Но началась программа с другой темы – приватизации земли и предприятий нынешней властью.
О приватизации украинских предприятий говорил экс-советник главы Фонда госимущества Владимир Ларцев. По его словам, для приватизации остались, в основном, предприятия с большими фондами и активами. В частности, он назвал "Укрзализныцю", которая, по его информации, со временем может быть приватизирована.
Ларцев заявил, что новые собственники не собираются модернизировать приватизированные предприятия, а лишь отстаивать свои интересы за счет этих объектов. А это уже вопрос экономической безопасности государства. Причем, считает он, кампания против оппозиции является отвлекающим маневром, чтобы люди просто не замечали и не интересовались тем, что происходит в сфере приватизации.
"Это все делается кулуарно. Объекты, которые сейчас продаются, они просто за бесценок раздаются. Эту программу приватизации можно назвать "найти эффективного грабителя", а не эффективного собственника", - отметил Ларцев.
Дальше Анатолий Ткачук, директор по науке и развитию Института гражданского общества представил свое видение земельной реформы. В частности, он рассказал о том, что 14 февраля состоится экспертная дискуссия, на которой будут обсуждать риски, связанные с возможным принятием закона о рынке земли.
После разговора на тему приватизации речь зашла о политическом преследовании одесского депутата и бизнесмена Владимира Немировского (руководит Одесской облорганизацией партии "Фронт змин", - ред.). Правда, в студию он приехать не смог. Ввиду того, что его бизнес в Одессе преследует прокуратура, он остается за границей.
По скайпу Немировский рассказал, что в мае прошлого года на его фирму "Стальканат-Силур" была совершена рейдерская атака, и изъятое тогда имущество компании так и не вернули. А сейчас прокуратура начала выдавать санкции на обыски его партнеров.
"Я и организация наша является самой крупной оппозицией в регионе. Мы боремся на всех направлениях, критикуем власть, наш канал "Новая Одесса" снимает передачи о коррупции в органах власти", - именно этим Немировский объясняет то, что его преследуют.
Дальше в передаче говорили о главной теме этой недели – закрытии ресурса ex.ua. Александр Ольшанский, президент компании-регистратора Imena.Ua, которая заблокировала ex.ua, сообщил, что домен уже разблокирован и на сервисе ведутся восстановительные работы.
По словам Ольшанского, это не первое в Украине закрытие файлообменного сервиса. И если раньше для руководителей таких сервисов все заканчивалось 15 стуками в тюрьме, то сейчас такие ресурсы просто прекращают свое существование.
Ольшанский считает, что после резонанса, который спровоцировало закрытие ex.ua, законодательство в области авторских прав существенно изменится, а также поменяется модель распространения и употребления этого контента.
По словам Ольшанского, интеллектуальное пиратство никуда не исчезнет и никто его не поборет, но его уровень можно снизить, если покупать контент. Правда, в этой ситуации образовался замкнутый круг.
"Правообладатели не хотят продавать права для распространения в Интернете украинским компаниям, потому что они опасаются пиратства. С другой стороны, когда они не продают эти права, они, фактически, принуждают людей к этому пиратству. Потому что мы не перестанем смотреть фильмы из-за того, что кто-то кому-то не продал какие-то права", - подчеркнул Ольшанский.
Он также привел пример, который доказывает, что украинцы готовы платить за контент. "Люди покупают айпады, туда можно поместить номер своей кредитки. Не всегда оно принимает украинские кредитные карточки, и люди идут на всякие ухищрения – маскируются, что они якобы живут в Америке и так далее, делая все это с одной-единственной целью – легально заплатить за контент в этом айпаде", - рассказал Ольшанский.
В завершение разговора он отметил, что блокировка файлообменников – бессмысленное действие, поскольку таких ресурсов неисчислимое количество, и пользы от этого не будет.
В культурном блоке "Вечора" говорили об аресте шестидесятников 12 января 1972 года. О судьбах тех, кто был причастен к самиздату и преследовался КГБ, рассказывал историк и диссидент Василий Овсиенко.
В завершальной части передачи руководитель Украинского центра развития музейного дела Владислав Пиоро и сотрудники заповедника «София Киевская» Анатолий Остапчук и Вячеслав Корниенко говорили о "музейных" кадровых чистках, которые проводит Министерство культуры в последнее время. Как писал LB.ua, генеральный директор "Софии Киевской" Неля Куковальская была уволена без объяснения причин.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У БЕЗУЛЫК…
В "Республике с Анной Безулык" главной темой обсуждения стала правовая ситуация в стране. Эксперты рассуждали о том, поменяется ли что-то на практике после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса.
Депутат от фракции Партии регионов Владимир Олийнык начал с того, что критика ПАСЕ была острой лишь относительно уголовного дела против Тимошенко. И Президент, как утверждал Олийнык, может амнистировать Тимошенко и Луценко, но они должны признать свою вину и возместить нанесенный государству ущерб.
"В ПАСЕ прозвучал призыв к Президенту освободить этих лиц. В какой способ Президент может это сделать? Если это тот способ, о котором говорил Президент ПАСЕ - помилование, амнистия - это, бесспорно. Здесь может быть задействован механизм освобождения от ответственности при условии, что будут соблюдены все процедуры - признание вины, возмещение ущерба и так далее", - подчеркнул Олийнык.
Бютовец Сергей Пашинский назвал все это цинизмом. Дескать, эта власть довела страну до международной изоляции, и еще говорит о каких-то реформах в области уголовного права.
Медиа-эксперт Виктория Сюмар вполне логично заметила, что законы и кодексы в нашей стране – это одно, а практика – совсем другое. По ее словам, сейчас власть преследует и сажает в тюрьму оппозицию, но потом эта же оппозиция, придя к власти, будет делать то же самое с нынешними чиновниками. И пока такая логика событий будет продолжаться, у нас и впредь не будет правового государства.
Олийнык ответил на эту реплику, что, дескать, продвигая новый кодекс, власть думает о тысячах простых украинцев, а оппозиция отстаивает интересы лишь пяти-шести человек.
"Вопрос в том, что вообще разрушена судебная власть. Сейчас есть один выход - устранить эту власть, которая развалила страну и тогда начинать реформы", - отпарировал Пашинский.
Его крайне эмоциональная позиция вызвала критику экспертов. Директор фонда "Відродження" Евгений Быстрицкий отметил, что от оппозиции можно услышать лишь то, как все плохо и как нам нужна помощь западных коллег. "Позиция, что все вокруг враги - разрушительная позиция", - объяснил эксперт Пашинскому.
Быстрицкого поддержал политолог Михаил Погребинский, который заявил, что Пашинский вообще не способен к диалогу, как и оппозиция, которая не может предложить альтернативу, а лишь говорит, что все плохо.
Пашинский пробовал выкрутиться тем, что, дескать, оппозиция ведет диалог с людьми и со своими коллегами из других оппозиционных партий. А с "шулерами", как назвал он власть, играть в карты нельзя, поскольку они всегда выигрывают нечестным способом.
Руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, комментируя новые уголовные правила, рассказал о том, что проект нового кодекса разрабатывался в 2008 году рабочей группой, сформированной еще предыдущей властью. Но ни Ющенко, ни Тимошенко не приложили усилий, чтобы этот кодекс был принят еще тогда.
"Думаю, некоторые из них сожалеют сегодня об этом. Эта власть думает о своем будущем и предпринимает шаги в направлении принятия этого кодекса", - подчеркнул Колиушко.
Под конец эфира главные оппоненты высказались также по поводу возможных санкций со стороны Евросоюза. Пашинский твердил, что оппозиция добивается санкций исключительно для чиновников, у которых есть имущество и банковские счета в Европе.
Олийнык ответил, что самые жесткие санкции в первую очередь ударят по простым украинцам. А реальные санкции, которые могут быть, по мнению Олийныка, - это всего лишь лишение украинской делегации права голоса в ПАСЕ либо же вообще исключение ее из состава ПАСЕ.
В самом конце гости в студии сошлись на том, что наиболее эффективный метод противостоять власти и отстаивать свои интересы – это самоорганизация граждан.