ГлавнаяПолитика

Брюссельские капустники

Символично, что украинские стороны политического противостояния – Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко – избрали именно Брюссель местом примирения.

Брюссельские капустники
Фото: УНИАН

Бельгия считается проблемным государством. Начиная с 1830 года два непримиримых народа – валлонцы и фламандцы – сосуществуют в рамках единой страны, зачастую демонстрируя примеры взаимной ненависти и конфронтации. Но при этом вряд ли их вражда приведет к расколу Бельгии. Такой себе европейский Тяни-Толкай предоставил свою столицу, Брюссель, для международных площадок управления и переговорного процесса. Тем более символично, что украинские стороны политического противостояния – Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко – избрали именно Брюссель местом примирения.

Но само перемирие между украинскими президентом и премьером проходило в драматической, напряженной обстановке. Люди из ближайшего окружения Ющенко и Тимошенко помогли «Левому берегу» прояснить некоторые нюансы подготовки визита украинского руководства в Брюссель для встречи с лидерами Европейской народной партии и признанными авторитетами европейской политики.

Не секрет, что Виктор Ющенко на протяжении нескольких последних лет был не очень желанной фигурой для многих европейских лидеров. Ющенко дискредитировал себя разгоном парламента в апреле 2007 года – не совсем конституционным действием. С точки зрения европейского политика и обывателя, Конституция – категория священная. Лидер, нарушивший Конституцию своей страны, сколько бы сам он ни аргументировал свое поведение необходимостью и политической целесообразностью, демократом считаться не будет. Закон может быть дурацким, строгим, он может не нравиться, но его необходимо соблюдать. До тех пор, пока не будет принят новый закон. Ющенко, к которому и до этого времени относились без должного почтения, дал козыри в руки европейцам. Ранее они его не любили за то, что «профукал» Оранжевую революцию и разбалансировал общество. В 2007-м они получили причину, по которой Ющенко не стоит принимать уважающим себя европейских домам.

Когда же Ющенко начал терпеть поражение за поражением, а особенно после того, как в Европу систематически начал наведываться вице-премьер Григорий Немыря, европейцы сообразили: Ющенко – это хромая утка. Вести переговоры необходимо с мадам Тимошенко. Отсюда и дружеский тон посланий к Тимошенко президента Франции Николя Саркози. Отсюда и почти материнское отношение к фрау Юлии канцлера Ангелы Меркель. Отсюда и тот интерес, который проявляют к Юлии Тимошенко Хавьер Солана и его ближайший соратник и заместитель Пиркка Тапиола. Последний – бывший посол Финляндии в Украине, один из ведущих европейских политиков, представитель династии финских государственных деятелей (мать – министр социальной политики Финляндии, отец – спикер финского парламента).

Именно Пиркка Тапиола постарался, чтобы протокол пребывания украинского руководства в Брюсселе был обставлен таким образом, дабы Генеральный секретарь Совета Европы Хавьер Солана принял одновременно и Тимошенко, и Ющенко. То есть, чтобы встретились они втроем. Тапиола – давний лоббист Юлии Тимошенко на уровне ЕС, и его понять можно. Но можно понять и украинских дипломатов, которым дали указание: встреча Соланы и Ющенко должна состояться тет-а-тет. Виктор Балога, по информации людей в окружении Виктора Ющенко, лично дал инструкции Андрею Гончаруку относительно того, чтобы ни в коем случае не допускать на встречу Юлию Тимошенко. Мол, Украина – это не Приднестровье и не Нагорный Карабах, чтобы мирить лидеров. Их ссора – это внутренняя проблема Украины.

Сам тот факт, что Тапиола и Солана пытались выступить в роли посредников в деле урегулирования конфликта между украинскими политиками, показателен. Если бы Тимошенко чувствовала себя уверенно, она не жаждала бы перемирия – да еще с участием столь высокопоставленных посредников. Ющенко просто добивали бы – методично и жестоко. Но ситуация со штурмом «Нафтогаза», неопределенность с рейтингами и финансированием избирательной кампании, кризисные тенденции в экономике – все это стало причиной задуматься. Тимошенко необходимо перемирие. Длительная война с Секретариатом президента измотала ее. Она гений тактики, но не стратег. Долгие дистанции ее утомляют. Плюс ко всему, появились данные о том, будто один из главных ее финансистов – Богдан Губский – решил покинуть лагерь БЮТ и даже якобы начал вести переговоры с КПУ, чтобы занять «свято место» опального Константина Григоришина. А также получить места в списках Компартии на предстоящих досрочных парламентских выборах. Принимая во внимание все эти факторы, можно понять Тимошенко и ее европейских лоббистов.

Итак, с одной стороны – директивы Балоги, с другой – давление Тапиолы. Сама встреча с Соланой уже ставилась под вопрос. Его офис сообщил, что она отменяется.

Кстати, Григорий Немыря, став вице-премьером, ввел формат прямого общения Юлии Тимошенко с мировыми лидерами – в нарушение протокола и дипломатической практики. То есть, послов и представителей МИД попросту выставляют за дверь, когда украинская премьер-министр общается с Кондолизой Райс или Николя Саркози. Это привело к тому, что дипломатический корпус ненавидит Немырю за его самоуправство. Иностранные дипломаты при этом только непонимающе пожимают плечами – подобная практика для них не только неприемлема, но и невообразима.

Но Немыре и Тапиоле в этот раз не удалось дожать организаторов мероприятия. Украинские дипломаты пригрозили финну, что объявят его провокатором, если он и далее будет блокировать подходы к Солане. Пиркка сдался. Практически за день до визита украинского президента объявили, что Солана таки примет Ющенко. Аудиенция состоялась и длилась более двух часов, что является беспрецедентным случаем: тем более что 67-летний Солана, состояние здоровья которого в последнее время слегка пошатнулось, старается не проводить длительных встреч и совещаний.

Многие отмечают, что если предыдущая аудиенция Ющенко у Соланы повергла украинского президента в уныние (он вышел красный и разгоряченный, а потом впал в депрессию), то нынешняя, наоборот, – приободрила. Он покинул кабинет Хавьера Соланы в приподнятом настроении, улыбаясь и активно жестикулируя. После этого Ющенко направился в один из самых дорогих ресторанов Брюсселя, где уже был заказан столик. Ющенко, его пресс-секретарь Ванникова, украинские дипломаты Гончарук и Демченко (которого называют преемником Шамшура на посту посла Украины в США) и представитель Украины при ЕС Веселовский отмечали дипломатическую победу. Ющенко вернулся в Европу. Его снова приняли и простили. Украинский президент в порыве патетики и эйфории даже поднял бокал за украинских дипломатов – он считал себя триумфатором!

Юлия Тимошенко все-таки хотела появиться рядом с Ющенко и продемонстрировать, что перемирие состоялось. Такая возможность представилась – во время встречи украинского руководства с лидером Европейской народной партии (собственно, именно для участия в партийном съезде украинские лидеры и приехали в Брюссель) Вильфредом Мартенсом. Аудиенция, назначенная на 12.00, снова была практически сорвана украинским президентом. Ющенко – большой «пунктуал» – опоздал на прием в Королевскую академию (где его ждали Мартенс и Тимошенко) на 30 минут. Это еще по-божески. Многие помнят инцидент в Японии, когда журналисты прождали Виктора Ющенко шесть часов, или случай в Литве, когда вильнюсская общественность терпеливо сидела в зале четыре часа (к слову, так и не дождавшись «украинское чудо»). Тимошенко решила во что бы то ни стало дождаться Ющенко. Поэтому на полчаса опоздала на встречу со своим польским коллегой Дональдом Туском. Это вызвало возмущение со стороны польских дипломатов («Когда ей надо – она прибегает к нам за помощью, когда не надо – она позволяет себе опаздывать и проявлять неуважение», – отчитывал украинских дипломатов польский высокопоставленный деятель).

В результате картинка того, что в Украине все нормально и стороны примирились, обошла все печатные издания и телеканалы. Все были довольны. Кстати, Мартенс высказал президенту Украины свое мнение о Викторе Балоге как о главном источнике дестабилизации ситуации в стране. Ющенко обошел этот вопрос молчанием, попросту сделав вид, что не заметил реплику Мартенса. Тимошенко старалась демонстрировать чудеса вменяемости и конструктивизма, она вела себя крайне сдержанно и покорно. Ющенко даже пытался говорить, на каких условиях возможна слаженная работа институтов власти в Украине.

Обратно, в Украину, Ющенко и Тимошенко возвращались одним самолетом. Многие скептики сомневались в том, что перемирие даст хоть какой-нибудь результат. Но он все-таки был: через несколько дней президент и премьер снова отправились в Брюссель. И скрепили свои намерения конкретным делом – они попросту совместными усилиями «кинули» Россию, что стало причиной пересмотра газовых соглашений.

Не этот ли сценарий на протяжении двух с лишним часов пытался донести Хавьер Солана до Виктора Ющенко за закрытой дверью брюссельского офиса? Не это ли стало фактором примирения Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко? В случае размежевания интересов в энергетической и газотранспортной сферах высвобождаются такие средства, что всем хватит – причем с лихвой.

Одним словом, капустник в Брюсселе закончился. Всем понравилось. Кроме России. Но это уже отдельный вопрос. 

Наталья ПриходькоНаталья Приходько, независимый журналист Института Горшенина
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram