ГлавнаяПолитика

ТВ: чьи права защищает новый Уголовно-процессуальный кодекс?

Проект нового Уголовно-процессуального кодекса одни называют революционным, а другие утверждает, что это закон для богатых. Заложена ли социальная справедливость в новом кодексе – на этот вопрос пытались ответить эксперты в эфире "Свободы слова".

ТВ: чьи права защищает новый Уголовно-процессуальный кодекс?

Самым главным экспертом в этом вопросе стал советник Президента - руководитель Главного управления по вопросам судоустройства администрации президента Андрей Портнов, который первым вышел к микрофону.

Говоря о социальной справедливости нового кодекса, Портнов риторически спросил: является ли справедливым то, что невиновный человек вынужден год сидеть в следственном изоляторе.

"Разве справедливо, что человек, который не уплатил, например, 10 тысяч гривень налогов, год сидит в изоляторе? Несправедливо", - заметил Портнов, ведя к тому, что новый кодекс в этом отношении справедлив – содержание в СИЗО за нетяжелые преступления отменяется.

Дальше он похвастал тем, что благодаря полной отмене уголовной ответственности за контрабанду, государственный бюджет каждый день пополняется на 1 миллион гривень.

"Согласно новому закону суд имеет фактически один путь, это в государственный бюджет зачислять все что конфисковано, а это 100% компенсация, плюс 100% штрафа. За весь прошлый год Украина от всех 100% расследований по контрабанде, когда она была под уголовной статьей, получила 0 гривен в бюджет", - рассказал Портнов.

Отвечая на вопрос ведущего о функциях СБУ в уголовных процессах, Портнов подчеркнул, что надо двигаться не только к существенному уменьшению следственных функций службы безопасности, но и Налоговой милиции.

Более того, Портнов заявил, что у Президента готовы прислушаться к рекомендациям ПАСЕ и создать отдельный орган для расследования преступлений, совершенных высшими должностными лицами. Но для этого, дескать, пока не время, поскольку государство не может в одно время внедрять новый УПК и создавать новый орган.

"А когда наступит время для этого органа?", - поинтересовался ведущий.

"После того, как мы закончим первые шаги относительно реформы правоохранительных органов – прокуратуры и адвокатуры", - ответил Портнов.

Юрист Евгений Солодко спросил Портнова о том, отстояла ли Налоговая милиция право на свое существование и придется ли бизнесу теперь навечно терпеть ее.

"После декриминализации трех статей Уголовного кодекса по экономическим преступлениям, в случае если парламент отменит альтернативную подследственность, то, фактически, за Налоговой милицией останется всего шесть статей. Целесообразность существования налоговой милиции в таком виде сейчас изучается на основе статистической информации", - ответил Портнов.

Следующий выступающий – дважды экс-министр юстиции и автор альтернативного проекта кодекса Роман Зварич – сосредоточился на тех моментах нового УПК, которые, по его словам, являются опасными "минами".

В частности, он сказал, что 99,8% уголовных дел получают обвинительный приговор. "Что-то здесь не так. Мы живем в полицейском государстве", - подчеркнул Зварич.

"Миной" нового кодекса, по его словам, является 75 дополнительных преступлений, которые будет расследовать СБУ. Поскольку Портнов во время своего выступления опроверг эту информацию, Зварич настаивал, что это действительно так.

"Я могу поднять документ и зачитать, проверьте меня. Там это записано в 216 статье", - убеждал Зварич.

В конце своего выступления Зварич поставил требование: пусть власть позволит сделать полностью демократичный кодекс, а не только наполовину.

Бывший прокурор и внефракционный депутат Святослав Олийнык революционным моментов нового УПК назвал то, что "кабинетный" прокурор ничего не будет решать.

"Сейчас кабинетный прокурор в этом процессе отстаивает свои полномочия. Как скажут сверху - так и надо делать. Если будут дискуссии, я живой пример этому", - честно признался Олийнык.

Адвокат Татьяна Монтян саркастически заметила, что новый кодекс отодвигает несправедливость относительно судей, которые являются последним звеном в коррупционной цепочке этой системы.

"Человек сначала откупается от милиции, потом от прокуратуры. Судьи остаются последними в пищевой цепочке. К ним попадают те, кто не смог откупиться от милиции и прокурора", - отметила Монтян, и добавила, что прокуроры могут постараться, чтобы проект кодекса не стал законом.

Олийнык с ней согласился: "Вся система по кругу думает, что она съест кусок чужого каравая. Также как врачи заинтересованы, чтобы люди не были здоровы, так и прокуроры не хотят, чтобы преступников не было".

"Нунсовец" Николай Катеринчук сосредоточился в своем выступлении на том, что новый кодекс не решает вопрос пыток в изоляторах.

"Новый кодекс не решает этот вопрос. Он просто уменьшает желание кого-то пытать и бить", - считает Катеринчук.

Последним выступил "регионал" Владимир Олийнык, который, как и в предыдущих эфирах, вспомнил об амнистии Тимошенко и ее нежелании согласиться на это.

В заключительном блиц-опросе эксперты сошлись во мнении, что новый кодекс все же нужно принимать, поскольку существующий кодекс намного хуже и руководствоваться им и впредь нельзя.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram