ГлавнаяКультура

10 фильмов, которые стоит посмотреть на ОМКФ-2011

15 июля в Одессе стартует второй международный кинофестиваль. Организаторы уже со второго раза грозятся превратить его в украинские Канны, но пока что, судя по количеству мировых премьер и значимых премьер в СНГ, до выполнения этого обещания еще далековато.

10 фильмов, которые стоит посмотреть на ОМКФ-2011

К тому же, еще довольно рано судить о самой важной составляющей киносмотра – конкурсной программе, принципы формирования которой, как правило, становятся известными не из пресс-релизов и заверений программных директоров, а по факту ее просмотра не на одном фестивале.

Тем не менее, курс на то, чтобы предендовать на звание самого значимого кино-события на постсоветском пространстве, взят, и с этим ничего не попишешь. Отсюда – монументальность обещаний и зафиксированное в программе их выполнение – везут почти все заявленные каннские новинки (за исключением «Полночи в Париже» Вуди Аллена), по всем канонам украинских кинофестивалей сформирован конкурс – один украинский фильм, пара европейских фильмов, которые уже на слуху у тех, кто следит за иностранными кинофестивалями, и около десятка фильмов, взятых с региональных фестивалей – в основном, тоже европейских.

В общей сложности в Одессе покажут около 100 фильмов, о 10 самых ожидаемых из их числа – ниже.

1. «Пина» Вима Вендерса. Один из первых (наряду с документальным фильмом Вернера Херцога про пещеры) прорывов артхауса в логово 3D, демонстрирующий, как правильно использовать эту технологию в угоду тому, чтобы рассказать историю, а не состричь кассовые сборы. «Пина» ¬– документальный фильм о легенде мирового танца и хореографии Пине Бауш, представленный участниками ее труппы.

2. Долгожданная «Меланхолия» Ларса фон Триера, которую все никак не довезут до украинских кинозалов – сначала было объявлено о выходе фильма в прокат с 7 июля, потом – киноклуб NoName собирался организовать допремьерный показ у себя (который перенесли с 12 июля на 20-е), теперь, оказывается, премьера фильма о конце света на фоне свадьбы героини Кирстен Данст все-таки состоится на ОМКФ. Правда, на фестивале его можно будет посмотреть только один раз – 19-го июля. В принципе, о «Меланхолии» сказано уже до неприличия много – но важней всего, пожалуй, то, что этот фильм Триер снял не для своего психоаналитика, и не для сектообразной группы поклонников его творчества, а, не обижайтесь, для всех. Для всех тех, кто еще не начал знакомиться с его фильмами и кому лучше всего будет начать с более-менее толерантной по форме (но не по содержанию) «Меланхолии».

3. «У нас есть Папа» (Habemus Papam) режиссера Нанни Моретти, в программе «Фестиваль фестивалей». Фильм принимал участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но ничего из наград не получил. В основе сюжета – новоизбранный Папа Римский, у которого сразу после конклава случается истерика, вследствие чего в Ватикан вызывается психоаналитик. Как водится, тот спрашивает у Папы о его детстве, пока у последнего окончательно не сдают нервы и он не сбегает из Ватикана и не прибивается к бродячей театральной труппе. Психоаналитик остается и устраивает чемпионат по волейболу среди кардиналов. Чувство юмора? Есть. Концептуальное? Еще как. Пропустить такое – упустить шанс продлить свою жизнь на несколько лет.

4. Новое творение любимого режиссера периодически спивающихся интеллектуалов, Аки Каурисмяки – фильм «Гавр», в той же программе. Маленького мальчика-нелегала от служб защищает бедная семья, при этом все очень мило и гуманистично, говорят, с пенсионерским налетом трогательности, но это мы еще проверим.

5. Из конкурсной программы, которая, как обычно, соткана из тайн и неизвестных региональных новинок, пока что наиболее привлекательно выглядит фильм «Субмарина», привезенный с Санденса. Это дебют британского комика Ричарда Айоаде, спродюсированный, ни много, ни мало, Бэном Стиллером (появляется там в камео). «Субмарина» – черная комедия о подростке из 80-х, которая, если верить британскому критику Питеру Брэдшоу, явно снималась под влиянием Уэса Андерсона и Мишеля Гондри. Судя по всему, это довольно смешное и трогательное кино о взрослении паренька-аутсайдера, который находит себе странных друзей.

6. Спорным для отечественного зрителя может стать еще один конкурсный фильм – «Алмания: добро пожаловать в Германию» – фильм турецкого режиссера Ясмин Самдерели о жизни турецких эмигрантов в Германии. Поскольку тема миграций не так близка нашему восприятию, как восприятию, скажем, тех же немцев, которые на ура приняли этот фильм на февральском Берлинале, но для расширения кругозора вполне может пригодиться. Насколько можно судить по отзывам, «Алмания» была снята в попытке рассказать о потребности европейского общества в толерантности, при чем так, чтобы это не выглядело очередной кино-агиткой, заточенной под политкорректные фестивали и жюри.

7. «Громозека» Владимира Котта – конкурсант недавнего «Кинотавра», который также не получил ничего из наград. Тем не менее, это – один из самых ожидаемых фильмов программы «Новое российское кино». Сам режиссер говорит, что его фильм – о людях, которые опаздывают жить. Исчерпывающе.

8. Еще один фильм из той же программы – «Два дня», новый фильм Авдотьи Смирновой. Странным образом в программу «Новое российское кино» не попали ни нашумевшие «Охотник» Бакурадзе, ни «Елена» Звягинцева, ни даже новый Павел Бардин, которого уже все, кажется, посмотрели. Хотя, даже если бы они там были, вычеркивать новую Смирнову все равно нельзя – за ее творчеством следить интересно даже в отрыве от «Школы Злословия», тем более, что в этом фильме снялись (интересное сочетание) Федор Бондарчук, Ксения Раппопорт и Ирина Розанова.

9. Кроме позаимствованных с Каннского фестиваля премьер, ОМКФ позаимствовал еще одну хорошую традицию – на этот раз у Локарно – показы под открытым небом. В прошлом году один такой показ успешно прошел на Потемкинской лестнице 16 июля – показывали «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна. В этом – на Потемкинской будут показывать «Метрополис» Фрица Ланга, шедевр немецкого экспрессионизма, ту его версию, которую смонтировали после обнаружения фрагментов фильма в Аргентине и показали на Берлинском кинофестивале два года назад. Как известно, у Ланга были трения с продюсерами, из-за которых он практически не принимал участие в финальном монтаже «Метрополиса», с которым мы были знакомы до 2009 года. После – при перемонтаже, миру явилась версия знаменитого фильма уже в том виде, в каком его задумывал сам Фриц Ланг. Показ состоится 16 июля в 21:00 в сопровождении оркестра.

10. Очень жаль, что этот фильм не будут показывать во второй раз во время фестиваля, а покажут только на открытии, но будем надеяться, что вскоре он выйдет в украинский прокат и будет доступен широкой публике. «Артист» Мишеля Хазанавичуса – еще одно немое кино, но на этот раз – современное. Это весьма трогательная история о звезде немых фильмов 20-х годов (Жан Дюжарден, «пальмовая ветвь» за актерскую игру), закат карьеры которой приходится на появление звукового кино. Для статистки Пеппи, которая влюблена в него по уши, все происходит наоборот – она становится звездой новой эпохи в кинематографе. Наверное, «Артист» – это тот случай, когда отсутствие цвета и звука в кадре оказывается красноречивей любых эффектов.

Более подробно с программой и расписанием показов на ОМКФ можно ознакомиться здесь.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram