партии Казахстана, демократической партии Молдовы, партии Справедливости и прогресса Турции, от коммунистической партии Китая и товарища Ху Цзиньтао, - уныло бубнил Николай Азаров, копошась в бумажках.
Тяжело ступая, истинно – «железный хозяин» - к трибуне выдвинулся Виктор Федорович Янукович. Получасовой его спич – традиционно уже – «обо всем понемногу и ни о чем конкретно». «Понемногу»: о зловредных «паперэдниках», о региональной политике, электронных библиотеках, промышленных предприятиях. «Ни о чем конкретно»:
- Будем честны: в обществе крепнут сомнения относительно правильности наших действий. Однако, я уверен: мы выбрали правильный путь и не собираемся останавливаться.
- Осенью 2012 года избиратели определят новый состав парламента Украины. Это очень ответственный экзамен для всех нас. От того, как пройдут эти выборы, во многом зависит внутренняя социальная стабильность, курс на модернизацию, и внешний имидж нашей страны в мире. Поэтому как глава государства и гарант соблюдения Конституции я требую: выборы должны быть и пройти в честной борьбе.
Интересно, как можно что-то требовать, если сам Виктор Федорович – тот единственный человек, который принимает все решения. От кого требовать-то?
- Поблагодарим Виктора Федоровича Януковича за глубокое содержательное выступление, - учтиво пропел Азаров.
Его самого – «о ситуации в партии и слиянии с Сильной Украиной нам расскажет Николай Янович» – представлял уже Рыбак.
Николай Янович действительно принялся рассказывать об объединении с СУ, но очень быстро переключился на рапорт об успехах собственного Кабмина. Которые, по его мнению, непременно обеспечат ПР триумфальные результаты осенних выборов:
- Сегодня действительно существует, и Президент об этом говорил, угроза легитимности выборов. Так вот, я хочу сказать: ПР больше всех заинтересована в том, чтоб выборы прошли честно и открыто, с соблюдением всех стандартов демократических.
Еще:
- Общество готово сделать шаг навстречу власти (с чего это он взял, интересно? – С.К.). И мы тоже должны сделать такой шаг. И работать с обществом на равных, обращаться к людям не через бигборды и эфиры, а напрямую. … Наша задача: создать устойчивое большинство не только в парламенте, но и в обществе. Большинство, поддерживающее политический курс ПР. … В октябре Партии регионов – 15 лет, - пренебрегая паузами читал Николай Янович так, будто на эту сцену его и правда забросило машиной времени – откуда-то из конца 60-х.
Чье выступление действительно ждали, так это Сергея Тигипко.
- Сегодня съезд «Сильной Украины» принял все необходимые решения. Это было непросто, да. Вы сами строили партию, знаете, сколько сил в нее вкладывается, любви, времени. Но, говоря с соратниками, убеждая их в правильности выбранного пути, я говорил: а ради чего вообще мы пришли в политику? …В итоге, я сказал и скажу сейчас так: с Партией Регионов Сильную Украину строить проще! Поэтому мы тут.
- Товарищи! Победным шагом идет наш комсомол! Несколько месяцев отделяет нашу страну от 26-го съезда Коммунистической партии Советского Союза. Срок небольшой, но каким плодотворным, насыщенным был этот период! Под испытанным руководством партии, - пред внутренним взором невольно всплыли полузабытые кадры «ЧП районного масштаба».
Полузабытые не только зрителями, но и самим Сергеем Леонидовичем, который – в пору комсомольской своей юности – на подобного рода заседаниях времени провел немало, немало и подобного рода речей огласил. Что с тех пор поменялось? Разве, название партии…Ну, может, пара-тройка терминов…
- Надо принять решение по закрытию оффшорных зон и направить эти деньги на обеспечение людей, - совсем не популистски выпалил вечно молодой, 52-летний вице-премьер.
- Динамично растет экономика, сделан крупный шаг вперед в развитии промышленности и науки, рекордным урожаем зерновых увенчался минувший год, укрепляется обороноспособность страны, повышается народное благосостояние… И мы по праву гордимся этим! …Все свои успехи и достижения наш народ неразрывно связывает…
Кстати, «портрет» аудитории (зафиксировано на видео 1:10), прежде всего – лица, весьма похож на аналогичный портрет, зафиксированный видеокамерами 17 марта в МВЦ.
- Мы должны спокойно относиться к политической трескотне! – пламенно призывал Сергей Леонидович. В праведном возмущении, он умудрился даже немного выйти за пределы трибуны, - В конце-концов люди будут смотреть на то, какую они пенсию получат, зарплату….
- Здесь, в этой живой, причем не всегда гладко идущей работе, уйма материала для раздумий. Огромный вклад Леонида Ильича в разработку и осуществление внешней и внутренней политики КПСС, утверждения ленинского стиля руководства…
Наконец, истощив словарный запас, Тигипко вернулся в президиум. Правда, ненадолго, уже через минуту они с Азаровым, перекочевав за соседний – по левому краю сцены установленный стол – подписывали соглашение о присоединении СУ к ПР. Рукопожатие. Ироничный жест – поднятая вверх правая ладонь, «привет», мол – Николая Яновича. Воображаю, что чувствовал он, отец-основатель партии, привечая человека, истовой нелюбви и неуважения к которому, еще совсем недавно, не скрывал.
Дополнительное унижение – необходимость вручить Сергею Леонидовичу свежеотпечатанный партбилет. В конец сломленный, после Николай Янович грузно опустился в кресло. И даже высморкался в белый – извлеченный невесть откуда – гигантских размеров носовой платок.
К билету Тигипко прибавили еще охапку бордовых до черноты роз, тут же небрежно шмякнутых им о столешницу президиума. Так, что даже лепестки осыпались. Символично.
Янукович всю это наблюдал с хитрой полуулыбкой. Происходившее, складывалось впечатление, его забавляло.
К микрофону потянулись выступающие из «народа». Первая же – замгубернатора Киевской области Татьяна Подашевская – продемонстрировала чудеса лести и славословия. Проводись в стране конкурс партийного лизоблюдства, она б его – при всем уважении к этой почтенной даме (ей Богу, ничего личного! - С.К.) – несомненно, выиграла бы.
- К людям надо идти с правдой, говорить с ними, объяснять… (тут кстати вспомнилась критика Виктора Федоровича соратников за то, что те, де, недостаточно популярно разъясняют «пиплу» реформы. Вот ему и «вернули» то, что хотел услышать). …Недавно я, просматривая почту, случайно обнаружила письмо 75-летней женщины. На письме – резолюция ответственного чиновника. Ну, вы знаете, чиновники всегда сверху резолюции пишут. Так, вот, гражданке было отказано в санаторном лечении на том основании, что она не попадает под постановление КМУ. Я долго говорила с этим чиновником, объясняла ему, что есть законы писанные, есть – неписанные. И мы должны в работе руководствоваться законами не только писанными – постановлениями КМУ, но и неписанными – законами людской морали!
Зал сочувственно зааплодировал. Виктор Федорович – заулыбался.
Подашевская была прекрасна. Если не вслушиваться в то, что она говорила («ах, Сергей Леонидович, я так рада! Вас еще – от актива Киевской области – ждет еще один букет. Он просто так велик, я побоялась, что не смогу его сюда – на сцену – поднять»…, «Кто отслеживает нашу политкухню на телеэкранах, тот знает, как незаслуженно нас поливают. Ах, Сергей Леонидович! Вы вчера, как тот солдат – один на поле боя, вынуждены были отстаивать нашу, партии и Президента Виктора Федоровича Януковича, позицию по социальным инициативам»), вполне можно было залюбоваться тем, как говорила – безупречная артикуляция, выверенные жесты, мимика.
Янукович, глядя на нее, буквально млел.
Спускаясь с крутоступенчатой сцены, чиновница – будто невзначай – вытянула вперед левую руку. Рассчитывала: Владимир Михайлович, семенивший уже к микрофону, галантно поможет даме сойти вниз. Однако, происходившее давеча на сцене сгорбило Литвина пуще прежнего - тонкую ее кисть он заметил уже у самого подножия лестницы.
«У вас есть право задавать вопросы, у Премьер-министра - не отвечать на них!»
Апогей регионального апофеоза – брифинг «старого» главы ПР и нового его «зама»: Азарова и Тигипко.
- В свое время, ПР объединила пять партий. Сегодня процесс консолидации продолжается. И это может быть не только формальное объединение, но и сотрудничество на выборах, в новом парламенте… Разные формы, - уверенно вещал Азаров, покуда помощники передавали Тигипко партбилет, который тому не терпелось продемонстрировать на камеры, - Мы проработали вместе в КМУ два года и это утвердило меня в том, что ему можно доверять, - сказал, похлопывая Сергея Леонидовича по локтю.
Пресс-секретарь Премьера Лукьяненко участливо предоставлял слово региональным СМИ, подвоха от которых ждать не приходилось. Центральным пришлось озвучивать вопросы «через голову».
- Не опасаетесь, что Тигипко может вас, в качестве главы партии, подсидеть? – выпалил Lb.ua.
- Я так и знал, что Кошкина задаст провокационный вопрос! – «раздосадовано» заметил Премьер.
- И второй вопрос. Вы уже решили, чем займетесь на пенсии? И, главное, в какой стране?
Азаров побагровел. И пошел в наступление:
- Слушай, Кошкина! – надо было слышать эту его хамскую, презрительно-пренебрежительную интонацию. Тональность, по сравнению с которой перепалка двух подвыпивших прорабов – нотки светского диалога.
- Хоть немножечко бы такта и этики! Ну, молодой журналист, молодая девушка. Неужели тебе, так сказать, приятно задавать нетактичные вопросы? - начал «тыкать» в привычной своей хамской манере.
«Тыкает» он всем и всегда. Даже ровесникам. Осадить его не позволяла только солидная разница в возрасте. Впрочем, сделай кто Николаю Яновичу подобное замечание, все равно бы не понял.
- Если можно, ответьте, пожалуйста, - Lb.ua все же старался блюсти приличия.
У Николая Яновича имелось иное мнение.
- Бестактные вопросы – я могу не отвечать, - самолично постановил Азаров, сложивший даже, от обиды, остатки губ «бантиком», - У нас брифинг посвящен политическим вопросам, а не моим личным! Вот, будет пресс-конференция, вас, может быть, приглашу, придете - спросите у меня о личном.
- На пресс-конференции такой вопрос задать невозможно! Почему вы молчите о недвижимости вашего сына в Австрии, о его бизнесе?! Отвечайте! – взвились журналисты.
- Коллеги, у вас есть право задавать вопросы, у Премьер-министра - не отвечать на них! Следующий вопрос, пожалуйста, - пытался урезонить представителей СМИ пресс-секретарь главы КМУ.
- Вам вопрос задали! Отвечайте! – не унимались журналисты, проявившие тут удивительную солидарность.
Азаров стоял, вытянув руки по швам – раскрасневшийся, злой, возмущенно сопящий – симулировал глухоту.
- Расскажите об Австрии, - шумели журналисты.
- Нет, ну, ты понимаешь?! Их абсолютно не цикавыть преобразования в стране; те проблемы, которые в стране, значит, происходят, да? Самая главная задача – столкнуть нас лбами, - обратился, наконец, к Тигипко, - Не выйдет!
Тигипко только нервно хихикнул. С нынешних пор, скверная репутация Николая Яновича стала, отчасти и его – как зама главы партии – проблемой.