ГлавнаяПолитика

Госкомзаначка: ПР vs «литвиновцы»

В последнее время, если где-либо всплывает некая коррупционная тема, можете быть уверены: с той или иной стороны в ней отыщутся следы Юры Енакиевского. Хоть прямо, хоть опосредованно, непременно отыщутся. Сим Юрий Владимирович чем-то напоминает Павла Лазаренко, наводившего, в свое время, страх и ужас на всю Днепропетровскую область. В том смысле, что без позволения Павла Ивановича работать там никто не мог. Без уплаты дани – тем более. Шла ли речь о ларьке с мороженым или крупном предприятии – без разницы. Знакомый бизнесмен, выходец из Днепропетровска, учил полушутя-полусерьезно, своего, тогда малолетнего, сына, балуя его сладким: «Половинку скушай, а половинку – Павлу Ивановичу оставь». «Папа, кто такой Павел Иванович?». «Вырастешь, сынок, узнаешь».

Госкомзаначка: ПР vs «литвиновцы»
Фото: korrespondent.net

Сынок давно вырос, Павел Иванович коротает срок в американской тюрьме. А присказку следует актуализировать, заменив Павла Ивановича Юрием Владимировичем. Причем – в масштабах не одной области. Всей страны.

Волею пославшей мя коалиции

К такому выводу Lb.ua пришел, разбираясь с махинациями Госкомрезерва. В настоящий момент в центре внимания – три фамилии:

- бывший зампред Николай Синьковский;

- бывший и.о. главы Виталий Никитин;

- экс-глава Михаил Поживанов.

Первому один из райсудов Кривого Рога на днях «впаял» десять лет лишения свободы, плюс – конфискацию имущества.

Синьковский – второй после Гриценко «свой», кого новая власть упекла за решетку. Руководящую должность в ведомстве он занимал с августа 2007-го – при двух правительствах и трех руководителях. Изначально пользовался поддержкой «Нашей Украины» и АП, но наиболее комфортно чувствовал себя при «литвиновцах». Собственно, именно его называют автором схем, якобы осуществлявшихся при Сергее Ганже. Особо «ходовые» – манипуляции с госпредприятиями, задолжавшими Госкомрезерву (начинались они всегда с изъятия – за долги – всех или части активов). Непосредственное кураторство которых приписывают высшим руководителям команды Литвина. На что Тимошенко, по словам очевидцев, тогда просто закрывала глаза, даже – получая докладные по теме от своих же соратников. Мол, нельзя поколебать единство коалиции.

Примечательно: Синьковского привлекли не за эти «художества», а за нарушения, имевшие место еще в 2004-м – до его появления в ведомстве (2005-ый). В тот же период, кстати, его деятельностью (связанной с недвижимостью) уже интересовалась налоговая милиция, однако, дальше интереса не пошло.

Почему десять лет и конфискацию обусловил 2004-ый год? Очевидно, вменили то, что проще было доказать. А доказывать, вынося столь суровый приговор, надо основательно. Чего никак нельзя было сделать, если разбирать период пребывания чиновника в Госкомрезерве. Поскольку тогда б непременно всплыли бы куда более известные фамилии. Связанные с Блоком Литвина, как несложно догадаться. Также – лоббистами Литвина внутри ПР.

Посему, посадка Синьковского – сигнал-предупреждение регионалов литвиновцам. И хотя Владимир Михайлович и проявляет чудеса лизоблюдства, сие вовсе не значит, что «бизнес-крыло» его политсилы сей верноподданический запал разделят. Тем более «за спасибо». Меж тем, регионалам в Раде требуется устойчивое большинство, на всех сателлитов преференций не напасешься, а страх, как говаривал Николай Янович, лучший инструмент.

Фото: Макс Левин

Желающим поспорить – предъявляем пример Давида Жвании, лишившегося контроля над харьковским заводом имени Малышева вскоре после того, как мэром города стал Геннадий Кернес. Не потому, что не Кернес не любит Жванию, нет. Потому, что без заступничества Юрия Владимировича Иванющенко, Геннадий Адольфович не только мэром, но и просто кандидатом не сделался бы. Подобные заслуги «просто так» точно не оказывают. И борьба властей города и области за контроль над предприятиям – логичное стремление «держать руку на пульсе» объекта, приносящего реальные доходы, из которых можно потом отчислять – куда следует – дивиденды. Конечно, Завод имени Малышева – стратегический объект, за его работой внимательно следят КМУ и Банковая, он отдает поступления в бюджет, но все же все прекрасно понимают…

И, что? Жвания возмущается? Негодует, что его интересы попраны? Выводит из большинства своих «тушек»?

Нет, он понуро плетется на заседание комитета по экономическим реформам и, сидя там во втором ряду для приглашенных, преданно заглядывает в глаза Президенту.

Хотелось бы посмотреть, как после посадки Синьковского показательный демарш осуществил бы регионал (по форме) – литвиновец (по сути) Василий Хмельницкий. Или, скажем, руководитель спикерской фракции Игорь Шаров.

То-то же.

Или – после задержания другого своего сподвижника, Валерия Никитина. Никитина «приняли» 28 января, ему инкриминируют расхищения на 243 миллиона гривен, которые он будто бы успел осуществить за неделю (!) пребывания в статусе и.о. главы ведомства.

То, что плохо лежит

Идем дальше.

В ноябре СБУ расследует уголовное дело №576, «возбужденное по факту завладения неустановленными служебными лицами Госкомрезерва Украины, ПП «Ванк», ТОВ «Алан-трейд», ТОВ «Конкорд Плюс» и ГП «Златодар» чужим имуществом в особо крупных размерах – денежными средствами на общую сумму 57 215 671,96 гривен, путем злоупотребления своими служебными полномочиями группой лиц по предварительному сговору».

В рамках дела, следователь Компаниец выносит постановление о выемке личного дела экс-руководителя Госкомрезерва Михаила Поживанова, которое находится в центральном офисе ведомства в Киеве.

Зачем оно ему понадобилось, учитывая, что с этой должности Поживанов ушел в 2008 (перекочевав замом к министру экономики Данилишину, что сейчас кажется знаковым)?

По делу №576 активно допрашивали один из замов гендиректора «Златодара». Сам гендиректор, Владимир Лукьянец – «литвиновец» со стажем (в разные годы возглавлял и Черкасскую ОГА, и облсовет, и «литвиновцев» в облсовете). Вот, кстати, еще один «привет» от регионалов к литвиновцам.

Читаем недавнее интервью Поживанова «Газете по-киевски»

«…мне сказали, что на допросе в СБУ один из руководителей «Златодара» на вопрос следователя: «Может ли руководство Госрезерва знать о том, что у вас пересортица? Может ли Поживанов об этом знать?» – ответил: «Такие вещи без руководства невозможны, и Поживанов об этом знает». Я слышал, что на основании этих слов и возбуждено дело против меня».

Фото: kyivpost.ua

О том, что Поживанов – «в черном списке» и «следующий на посадку», провластная газета «Сегодня» написала еще в сентябре. В ноябре у СБУ уже имелись необходимые показания свидетелей и даже выемка личного дела экс-чиновника уже состоялась. То есть, участь его была предопределена. В независимости ни от любых внешних и внутренних обстоятельств.

Почему же дело СБУ возбудила лишь 31-го января?

Вот тут-то обнаруживается любопытная деталь. Которую, конечно, можно считать простым совпадением. Но совпадение сие весьма характерно…

Итак, 20-го января в Мариуполе был открыт торгово-развлекательный центр «Украина». ТРЦ, возведенное на базе бывшего центрального универмага «Украина» строили несколько лет. Изначально владельцем объекта выступал бывший мэр города Михаил Поживанов. Однако, ввиду кризиса, пришлось привлечь к процессу западных инвесторов, ввиду чего контрольный пакет он утратил, а ТРЦ официально оформили на кипрскую структуру. Тем не менее, торговля всегда была, есть и будет бизнесом прибыльным. Особенно, если речь идет о единственном полноценном ТЦ столичного уровня в городе масштаба Мариуполя.

И на этом бизнесе в Украине есть кому, кроме беглых чиновников, зарабатывать.

Вскоре, после открытия, вокруг ТРЦ стали происходить любопытные процессы. Горчиновники возмутились тем, что компания-владелец ТРЦ базируется в Киеве, где, собственно, и платит налоги, а городу вообще никак не помогает. В ТРЦ намекнули: рады б помогать, да чиновники крысятничают. Сторону властей (!) приняли четыре сотни акционеров бывшего универмага, высказавшиеся относительно того, что, де, их права теперь ущемлены и они намерены судиться.

Со стороны все это, особенно – позиция миноритариев – напоминает увертюру к рейдерской атаке. Которую не факт, что понадобится организовывать, учитывая, что 31.01. СБУ, как было сказано, возбудило по Поживанову дело.

Защищать свое имущество, сидя в Австрии, да еще – на птичьих правах, не так-то просто. Впрочем, права эти скоро перестанут быть птичьими. Связавшись с самим Михаилом Александровичем, Lb.ua выяснил: он уже подал документы на предоставление политического убежища (хотя ранее скептически воспринимал подобную перспективу), успел пройти первые интервью, оформить процедуры и – в течении ближайших месяцев – рассчитывает на получение заветного документа. Который, впрочем, защите ТРЦ тоже не поможет.

Теперь – несколько логических заключений. Кто у нас, в последнее время, проявляет повышенный интерес к крупным торговым площадкам? Кто прикупил 7-ой километр? Кто рейдировал «Барабашово» на следующий (!) день после визита в Харьков президента?

Кто – через фактовые дела, давление налоговой – полностью «подмял» под себя «Нибулон» и концерн Евгения Черняка? Кто «отжал» по полной программе Олега Бахматюка?

Кому отдан на откуп юг страны (а не только Одесская и Запорожская области), с портовыми городами (коим является Мариуполь) включительно?

Еще раз озвучить фамилию или вы сами посмотрите, кто прошел в Раду под 111-м номером от ПР? Знакомый почерк, правда?

(Уважаемые читатели! Если вам есть что добавить к перечню объектов, перешедших под контроль господина Енакиевского; есть что рассказать о схемах, реализуемых им и его командой, пишите, пожалуйста сюда [email protected], - С.К.)

Сам Поживанов, конечно, склонен списывать происходящее на желание «донов» отомстить за его фрондерство в бытность мариупольским горголовой.

Версия, прямо скажем, спорная. С одной стороны, в середине 90-х Мариуполь действительно сильно контрастировал с остальными городами Донецкой области. Контрастировал, будучи оазисом относительной стабильности и «продвинутости» на фоне всеобщего «беспредела». Особенно, во времена мэрства Поживанова – с 1994-го по 1998-ой. Однако, лавры «мариупольского Собчака» – это, пожалуй, слишком. Как и предполагать, что, спустя столько лет, у «титульных донецких» нет других забот, кроме как сводить счеты с некогда оппозиционным мэром одного из городов региона. Масштаб, все ж, не тот. Другое дело: постараться прибрать к рукам то, что плохо лежит в отсутствие хозяина. Еще и под аккомпанемент уголовного дела. И с «бонусом» в виде «фиги» «заклятым друзьям» в лице литвиновцев.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram