Рост потребительских цен в Украине в январе этого года по отношению к январю прошлого (в годовом исчислении) составил 11,1%. Это худший показатель в Европе, учитывая, что Евросоюз демонстрирует дефляцию в 0,6%, а страны еврозоны – снижение цен на продукты на 1,2%. Даже у ближайшей России дела обстоят лучше – потребительская инфляция за аналогичный период там составила 8%.
Сторонники евроинтеграции могут спать спокойно – наши продукты уже в Европе. Украинские продуктовые магазины давно сравнялись по ценникам с супермаркетами в США и Европе, и цены продолжают расти. В феврале продукты и напитки подорожали на 13,4% по отношению к аналогичному месяцу 2009 года.
Рекордсменами роста цен в Украине являются молоко, сыр, яйца, масло и, конечно же, сахар. Последний за год (с января 2009-го по январь 2010-го) вырос в цене на 133,2%. Эта цифра ненамного отличается от показателя роста прибыли крупнейшего производителя сахара – агрохолдинга «Астарта». За прошлый год компания продемонстрировала рост EBITDA (объема прибыли до вычета расходов по процентам и уплаты налогов, а также отчислений по амортизации) на 148% в гривневом эквиваленте. Консолидированный доход компании за этот же период вырос на 40% – до 1 358 млн. грн.
Фото: Униан
Обычно украинские агрокомпании объясняют подорожание своих продуктов изменением ценовой конъюнктуры на мировых рынках или воцарившимся на них дефицитом, как в случае с сахаром. Но эти факторы не мешают продуктам в Европе дешеветь. Евростат показывает, что, по сравнению с январем прошлого года, в Ирландии продукты подешевели на 8,2%, в Латвии – на 7,8%, в Финляндии – на 6%, в Эстонии – на 5,3%. Самый большой рост цен на продукты в январе зафиксирован в Исландии – 5,8% в годовом исчислении. И это страна, в которой осенью 2008 года обанкротились все крупнейшие банки, спровоцировав 10%-е сокращение ВВП в 2009-м.
Причина дороговизны украинских продуктов не в прожорливости китайцев или африканцах, охочих до украинского зерна. И даже не в курсовых рисках – основной этап девальвации гривна прошла в конце 2008-го – начале 2009-го. Украинский аграрный рынок дефицитен, продукты имеют высокую себестоимость, а экономика в целом имеет низкий уровень конкуренции, что является фундаментальным фактором, провоцирующим инфляцию.
Поголовье скота уменьшается последние 20 лет, что приводит к дефициту мяса и молока. Высокая себестоимость украинских продуктов рождается из низкой производительности труда наших аграриев. Ситуацию не спасают многомиллионные дотации фермерам.
Отсталые технологии, отсутствие инвестиций, да и просто непрофессионализм украинских аграриев – еще не все причины дороговизны продуктов. От фермерского двора до прилавков магазинов фрукты, овощи и мясо проделывают слишком длинный путь. И удлиняет его цепочка посредников, увеличивающих цену на 50–100%. Производители сами не особо желают освобождаться от них и продавать свои товары в магазины напрямую. Многочисленные торговые дома позволяют им уходить от налогов и не думать над вопросами реализации продукции.
Аграрные хозяйства, безвозвратно застрявшие в каменном веке, хитрые посредники с большим вознаграждением, жадные продавцы и отсутствие конкуренции, – все это называется непрозрачным рынком без четких и внятных условий работы. Это позволяет каждому игроку устанавливать цены по своему усмотрению. Высокие цены на рынке мог бы сбить более дешевый импорт. Но, попадая в Украину, импортные товары подтягиваются до уровня внутренних, даже если на самом деле стоят гораздо дешевле. Немногочисленным импортерам просто невыгодно снижать цены. Именно поэтому импортные бананы дорожают, а украинские яблоки не дешевеют.