ГлавнаяЭкономикаДержава

Бюджетные игрища

Представление проекта бюджета на 2019 год в Верховной Раде сопровождалось блокированием трибуны, популистической демагогией и потоком предвыборных «хотелок» депутатов. Такой нескучный формальный старт бюджетного процесса уже показал, что принятие главного финансового документа в целом будет непростым и далеким от экономической реальности. Кабмину придётся долго поработать с депутатами для результативного голосования, учитывая возросшие «бюджетные аппетиты» парламентариев в предверии последнего года перед выборами.

Фото: Lb.ua

Цирк радикалов

21 сентября, в парламенте анонсировали представление проекта бюджета на 2019 год. Традиционно в пятницу в Раде проходит «час вопросов к правительству». Но ещё на согласительном совете в начале пленарной недели все главы фракций одобрили предложение совместить эти два события.

Однако политические интересы и желание заработать сомнительные электоральные баллы на фоне создания яркой картинки и шоу под куполом — взяли верх.

После открытия заседания спикер Андрей Парубий предложил поприветствовать весь состав Кабмина в ложе правительства. Затем глава Рады пригласил и.о. министра финансов Оксану Маркарову, которая уже приготовилась к докладу с пачкой документов в руках.

Но не сложилось. Неожиданно для всех в сессионном зале к президиуму подбежал глава Радикальной партии Олег Ляшко. «Радикал» начал требовать от руководства Рады отменить представление проекта кошториса на следующий год.

Фото: Lb.ua

«Мы требуем для начала провести час вопросов к правительству, а потом представлять бюджет! Вы нарушаете закон и хотите протянуть кота в мешке вместо бюджета (Прим.: это при том, что текст бюджета обнародован в понедельник и парламентские комитеты уже начали его изучать)»,— кричал эпатажный Ляшко, к которому на подмогу сразу же подоспели его депутаты, заблокировав трибуну.

Спикер, пребывая в полном недоумении от такого поведения Ляшко и Ко, пытался разрешить ситуацию. В это время явно растерянная Маркарова продолжала стоять за трибуной, которую плотно оккупировали нардепы.

Фото: Lb.ua

Премьер Владимир Гройсман был вынужден покинуть ложу Кабмина и направиться в президиум. После непродолжительных переговоров спикер и премьер согласились отложить представление бюджета после часа вопросов к правительству.

«По итогам острых и конструктивных дебатов, мы пришли к решению: сегодня мы начнём с вопросов депутатов, а затем перейдём к бюджету», — констатировал Парубий.

Отложенный старт

После часа вопросов спикер вновь пригласил Маркарову на трибуну, выделив 20 минут по регламенту для презентации бюджета. Но и.о. министра финансов справилась за 10 минут, рассказав о всем известных уже цифрах: «бюджет развития» на 2019 год предполагает рост реального ВВП на уровне 3% и инфляции - на уровне 7,4%, прогнозный курс на конец года - 29,4 грн/$.

Фото: Lb.ua

После ее короткого выступления главы фракций и нардепы озвучили основные претензии к документу.

«3% роста ВВП — это крайне мало. Уровень инфляции ниже двузначного числа — это издевательство. Вы сами верите в эти цифры? Как и курс доллара, который даже меньше, чем рассчетный на конец 2018 года в размере 30,1. В условиях, когда Кабмин закладывает увеличение импортозависимости, ещё больший разрыв между экспортом и импортом: в этом году было заложено 9 млрд долларов США, на следующий год — уже 12 млрд. Поэтому все показатели — нереалистичные», — уверен глава Комитета по вопросам промышленной политики Виктор Галасюк.

Как известно, МВФ и Всемирный банк спрогнозировали только в этом году инфляцию в Украине на уровне 10%. По данным Госстата, сейчас она превышает 9%, что соответствует прогнозу. Эксперты считают, что цифра сильно занижена, инфляция на сегодня находится на уровне 12-13%.

Второе, что волновало нардепов, это уменьшение финансирования субсидий в размере 55 млрд грн (на текущий год также закладывали цифру в 55 млрд грн, но затем финансирование увеличили до 65 млрд).

Фото: Lb.ua

Депутаты разных фракций, обращаясь к премьеру, жаловались, что получают массу обращений и жалоб людей, которых уже лишили субсидирования. На что Гройсман подтвердил, что Кабмин будет и дальше проводить политику «усовершенствования предоставления субсидий». Тем более, что последние проверки только на Киевщине выявили 20 тыс. «липовых» субсидиантов. Поэтому «те, кто реально нуждается в субсидиях, их получит», заверил премьер.

Фото: Lb.ua

Основная критика, естественно, касалась социальных показателей. Проект бюджета на 2019 год предполагает повышение минимальной зарплаты с 1 января 2019 года до 4173 гривен, на сегодня она составляет 3723 гривни.

«Вы сами проживите на эту зарплату, а это 4 миллиона людей, которые живут на эту зарплату... Наше ключевое требование — повышение минималки до 6000 тыс. грн», — продолжал популистический поток Ляшко.

Аналогично были озвучены претензии от «Оппоблока» по недостаточному финансированию здравоохранения, программ лечения онкобольных.

«В 2012 году выделялось 4% от ВВП на охрану здоровья в эквиваленте 7 млрд долларов. Сегодня вы выделяете меньше 3%, что в эквиваленте меньше 3 млрд долларов, а ваша коалиция обещала всегда не меньше 5% от ВВП ежегодно. Вы просто угробите всех!» — выступал член профильного комитета Игорь Шурма.

Следующее замечание депутатов — это беспрецедентная сумма погашения долговых обязательств в условиях неопределённости переговоров с МВФ и туманных перспектив увеличения инвестиций и выполнения планов по приватизации, которые проваливаются из года в год. При том что, нет сомнений, справиться с выплатой долгов будет крайне тяжело, поэтому Кабмин запланировал внешние заимствования на уровне — 122,745 млрд гривен, внутренние – 202,019 млрд гривен. То есть, долги Украины будут продолжать расти.

Фото: Lb.ua

Сама Маркарова признала, что долг - самый большой вызов нашего государственного бюджета на 2019 год.

«417,4 млрд гривен - беспрецедентная цифра, которую в следующем году нам с вами придется потратить на погашение и обслуживание долга. В 2019 году мы возвращаемся к пиковым нагрузкам по обслуживанию долга, и они полностью обеспечены в нашем бюджете. Именно потому, что это большой риск для дальнейших бюджетов, мы приняли стратегию управления госдолгом, и за три года уменьшим процент долга к ВВП до 49%», - пообещала она.

Час Ч до 1 декабря

После всех озвученных предложений депутатов к проекту бюджета, начиная с увеличения минимальной зарплаты, заканчивая выплатами на охрану здоровья и другие социальные статьи, премьер Гройсман взял заключительное слово.

«Я вот слушаю всех вас... Я понимаю, что каждый депутат борется за своё реноме и как его будут воспринимать люди. Но бюджет должен быть реалистичным... Не раздувайте дефицит бюджета... Мы с вами можем наговорить сейчас ещё на два бюджета, но где мы возьмём средства... Поэтому давайте принимать бюджет без популизма и без прицела на выборы», — призывал депутатов напоследок премьер, очевидно, понимая, что его здравое предложение вряд ли будет принято во внимание.

Фото: Lb.ua

Затем глава парламента объявил о принятии проекта бюджета к рассмотрению.

Согласно процедуре, после этого документ рассматривается народными депутатами и в комитетах, которые соотвественно формируют свои предложения к проекту закона о Государственном бюджете и передают их в профильный Комитет по вопросам бюджета до 1 октября. Важно, что после 1 октября принятие предложений депутатов к бюджету прекращается.

Фото: Lb.ua

«Простыми словами, у парламентариев будет только следующая неделя для подачи своих правок. Они, как правило, касаются финансирования из бюджета их округов, выделения дотаций для отдельных отраслей АПК, которые контролируются конкретными депутатами, финансирования программ, которые представляют определенный интерес для отдельных парламентариев. В прошлые годы депутаты подавали таких «хотелок» на десятки миллиардов гривен. Естественно, только одна треть из них в лучшем случае будет одобрена, учитывая политические договорённости для получения необходимых минимальных 226 голосов «за» сам бюджет», — объяснил на пальцах LB.ua нардеп БПП и один из членов профильного бюджетного комитета.

Сами депутаты в кулуарах после представления бюджета не скрывали, что будут подавать такие предложения.

«Естественно, у нас будут свои правки. Проект бюджета — это не скрижали, которые менять нельзя. Поэтому я буду подавать свои предложения, в частности о выделении финансирования на ремонт дороги Одесса-Рени», — сказал замглавы фракции БПП и уроженец Одессы Алексей Гончаренко.

Алексей Гончаренко
Фото: Наша Рада
Алексей Гончаренко

В «Народном фронте» считают, что нужно увеличить финансирование по линии программ поддержки политических заключённых, поддержки процесса деокупации и увеличения финансирования адвокатов, которые защищают права украинцев за пределами Украины. «Уверен, что бюджет будет изменён ко второму чтению. Я уже сейчас иду к премьеру с официальным письмом, где изложил эти предложения», — рассказал нардеп Георгий Логвинский.

В Радикальной партии уже традиционно требуют увеличения финансирования Кредитно-экспортного агенства, создание которого два года назад стало компромиссом и условием голосования радикалов за бюджет 2017 года. Как и выделение тогда средств из бюджета на закупку пожарных машин в интересах РПЛ.

Похоже, главную «атаку» правок обеспечат нардепы-мажоритарщики. Здесь градус популизма уже зашкаливает. Так, нардеп Сергей Шахов с трибуны попросил Кабмин «не идти на поводу МВФ и не повышать цены на газ: об этом просят люди на округе». И это в условиях, когда вопрос повышения цены на голубое топливо хоть и болезненный социальный вопрос, но один из ключевых для выделения транша МВФ.

Сергей Шахов
Фото: Макс Требухов
Сергей Шахов

Также нардеп призвал увеличить финансирование перехода на станице Луганской, где «в очередях умирают люди». Отметим, что Шахов был избран самовыдвиженцем по одномандатному избирательному округу № 114 Луганской области.

Напомним, что по плану Верховная Рада Украины принимает проект закона о государственном бюджете в первом чтении не позднее 20 октября, а во втором и целом — не позже 1 декабря. Впрочем, как показывает парламентская практика, политические баталии вносят свои коррективы. Неоднократно бюджет принимали «под елку», за пару дней до Нового года и в ночное время.

Каким будет бюджетный процесс в этом году, примут ли главный финансовый документ вовремя, — прогнозировать никто из депутатов не берётся. В первую очередь, из-за отсутствия внятной информации о результатах переговоров с МВФ, подвешенном состоянии продолжения программы стенд бай и фактического провала выделения следующего транша уже в октябре текущего года, как рассчитывал изначально Кабмин.

Анна СтешенкоАнна Стешенко, спеціальний кореспондент LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram