ГлавнаяПолитика

Нужные люди

Дни парламентских каникул политикум посвятил решению кадровых вопросов. От локальных – назначения «пориста» Каськива советником премьера по привлечению инвестиций, до глобальных – импичмента.

Нужные люди

Тигипко так и не вернулся

«Промежуточным этапом» стала битва за НБУ. Тимошенко со свойственным ей энтузиазмом даже собрала для этого специальную сессию Рады. Импульса хватило для реализации ровно половины задуманного. Стельмаха депутаты таки уволили. Причем довольно оригинальным (применяемым, как правило, Банковой) способом – отменой постановления о его назначении. Голоса дали коммунисты. А вот «за» замену Стельмаха Тигипко уже не дали. Им, видимо, просто не доплатили.

Получившись половинчатой, кадровая ротация потеряла всякий смысл. Для Тимошенко с точки зрения управления Нацбанком разницы между «отпускником» Стельмахом и его первым замом Шаповаловым в статусе «и.о.» нет никакой. Тогда как кардинально решить единожды проваленный кадровый вопрос благоприятная возможность представиться не скоро. Ведь главного кандидата – Сергея Тигипко, благополучно «спалили».

История сего происшествия, оставшаяся в основном за кулисами, весьма любопытная. В роли главного лоббиста Тигипко, организовывавшего голосование, выступал Андрей Портнов. Задачу партийный лидер сформулировала ему просто. Именно: привязать Тигипко к БЮТ любой ценой. Известно, что ранее Юлия Владимировна минимум дважды приглашала Сергея Леонидовича войти в ее Кабмин вице-премьером. Равно, кстати, как и Гайдука. Которого, учитывая его статус руководителя группы советников премьер-министра, приглашать особо не надо – он и так фактически выполняет те же функции.

Что до Тигипко, то Тимошенко надеялась сыграть на его желании вернуться в «большую игру». Первую такую попытку она совершила еще в пору подготовки к перевыборам в столице, активно заманивая бывшего главу «бело-голубого» штаба в свой список. Тигипко тогда мастерски отвертелся. Вернуться, как поговаривают недурно знающие его люди, он действительно хочет. Но явно не под юбку к Тимошенко. А выходить сейчас с самостоятельным проектом – значит бессмысленно уподобляться Гриценко с Яценюком.

Словом, старого-нового главы Нацбанка из Сергея Леонидовича не получилось. Что с точки зрения личностных его электоральных перспектив, конечно, плюс. Но с точки зрения Банковой, усмотревшей в нем «бютовского пособника», скорее минус.

Тем более что, как судачат на Печерске, предложение Тигипко касательно вице-премьерства по-прежнему актуально. Как никак, в ведомстве Юлии Владимировны анонсированы грандиозные ротации. Со смещением с должностей всех нелояльных к ней министров «президентской квоты» – от Васюныка до Вакарчука, с заменой их более лояльными «оранжевыми». Портфели глав Минтранса и Минэкологии (Винского и Филиппчука соответственно) – предмет торга. В том числе с Литвиным, который своих людей – от греха подальше – во власть пускать не хочет, зато сватает туда «регионалов». От чего «регионалы», мягко говоря, прибалдели. Так как сами Литвина об этом не просили. Что поделаешь: юмор такой у спикера.

Хотя, возможно, определенный смысл тут имеется. Вхождение в Кабмин кого-либо из «бело-голубых» позволило бы рассчитывать на поддержку (хотя бы частичную) их фракции при голосованиях в Раде. Что, в свою очередь, позволило бы Тимошенко избавиться от надоевшего Пинзеника. Отречься от которого ныне невозможно по причине дефицита штыков в коалиции, которая потерю голосов экс-«ПРПшников» просто не переживет.

Вся «СБУшная» рать

Не меньшее внимание в «каникулярные» дни привлекала к себе и персона другого «вечно молодого и перспективного» деятеля. Валерия Хорошковского.

После начала открытой войны канала «Интер» против Тимошенко фактический владелец «первой кнопки станы», коим и является Хорошковский, из любимчиков премьера моментально угодил в список неугодных. Лестные эпитеты, выдаваемые ему при назначении на пост главы Госкомтаможни, были забыты. Из «главных таможенников страны» его разжаловали.

Разжаловали, впрочем, уже после того, как вышел в свет указ президента о водружении его в кресло первого зама главы СБУ.

Лучшей медвежьей услуги оказать Хорошковскому Ющенко просто не мог. Служба в Службе по нынешним временам особой чести никому не делает.

Ведомство как-никак считается «личной гвардией» г-на Балоги. И замы главы СБУ – лучшее тому свидетельство. Взять хотя бы «закарпатского друга» Тиберия Дурдинца, чья незаконность пребывания в должности доказана уже двумя судами. Или Николая Герасименко, по «беспределу» вершившего дела участников акции «Украина без Кучмы». Из Службы его спровадили сразу, как только туда пришел Турчинов. Вернули – после того, как на Банковой появился Балога. Неудивительно: ведь именно в гараже у г-на Герасименко были найдены якобы уничтоженные уголовные дела о контрабанде через западную границу элитных иномарок. На каждой странице там фигурировало имя Павла Балоги. Брата главы СП, ведающего семейным бизнесом – фирмой «Барвы».

На худой конец, можно вспомнить и о «завхозе» СБУ Светлане Нежновой. Пристроенной в хмурое здание по улице Владимирской Арсением Яценюком. В пору, когда он еще МИД руководил.

«СБУ – личная гвардия г-на Балоги. У меня на глазах, прямо на заседании СНБО, Виктор Иванович дает Наливайченко готовые обращения к президенту, написанные на бланках СБУ, о снятии и назначении руководителей областных отделений Службы. Наливайченко их подписывает и отдает Балоге! … То есть, считаю, ему просто не дают руководить ведомством», – коротко пояснил «Левому берегу» Юрий Луценко.
Так или иначе, Хорошковский составит компанию вышеназванным гражданам. В том числе, в разрешении «газового вопроса» внутри страны. Тимошенко вроде как сняла его именно из-за нежелания растамаживать газ, который, как считается, принадлежит РУЭ.

«Считается», ибо НАК утверждает противоположное. Якобы 11 млрд. кубов «резервного» «голубого топлива» давно уже отошли в его собственность, и даже деньги соответствующие «Газпрому» уплачены. Предметных доказательств тому, не считая страстных речей Тимошенко, не существует. Однако то, что Владимир Владимирович и Юлия Владимировна в Москве «сообразили на двоих», «подерибанив» газ Фирташа без его, Дмитрия Васильевича, согласия – факт.

Посадив Могилевича, Москва Фирташа «слила». Путин прямо сказал: «Посредник нам не нужен». Медведев добавил: «Тем более, он такой-эдакий». В Украине Тимошенко назначила Фирташа «любимым врагом». Когда-то им «работал» Медведчук, потом – Кучма, позже – Янукович, затем – Ющенко, теперь – Фирташ.

По обоюдному согласию российского и украинского премьеров, Фирташа с рынка убирают, а остатки газа у него изымают.

Ситуация похожа на ту, когда заключенные – герои фильма «Не бойся, я с тобой» – играли в карты на зубную коронку. «Простите, господа, но, это же мой зуб!» – возмутился один из них, когда к нему приблизились, чтобы произвести «выемку трофея». «Нет, ты не понял: это не твой зуб и даже не мой, он теперь его», – сказал ему проигравший зэк, указывая на победившего.

Логично предположить, что следующим зубом, который вырвут у Фирташа, не особо интересуясь его по данному поводу мнением, станет телеканал «Интер». Точнее, поскольку формальным собственником является все-таки Хорошковский, рвать станут у него. И статус замглавы СБУ не спасет. Тем более что у г-на Хорошковского имеется ахиллесова пята – его бывшие и нынешние российские бизнес-партнеры. Тот же Александр Абрамов. Партнеры, которые давеча во избежание разорения вынуждены были набрать кредитов у государства. Усадив себя тем самым на кремлевский поводок.

Достаточно короткий для того, чтобы объяснить всем сидящим на нем, с кем в Украине дружить стоит, с кем – нет. Да и 29% акций «Интера» из собственности «ОРТ» никуда пока не делись.

Таким образом, Хорошковский попал в «расстрельный список» «без вины виноватым». Просто за дружбу с Фирташем и причастность к «Интеру». Дмитрий Васильевич в последнее время вообще напоминает мифического персонажа – царя, превращавшего в золото все, к чему ни прикоснется. В итоге бедолага умер от голода. Только в случае с Фирташем все, к кому он прикасается и приближается, получают «черную метку». Заочно выданную уже и Яценюку, не гнушающемуся принимать от газового олигарха ситуативную финансовую помощь для своего политпроекта, дотируемого также и Гайдуком.

20% – против всех

Отчего же Банковая поддерживает Хорошковского? Только ли из принципа «враг Тимошенко – мой друг»? Только ли из опасения утратить доступ к «первой кнопке» за девять месяцев до старта президентской гонки?

Отнюдь. СБУ уже заявила о том, что не допустит «незаконной перекачки» транзитного газа. В том числе – злополучных 11 млрд. кубов. От принадлежности которых, собственно, зависит наличие у Украины скидки на газ в 2009-м. Если НАК не сумеет завладеть данным объемом, закачанным в отечественные ПХГ, долгосрочные московские договоренности фактически разрушатся. Чего, конечно, в качестве доказательства несостоятельности Тимошенко очень хочется Банковой.

На главной улице страны вопрос решили просто: если Хорошковский ввиду подчинения Кабмину не сумел противиться растаможке «росукорэнерговского» газа в пользу НАК, сумеет сделать это в СБУ.

Более оригинального метода противления «ненавистной Юльке» в Секретариате пока не изобрели. Повышение рейтинга Виктора Ющенко с 3 до 6% настроило СП на слишком мажорный лад, создав иллюзию возрождения электоральных симпатий. Тем более с учетом того, что у Тимошенко, по данным Киевского института проблем управления имени Горшенина, симпатий этих «аж» 16,7%. Что, учитывая «аховость» экономической ситуации в стране, даже «многовато будет» – как говаривал один мультяшный персонаж.

Обнаружение того, что у Литвина тоже 6%, мажор в минор не превратило, однако иллюзии развеяло. Загрустили на Банковой лишь при взгляде на 21,4% Януковича. Не придав, почему-то, значения другому, куда более важному фактору: динамика исследований последних трех-четырех месяцев указывает на то, что доля активного электората, намеревающегося голосовать «против всех» потому, что голосовать не за кого, возросла до 20% от общего числа волеизъявителей. Тогда как в прежние годы, в том числе – дореволюционные, «протестные» настроения фиксировались на уровне максимум 3–5%. И это, вероятно, серьезный повод призадуматься. Если Банковой думать понравится, потом она может подумать еще. Авось поможет.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram