Когда в самый разгар исландского финансового кризиса Рейкьявик неожиданно обратился к Москве с просьбой о помощи, это выглядело настоящим анекдотом – одна из самых богатых стран Европы вынуждена
просить о поддержке у государства, только недавно выбравшегося из социалистической экономики. Но Россия, между прочим, денег Исландии не дала – несмотря на упорные слухи о том, что в банках северного
государства гибнут средства российских «олигархов», связанных с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Впрочем, на момент финансового кризиса в Исландии еще не было финансового кризиса в России,
не понижались цены на нефть, не падал российский рубль, не теряла в цене российская недвижимость, не намечались массовые увольнения, не останавливались предприятия.
Сейчас все это в России есть. Можно сказать, что страна, несмотря на заявления чиновников, подошла к самому краю настоящей финансово-социальной пропасти. Центробанк из последних сил сдерживает
падение рубля перед решительным и гордым обвалом. Новые увольнения назревают. Возможны серьезные социальные проблемы, чреватые крахом самой государственной машины. И – самое важное – в российском
руководстве за время Путина и Медведева практически не осталось людей, понимающих, что со всем этим делать, просто знающих инструментарий управления государством, а не банального «распила бабок».
Поэтому перспективы России-2009 выглядят весьма туманными. И в этой замечательной ситуации Москва дает кредит Беларуси, затем Киргизии, а теперь ведет переговоры о кредите с Украиной.
На первый взгляд, все это весьма разумно. У бывших соседей по Союзу ситуация еще хуже, вот Кремль и пользуется случаем, чтобы усилить свое влияние на элиту кредитополучателей. Но на самом деле
решение давать деньги не имеет со здравым смыслом ничего общего.
Конечно, можно обсуждать и выдумывать российские условия – делающие карьеру на украинском псевдопатриотизме бездельники как раз этим и будут заниматься. Но я бы посмотрел на ситуацию с российской
точки зрения. Вот Беларусь. Она взяла кредит у России, но одновременно вооружилась деньгами от международных финансовых организаций. Да, Александр Лукашенко в бедственном положении благодаря
собственной экономической модели, но он гораздо независимее от России, чем раньше, когда его страна жила практически только за счет дешевых российских энергоносителей. И знаменательно, что история с
российским кредитом происходит как раз тогда, когда «батька» пытается избавиться от изоляции, его министров приглашают на Запад, а сам Лукашенко обещает либерализировать экономику и устроить свободу
прессы. Или Киризия, чей режим – дитя недоношенной «цветной революции», которую с таким энтузиазмом приветствовали другие «дети цветов». Да, сразу же после договоренностей по кредиту с Москвой
президент Бакиев заявил о закрытии базы американцев в Манасе – наверное, это и было российское условие? Но сделано это было так нарочито грубо, прямо на пресс-конференции с президентом России
Медведевым, так, будто Бакиев хотел подставить Кремль перед новой американской администрацией – что и произошло.
Или Тимошенко – разве она хочет брать деньги только у Москвы? И – самое главное – что будет, когда российские деньги кончатся? Не с Беларусью, Киргизией или Украиной – что будет с Россией?
История с российскими кредитами для бывших советских республик – это столкновение авантюризма с напыщенной глупостью. Именно поэтому никаких серьезных политических последствий для Украины российский
кредит – если его дадут – иметь не будет. А вот будет ли он иметь последствия для России?
Неслыханная щедрость
Перспективы России-2009 выглядят весьма туманными. И в этой замечательной ситуации Москва дает кредит Беларуси, затем Киргизии, а теперь ведет переговоры о кредите с Украиной.