ГлавнаяПолитика

Судебная перестройка

Из многочисленных реформ, обещанных новой властью, наперво взялись за реализацию судебной. В понедельник она была презентована на заседании профильной рабочей группы в АП. В тот же день – поступила в Раду и была принята в разработку.

Судебная перестройка
Фото: ntv.ru

По масштабам грядущих преобразований и прогнозируемых последствий реформа сравнима с конституционными изменениями 2004-го года (как неудавшимися апрельскими, так и удавшимися декабрьскими). Одна из главных задач – полностью разрушить ныне существующие в системе схемы, создав взамен новые, куда более сложные. Вопрос в том, удастся ли их сделать менее коррупционными.

ВСУ: искусственный офсайд

Сама презентация реформы в АП прошла без неожиданностей. То есть в атмосфере всеобщего «одобрямса». Не присоединились к которому, разве что, представители ВСУ. По понятным причинам. В «новых условиях» (которые, как надеются их авторы, вступят в силу уже с августа) полномочия Верховного суда существенно сокращаются. Точнее сказать – почти полностью, сравнимо с нынешними, нивелируются. Численность Верховного суда планируют ограничить двадцатью душами – по пять на каждую «специализацию», отдав в их ведение «вопросы методологии и исключительные случаи». Последних может быть не более десятка в год, а то и вовсе ни одного – зависит от эффективности работы высших специализированных судов. Полноценное функционирование которых является, собственно, прямым требованием Конституции. На чем, кстати, громко акцентируют внимание авторы правок. К существующим административному и хозяйственному добавятся два новых – криминальный и гражданский. Верховный в их деятельность вмешаться сможет лишь тогда, когда два из них примут кардинально противоположные решения по одному и тому же делу. И никакой повторной кассации!

Именно лишение ВСУ права повторной кассации стало для Онопенко энд Ко «ударом ниже пояса». Так, по крайней мере, полагает большинство опрошенных «Левым берегом» членов профильной рабочей группы. В которой симпатиков Василия Васильевича днем с огнем не сыщешь. Не в последнюю очередь за счет совместных усилий Портнова–Кивалова стала в свое время известна история сомнительной процедуры вступления Онопенко в должность. Из-за чего он, по словам президентских юристов, может быть уволен вердиктом судейского Пленума в любую минуту. Может – да вот не будет. «Добивать лежачего не принято. После реформы Онопенко и так создадут условия, при которых его КПД сведется к нулю. Вред от него, следовательно, тоже. Не исключаю, что он даже сам добровольно уйдет с поста. Он уже и так сегодня сильно ослаблен, мы создали ему искусственный офсайд», – прокомментировал один из членов рабочей группы. Приведя в подтверждение своих слов последнее решение-рекомендацию Высшего совета юстиции Верховной Раде уволить с должности судьи главу Военной судебной коллегии ВСЮ Александра Волка, считающегося «человеком Онопенко». Уволить, как не сложно догадаться, за нарушение присяги. Конкретно – за то, что не взял отвод, рассматривая дело, в котором проступал интерес какого-то его родственника.

Фото: Макс Левин

Любопытно следующее: почуяв сгущение над Василием Васильевичем туч, его отстранение замыслили его же коллеги. Они для новой власти рады стараться.

Так, глава админпалаты ВСУ Виктор Кривенко даже начал сбор подписей среди членов судейского пленума за отставку Онопенко. Насобирал немного – с десяток (из 89 возможных). Не потому, кстати, что соратники Василия Васильевича слишком жалуют – потому, что не слишком жалуют Виктора Васильевича. Мотивировавшего свой поступок попыткой «защитить ВСУ» перед Банковой. Проще говоря: «сдать» Онопенко в обмен на сохранение хотя бы части нынешних полномочий ВСУ.

Парад присоединений

Формула «не добивать лежачего» распространяется также на зятя Онопенко, экс-замминистра юстиции Евгения Корнийчука, которого за все его «грехи» в Минюсте и ранее в «Магистре и партнерах» хотели даже, по имеющейся информации, посадить. Однако потом, рассудив, что толку от посадки Корнийчука будет немного, а шум – ввиду его формального оппозиционного статуса – поднимется еще тот, решили не трогать. Формального, поскольку де-факто группа УСДП к БЮТ теперь имеет весьма отдаленное отношение. И не скрывает намерений в скором времени оформить официальный развод с Тимошенко.

Персонально с Юлией Владимировной у Евгения Владимировича война равнодушия началась после того, как он отверг ее предложение стать в политсиле «новым Портновым». Корнийчук сослался на нежелание «занимать чье-то место». На что получил откорректированное предложение – выполнять функции главы юрдепартамента БЮТ «за кулисами», оставив публичную плоскость Сергею Власенко. Подпевать соло Власенко Корнийчук вовсе не захотел – и был, значит, таков. Зато Власенко, вынужденно пребывавший давеча на вторых ролях, получил отличный шанс выйти к рампе. Причем не только затем, чтоб проявить себя, но и дабы заполучить благодаря активной политической позиции хоть какую-то «крышу». Ведь «по мотивам» его частной адвокатской практики соответствующие органы после смены власти тоже проводили, насколько известно, соответствующие проверки. Даже подтолкнувшие г-на Власенко к тому, чтоб искать взаимопонимания с «группой “Битлз”», представленной в парламенте Валерием Писаренко, Святославом Олейником и Владимиром Пилипенко. Группой, занимающей прагматичную позицию – «ни дома, ни замужем, но за справедливость», ранее свойственную мажоритарщикам. Кстати, именно ее члены – авторы большинства положений законопроекта «О судоустройстве», который был внесен в Раду лично Януковичем и докладывать который президент поручил Портнову. «Застолбить» за собой лавры «вдохновителей» судебной реформы «Битлам» принципиально важно – дабы укрепить свои позиции в пестром террариуме единомышленников президентских юристов.

Фото: focus.ua

Возвращаясь к Власенко. Взаимопонимания с «Битлами» он так и не нашел и убыл в расположение «сердечной» части, утратив шанс заполучить неофициальный статус «коммуникатора» между двумя лагерями. В очереди «на присоединение» к «Битлам» его сменили еще несколько депутатов, желающие не столько выходить из фракции, сколько – как они сами выражаются – «конструктивно работать и что-то делать». Один из них – Игорь Воротнюк. Известный в узких кругах тем, что «финансово поддерживал» УСДП Онопенко–Корнийчука чуть ли не с 2001 года.

Янукович уйдет – реформа останется

Закон №6109 и судебная реформа – звенья одной цепи. В новых условиях ВСЮ из маловлиятельного, узкопрофессионального органа превращается в «карающую длань» отечественного правосудия. Способного уволить за нарушение присяги любого судью в любой момент. Даже если у него есть «крыша» в руководстве одной из фракций ВР. Скандальный Бачун (и его друг Игорь Шаров) – тому пример. Волк, собственно, тоже. Пример, нацеленный на поучение и устрашение прочих служителей Фемиды.

ВСЮ усиливают, прежде всего, кадрами, ориентированными лично на президента.

Так, давеча Степан Гавриш добровольно отказался от кресла члена ВСЮ. Казалось бы: ни с того ни с сего. На самом деле – в обмен на сохранение за ним кресла зама секретаря СНБО (не факт, впрочем, что надолго). Место Гавриша в ВСЮ займет Валерий Хорошковский. По квоте президента, как не сложно догадаться.

В комплексе все это составляет инструментарий, обладать которым мечтает любая власть. Реализация судебной реформы несет целый ряд позитивов.

Во-первых, создание полноценной системы высших судов, как было сказано, – выполнение прямых требований Конституции.

Во-вторых, в документе учтены все тематические пожелания Совета Европы и Венецианской комиссии. Что, конечно, сыграет на руку новой власти в ее внешнеполитическом позиционировании.

В-третьих, в сумме с усилением ВСЮ реформа – по сути своей глубоко антикоррупционное действие.

Так, рейдерские «ухвалы» судов исчезнут как вид. Что, безусловно, улучшит качество судебной системы, но вот полностью рейдерства не истребит. Полностью истребить его невозможно – просто схемы станут сложнее, с большей привязкой, если можно так выразиться, к закону.

Серьезно «усложнится» и торговля креслами. Расцветшая в системе, что ни для кого не секрет, буйным цветом. Еще несколько лет назад – при Ющенко – пост главы Хозсуда (с которого все никак не уволят Демченко) «стоил» $80 млн. Полуофициально, разумеется. Насколько официоз тут вообще возможен. Вопрос «продажи» в Секретариате якобы курировал Виктор Балога, потенциальным покупателем называли Продаевича из Одесского хозяйственного. Почему не сложилось – из-за Демченко ли, по иной причине, история умалчивает, но об этом веселом случае «Левый берег» не раз слышал и в президентской канцелярии, и в ВСЮ, и даже от членов Совета судей.

Усложнятся и механизмы давления на судей. Трюки, сродни тем, что приписывали тому же Балоге – со звонками на домашний телефон судьи и рекомендациями «судить честно» (часто адресуемые даже не самому служителю Фемиды, а его жене или матери), провернуть станет не так просто.

Конечно, откаты за назначения, как и рейдерство, вечны. Если раньше, допустим, «заносить» надо было следователям, судьям, прочей «мелкоте», то теперь «заносить» если и есть смысл, то только членам ВСЮ. Что, с одной стороны, сложнее (в смысле, к ним не всякий вхож), с другой – дороже.

Фото: Макс Левин

Но даже если так, это не означает, что с явлениями этими не надо бороться.

В-четвертых, реформа, по замыслу, делает правосудие более доступным для простых смертных.

Ведь увольнять судей ВСЮ может не только за нарушение присяги, но и за срыв положенных сроков рассмотрения дела. То есть если рядового гражданина некий нехороший судья станет «динамить», бесконечно откладывая его дело в долгий ящик, гражданин запросто может настрочить на обидчика жалобу в ВСЮ. Вследствие чего обидчик рискует остаться без работы. Следовательно, лучше не рисковать. Учитывая, что соотечественники о правах своих осведомлены в превосходной степени, не возникает сомнений: возможностью этой они станут активно пользоваться. Как и сомнений в том, что найдутся желающие возможностью злоупотребить – оклеветав неугодного служителя Фемиды.

Конечно, если совсем точно, судей увольняет не сам ВСЮ – он лишь направляет в Раду соответствующие представления. Учитывая, что большинство в Раде и большинство в Высшем совете юстиции замкнуты на президента, все необходимые решения принимаются без проволочек.

«Идейные вдохновители и организаторы» не скрывают: Янукович уйдет – реформа останется. Даже в случае смены конфигурации большинства в Раде расшатать ее будет крайне непросто – слишком прочные связи внутри нее установятся. Хочется надеяться: не столь коррупционные.

Так надеяться хочется, прежде всего, организаторам процесса. Которые, получив инструментарий, с энтузиазмом принялись расчищать авгиевы конюшни судов, но вынуждены были сбавить темп, столкнувшись с тем, что новая власть на местах, уже сегодня, не слишком охотно «сдает» действительно провинившихся судей, если судьи оказываются людьми «очень нужными». И аргументов тому, почему, кому и зачем они нужны, находится миллион. Находится и «адрес» для доставки «аргументов». Вот только не всегда это приносит желаемый результат.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram