ГлавнаяОбществоЖиття

Записки режиссера. Люди и звери

Снимал я тут как-то ТВ-программу в одном нашем биологическом институте. Пока группа расставляла свет и аппаратуру, я, готовясь к интервью, прогуливался по коридору.

Записки режиссера. Люди и звери
Фото: www.gzt.ru

Вдруг замечаю приоткрытую дверь в углу. Тихонько заглядываю. Вижу – за лабораторным столом сидит симпатичная молоденькая девчушка в очках и белом халате и сосредоточенно стальными ножницами ловко отрезает головы еще слепым, шевелящим крошечными лапками белым мышатам. Вау!..

– Не жалко?.. – только и выдавливаю я из себя.

– Да нет. Они же еще ничего не чувствуют, маленькие еще, – равнодушно отвечает мне будущий ученый.

Я молча кивнул головой и вышел. День был испорчен. Не люблю я эти опыты над животными! Страсть как не люблю!.. Ладно, скрепя сердце могу еще допустить возможность нанесения им определенных травм или коротких мучений, но лишь в исключительных случаях и под жесточайшим общественным контролем! Еле выдавил из себя эту фразу… Но не так же, блин, как это кое-где делают! И уж точ но не в таких масштабах!..

Представьте только – ежегодно при проведении опытов и экспериментов гибнут или калечатся десятки миллионов животных! Не тысяч – миллионов!.. По данным ЕС, основная часть их умирает в медицинских исследованиях (65%). Фундаментальные научные исследования (в том числе военные, космические и др.) забирают 26%, тесты на токсичность (косметика, новые химические соединения) – 8%, сфера образования – 1%.

Горячо поддерживаете тягу человечества к новым знаниям? Отлично! Я тоже. А вы подумали, что, допустим, среди использующих животных медиков или фармакологов столько же идиотов, бездарей и недоучек, сколько и среди шахтеров, колхозников или журналистов? Или вы верите, что кто-нибудь когда-нибудь серьезно проверял содержимое их головы и сердца, прежде чем дать в руки скальпель, кипяток или электрический провод? О чем говорить, если приказ министра здравоохранения, запрещающий проводить эксперименты на животных без обезболивания, вышел в СССР только в… 1977 году! И еще там написано: «Запрещается использование животного для болезненных процедур более чем один раз, кроме животных, используемых для контроля биологических препаратов в их производстве, животных-доноров и при изучении схем иммунизации». Как гуманно! И как у нас за этим добросовестно следят. У нас-то и до людей никому дела нет!..

Миллионы понапрасну отстрадавших – это еще и горы никому не нужных диссертаций. И целые армии таких же ненужных ученых. Мучения, страх и боль страстно хотящих жить – это десятки тысяч новых лекарств, принципиально ничем не отличающихся от десятков тысяч старых. Но это и миллиарды денег, поступающих на счета.

А зачем, скажите мне, студентам резать несчастных животных в таком количестве – без этого они что, не научатся щупать пульс, изучать природу или любить людей? Или, может, вам мало забитых баночками и флаконами полок, прилавков и витрин, может, вы хотите еще километр новых кремов, гелей и одеколонов? Может, вы хотите посмотреть, как при этом мучают кролика?..

И это есть проблема – миллионы прекрасных Божьих созданий мучительно отправляются в мир иной совершенно напрасно! Без пользы для кого бы то ни было. Глупо. Обидно. И невыносимо прискорбно…

Конечно, надо двигать науку вперед. Конечно, надо повышать качество нашей жизни. Но ведь это можно делать и по-другому: для начала хотя бы меньше жрать, больше двигаться и не загаживать окружающую среду.

Еще мне говорят: вот заболеете вы или кто-нибудь из ваших близких – забудете эти проповеди, сами побежите резать собак и кошек. Возможно. В нашей жизни все возможно. Я, правда, говорил о другом. Жаль только, что, скорей всего, снова бесполезно.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram