Глава Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин предлагает предоставить Налоговой службе право доступа к банковским счетам компаний.
Об этом он написал в фейсбуке.
"По моему мнению, нам необходимо комплексно пересмотреть подходы к определению банковской тайны и расширить возможности не только правоохранительных, но и налоговых органов в получении доступа к счетам экономических субъектов. Этот шаг сделает дальнейшее движение в направлении снижения уровня тенизации экономики и будет стимулировать сужение возможностей для субъектов экономической деятельности избегать налогообложения, тем самым обеспечивая равные условия конкуренции на рынке", - отметил Данилишин.
Он отметил, что раскрытие информации о финансовых счетах "является общемировым трендом, который постепенно превращает институт банковской тайны в атрибут прошлого".
Данилишин добавил, что своевременный пересмотр подходов к раскрытию информации о банковских и других финансовых счетах позволит Украине осуществлять эффективное международное сотрудничество, присоединившись к Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией по единому стандарту ОЭСР.
Напомним, в 2019 году НБУ более 150 раз раскрывал банковскую тайну. Информацию предоставляли Генеральной прокуратуре, Национальной полиции, Службе безопасности, Национальному антикоррупционному бюро, Государственной фискальной службе и Государственному бюро расследований.
За 2016-2018 годы НБУ предоставлял правоохранителям доступ к такой информации 453 раза.
Согласно нормам постановления НБУ №27, которое вступило в силу 4 февраля 2019 года, банки обязаны предоставлять по запросу государственных органов информацию о своих клиентах, которая является банковской тайной. Ранее чиновники не могли получить такие данные о физлицах без решения суда - Нацбанк ограничивал их запросы информации о счетах физлиц-предпринимателей и юрлиц.
В 2015 году на сайте Минфина был обнародован законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно усовершенствования обслуживания состоятельных граждан)". Одна из норм документа предусматривала, что ГФС и Антикоррупционное бюро смогут когда-либо требовать от банка любую информацию об операциях клиента, в том числе физического лица, без решения суда. Однако позже в Минфине заявили, что доработают документ.