ГлавнаяПолитика

Страна загнивающей демократии? Или праздник победившей тыквы?

31-го октября вся продвинутая публика будет праздновать Хеллоуин. Украинцы – выбирать себе местную власть. Традиционный символ Хеллоуина – тыква. В добрых сказках тыква может превратиться в карету. На украинских выборах чудо вряд ли случится – тыква останется тыквой. Но не для власти – для избирателей.

Страна загнивающей демократии? Или праздник победившей тыквы?
Фото: Макс Левин

​Если для власти 31-е октября – проверка на прочность (конкретно – прочность админресурса); для оппозиции, местных элит и даже сателлитов власти – этап природного отбора. Для гражданского общества – тест на сопротивляемость. Формула проста: кто сумеет отстоять свой интерес 31-го – в дальнейшем сохранит субъектность в качестве игрока. Кто не сумеет – будет поглощен сильнейшим.

***

«Карта боя» – такая, какой она представляется власти, вполне понятна. Ясны цели, инструментарий их достижения и даже тактика. Впрочем, последняя как раз претерпела некоторые изменения. Так, если в кампанию ПР вступала плечом к плечу со стратегическими (Тигипко, Яценюк, СПУ, КПУ, Литвин) и ситуативными (УСДП, ЕЦ) партнерами, сегодня в чьей бы то ни было помощи «регионалы» особо не нуждаются. Комиссии уже сформированы, списки – зарегистрированы, предварительные разнарядки на результат – спущены. Более того, конституционная реформа – и та отменена. Значит, тушка – в условиях подмены коалиции большинством – окончательно стала основной парламентской единицей. Мавры сделали свое дело и в общем-то могут уходить. Что, конечно, провоцирует колоссальное недовольство самих «мавров». Гневные заявления о притеснениях на местах «Сильной Украины», «Фронта перемен», Народной партии звучат повсеместно. Но кто их слышит? Теоретически у них еще есть шанс скооперироваться – объединить усилия к 31-му. Практически – сложно себе представить, как Яценюк и Балога (провалившие давеча, о чем сообщалось, переговоры о тесном взаимодействии) вместе проведут локальные экзит-поллы, выставят наблюдателей и т.д.

Фото: Макс Левин

Кстати, об экзит-полах. «Деминициативы» анонсировали их проведение в Одессе, Львове, Днепропетровске и Харькове. Для полноты картины – явно недостаточно, но на безрыбье, как говорится, учитывая минимальное количество наблюдателей...

***

Во Львове и Днепропетровске ситуация прогнозируемая.

Вопреки тому, что в последние недели гонки в Днепропетровске стремительно расширилась база поддержки нового кандидата Святослава Олейника (того, что из группы Портнова), выдвинувшегося от малоизвестной партии «Україна майбутнього» (Олейнику симпатизирует электорат Игоря Цыркина, считавшегося наиболее вероятным победителем гонки до тех пор, пока тот не поддержал действующего градоначальника), да и Загид Краснов (он же Загиддин Габибулаев, «Наша Украина») чувствует себя неплохо, лидерство нынешнего мэра Днепропетровска Ивана Куличенко по-прежнему остается вне сомнений. Куличенко бессменно руководит городом целое десятилетие: его выбрали в 2000-м, 2002-м, 2006-м, выберут и в 2010-м. У Ивана Ивановича, по данным нескольких социологических служб, показатель – 30-32%, тогда как у ближайших конкурентов – Олейника с Красновым – около 10%.

Фото: www.new-most.info

Во Львове ситуация схожая. Не то чтобы горожане обожали Андрея Садового (беспартийный, выдвинулся от Республиканской Христианской партии), но 32-38% однозначно предпочитают его «регионалу» Петру Писарчуку – 10%. Подкупает, в частности, позиционирование Садового в качестве самостоятельного игрока (о чем говорит и выдвижение от малоизвестной партии) – в пику популярным в западноукраинской столице «Батьківщині» и «Свободе» (партийный показатель – свыше 25%), не сподобившихся даже подыскать ему сильных конкурентов.

Фото: sprotiv.org

Зато в Одессе и Харькове с конкуренцией все в порядке.

Особенно в Харькове – единственном миллионнике, где противопоставили ПР адекватного соперника. Способного если не завалить оппонента, то уж точно продемонстрировать: альтернатива есть. Собственно, в кампании Аваков одноименный слоган и использует. При том, что территория-то исконно «бело-голубая». Показатели непосредственно ПР в Харькове велики настолько же, насколько велик и антирейтинг Геннадия Кернеса.

Фото: Униан

Спарринг Кернес-Аваков – единственный поединок нынешних местных выборов, который действительно можно сравнить с мини-версией Майдана в 2004-м. Аналогии напрашиваются сами собой:

– власть против оппозиции (в прошлом Аваков – «нашеукраинец», так что его нынешнее сотрудничество с «Батьківщиной» – предмет скорее трезвого расчета, чем бесконечной любви. Соответственно, база поддержки – не столько даже «сердечные», сколько противники «бело-голубых», в частности Кернеса);

– одиозный кандидат (вспомнить пресловутую конфликтность и эпатажность Геннадия Адольфовича; сомнительную, в том числе – с точки зрения закона – репутацию; крики «Кушнарева геть!» в 2004-м) против интеллигентствующего экс-губернатора;

– человек Януковича против человека Тимошенко;

– одна часть ПР (Добкин, Левочкин, Юра Енакиевский) против другой части ПР (группа Ахметова-Колесникова, группа Клюева, Дмитрий Шенцев) и «сочувствующих» (Ярославский, местная элита калибром поменьше).

Словом, батальная сцена сулит развернуться еще та. В том числе и по причине большого числа неопределившихся – свыше трети всех голосующих. Особенно – в «пролетарских» районах города. Разные рейтинги (в зависимости от времени и места замеров) сулят Кернесу от 16,8% до 43%; Авакову – от 14,7% до 18%.

Одно из центральных СМИ спрогнозировало: «В Харькове решается судьба украинской демократии». Убрав излишний пафос, вполне можно согласиться. Но не факт, что излишний. Тут ведь речь не лично об Авакове и Кернесе, их борьба – модель дальнейшего развития событий в стране. Потому в условную точку «Аваков» сходятся воедино интересы и оппозиционеров, и сателлитов, и даже тех «сочувствующих» «регионалам», которые, подобно беспартийному Александру Ярославскому, за Кернеса голосовать не хотят.

Кстати, история демарша Ярославского весьма поучительна. Не только земельно-бюджетный конфликт с губернатором Добкиным послужил причиной августовско-сентябрьских пиар-активностей Александра Владиленовича. То, что цель активностей – не «электоральная проба пера» - способ решения бизнес-вопросов, изначально секретом не являлось. Но месседжи Ярославского заставили изрядно поволноваться тандем Добкина-Кернеса. Ибо если б Ярославский надумал-таки баллотироваться (от любой политсилы), успех Кернеса оказался бы под очень большим вопросом.

Фото: Макс Левин

Почему же решение (ценой колоссальных лоббистских усилий его бизнес-партнера Михаила Добкина) было принято в пользу Геннадия Адольфовича?

Во-первых, потому что вклад Михаила Марковича в президентскую кампанию Виктора Федоровича был столь велик (во всех смыслах), что губернаторство стало его заслуженным "призом". Отбирать его, «пересаживая» в низшее, по сравнению с губернаторским, кресло мэра – не по понятиям. Впрочем, тут вопрос спорный. Ибо пост городского головы – выборный, а губернатор – фигура техническая, сменить которую можно в любую минуту.

Во-вторых, потому что последнее решающее «за» Геннадия Кернеса сказал Юра Енакиевский. Что еще раз доказывает, кто в политикуме хозяин.

Чуть потише Ярославского свое несогласие выражал замглавы ПР Дмитрий Шенцев. Их с Кернесом межличностный конфликт, случившийся еще летом прошлого года, зашел настолько далеко, что пострадали даже узы кумовских отношений (Добкин крестил младшего сына Шенцева Женю, названного так в честь погибшего лучшего друга нардепа Евгения Кушнарева). Тогда предметом стычки стало кураторство город-область в кампанию 2009-го. В итоге город достался Добкину с Кернесом. Область – Шенцеву. Разумеется, на Харьковщине в целом победил Янукович. Вот только в городе показатели Лидера колебались в пределах 63–77%; по области – 69– 70%. «Призовыми» Добкин получил губернаторство, Шенцев – пост замглавы ПР (вынуждающий его теперь проводить больше времени в Киеве, чем в Харькове. От греха, как говорят, подальше).

Фото: www.partyofregions.org.ua

Примечательно: все вышеописанные страсти – внутри лагеря власти.

В Одессе ситуация чуть менее противоречивая, но ничуть не менее интригующая. Выдвиженец от «Фронта перемен», нынешний градоначальник Эдуард Гурвиц, стоически защищает кресло от «регионала» Алексея Костусева. За Костусева – Азаров и около 43,2% (последние данные Одесского филиала Института Горшенина) горожан. За Гурвица – 21,5%. Главный козырь Костусева – Партия регионов, которой симпатизируют 41,2% одесситов. Мол, неважно кто выдвигается, лишь бы от ПР. Именно поэтому 57,1% горожан уверены в победе Костусева. 40,1% не сомневаются: фальсификациям на выборах быть, причем весьма масштабным.

Фото: revisor.od.ua

***

Последние два показателя: поддержка ПР и убежденность в неминуемости фальсификаций – весьма характерны для большинства регионов юго-востока и даже центра страны. Подтасовок, грубейшего применения админресурса ожидают даже там, где, казалось бы, все ясно наперед.

О «черных политтехнологиях» речь уже не идет. Зачем, если у провластных кандидатов есть админресурс? В том числе – силовой. Оппонента можно «закошмарить» налоговыми проверками, уличить в коррупции (для установления истины короткого времени кампании все равно не хватит), в крайнем случае – посадить. Такая практика широко применяется в Крыму – ЮБК буквально «зачистили» (Ливадия, Алушта, Алупка) от рейтинговых мэров, несогласных с «генеральной линией».

С точки зрения сильнейшего – власти – подобная методика вполне имеет право на жизнь. Возможно, но зачем же называть происходящее выборами? Очевидно, это что-то другое. Точно не демократическая селекция наиболее достойных на посты градоначальников, депутатов местных советов. Скорее – назначение «ответственных кадров» от ПР. Как там: ты на выборах Путина за кого голосовал? Причем, что вообще верх цинизма, назначение, освященное специально принятыми законодательными нормами. Это, кстати, единственное, что оставляет надежду: местные 2010-е могут быть отменены и через полгода, и через год – так же, как шесть лет спустя была отменена конституционная реформа. Отменены из-за неточности процедуры принятия профильного закона или любой другой помарки. Была б политическая воля следующего поколения властьимущих.

Фото: Макс Левин

Вот неполный перечень манипуляторных ноу-хау (по версии СМИ и Комитета избирателей Украины):

– произвольная «нарезка» округов, сильно отличающихся размерами территорий, количеством и «качеством» голосующих. Что создает кандидатам неравные условия;

– «клонирование» сильных конкурентов с помощью областных (!) органов юстиции (Киев, Львов);

– силовой прессинг (от обысков до взятия под стражу) не только кандидатов – членов ТИК (Симферополь, Львов, Волынь, Полтава, Черкассы, Херсон).

Не говоря уже о «классических» приемах вроде жонглирования содержанием списков избирателей, подготовки «каруселей», очернения в СМИ и т.д. Все это – в сжатые сроки, с бешенным напором. С непоколебимой уверенностью: «пипл схавает». Схавает ли – и есть экзамен на зрелость гражданского общества.

Тест на способность выбирать не номинально, а реально. И после – защищать и отстаивать результат. Тест на право называться народом, нацией – не электоратом. В противном случае нечего удивляться, тем более возмущаться, тому, что вместо кареты мы, украинцы, получаем тыкву. Тыкву с горящими глазницами и злобным оскалом – символ Хеллоуина и торжества всяческой нечести. Нечести в обличье власти, в данном случае. Торжества, которое, начавшись, непонятно когда закончится. Скорее – превратит нас в страну загнивающей демократии. Тухлая тыква, знаете ли, не слишком хорошо пахнет.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram