ГлавнаяКультура
Спецтема
Фестивальные дневники

Дневник ОМКФ. Ч.1

В силу нами уже констатированной туманности в принципе, по которому осуществляется отбор на фестивальные программы, в собственной программе просмотров на Одесском кинофестивале пришлось проявить избирательность.

Дневник ОМКФ. Ч.1

Из конкурса пока что самыми интересными работами из основного конкурса кажутся британская «Субмарина» и финский (а на деле – результат финско-норвежско-ирландской копродукции) «Герои полярного круга».

Первый – история о меланхоличном подростке из индустриального района одного из городов Уэльса. Зовут его Оливер Тейт и пока что все его проблемы – оттого, что он видит мир не так, как другие. Он, понятное дело, анализирует все, что с ним происходит, читает, как правильный умный подросток, Ницше и «Над пропастью во ржи», и мечтает об однокласснице, Джордане, тоже странной. Весь фильм построен на его первых в жизни отношениях и попытке стать «самым лучшим парнем на свете» (поскольку мальчик неглупый и воспитанный, у него это вроде как получается), пока не случается реальный конфликт, который послужит причиной для заметного прогресса в его внутренней жизни.

В целом, «Субмарина» – это, конечно же, никакая не комедия, и концептуальным чувством юмора (что это такое вообще – кто-нибудь понял за полтора прошедших Одесских кинофестиваля?) тоже вряд ли отличается. Это очень крепкий дебют, немного затянутый, но тянет на вполне приличную драму о взрослении. Жаль только, что режиссер Ричард Айоваде, вероятно, обольстившись успехом «Субмарины» своим следующим произведением назначил экранизацию «Двойника» Достоевского – такой скоропостижный прыжок из отличного кино в вечность настораживает.

Кадр из фильма "Субмарина"
Кадр из фильма "Субмарина"

«Герои полярного круга» финского режиссера Доме Карукоски – чудесный образец национального кинематографа, который, правда, рискует быть непонятым без дополнительных комментариев. В частности, про этот фильм нужно знать хотя бы то, что у финнов моментально возникает чувство стыда, когда на горизонте появляется сомнение в их незыблемой роли в патриархальной структуре отношений – мужчины ставят декодеры и делают проруби, женщины – управляют страной.

Собственно, об этом и кино – роуд-муви про молодого парня и его друзей, отправившихся в Лапландию за декодером для телевизора, потому что если к утру заветной коробочки для того, чтобы посмотреть «Титаник» у себя дома на диване, не будет, жена главного героя от него уйдет. По ходу случится, понятное дело, много всего интересного, неоднократно передадут привет Тарантино и прочим адептам жанра развеселого кино. Но самое главное – это, опять-таки экскурсия в финскую ментальность и быт, потому как, по заверению режиссера, то, что остальные зрители расценивают как полнейший сюр, для финнов – самая что ни на есть реальность. Пока что эта реальность – на первом месте по зрительским симпатиям, надеюсь, там же и останется.

Уругвайский «Срок годности», снятый на дорогущую черно-белую пленку, оказался настолько хипстерским, что даже писать о нем ничего осмысленного не получится. Самый слабый фильм конкурса.

Немного о внеконкурсе. На Триеровскую «Меланхолию», говорят, на показе во вторник вечером ломилась такая толпа народу, что не все помещались, некоторые падали в обморок и томно вздыхали под дверью – так хотели на конец света посмотреть. А между тем, фильм выходит в прокат уже 21 числа.

Для кого-то, конечно, «Меланхолия» – это луч света в темном царстве и все такое, но кажется, даже Ларс фон Триер стареет. На самом деле, это было заметно еще в «Антихристе», когда его все время затягивало в мутное болото экзистенции. Но, как говорится, будешь долго смотреть на планету Меланхолию, однажды она посмотрит на тебя, и вот – сартровская патетика и томительная безысходность существования главной героини составляют такой естественный тандем, что становится не по себе. И это отнюдь не играет на руку фильму – разрекламированная, как один из наиболее понятных фильмов Триера, «Меланхолия» скорее похожа на брюзжание стареющего режиссера, и никакого тебе, как у Аллена в «Разбирая Гарри», нигилизма, цинизма и сарказма (там еще четвертый компонент был, но в связи с фильмами Триера отбросим его за ненадобностью).

свадьба, кино, Меланхолия
свадьба, кино, Меланхолия

«Два дня» Авдотьи Смирновой – прекрасное кино, которое нужно крутить в наших кинотеатрах безостановочно. Во-первых, чтобы суть конфликта «художник-номенклатура» все, более-менее, уяснили, во-вторых, чтобы сценаристов научить – никогда не поздно учиться у умных людей. Дистрибьюторы вроде как обещают его в сентябре выпустить в прокат – в России, может, и нам повезет.

В остальном – Одесский кинофестиваль стал чуть более популярным, чуть менее сумбурным (что немного настораживает, о чем позже), программа – менее радикальной, а город – более грязным. Но впереди еще 4 дня фестиваля, на большинство из которых припасено много, надеюсь, интересных фильмов.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram