Bloomberg New Energy Finance (BNEF) прогнозирует, что к 2040 году количество электромобилей в мире будет составлять 530 миллионов из 1,6 миллиарда авто. BNEF значительно повысил свои прошлогодние прогнозы. То же самое произошло с прогнозами Exxon Mobil Corp. и British Petroleum. Международное энергетическое агентство более чем удвоило свой прогноз по базовому сценарию на 2030 год. Но всех превзошла ОПЕК. Прогноз организации по росту электромобильного парка в мире почти в шесть раз превышает предыдушщие показатели.
Бум электрокаров в мире
За первые восемь месяцев 2017 года в мире продана 651 тыс. электромоболей. Прирост продаж электрокаров 23% по сравнению со вторым кварталом года и 63% - по сравнению с третьим кварталом прошлого 2016 года. Эксперты BNEF связывают рост продаж с большей доступностью инфраструктуры для подзарядки и предоставлением производителями большего выбора моделей. Такими темпами в 2017 году впервые будет продано более 1 млн электромобилей по всему миру (в 2016 - всего 700 тыс.).
Снижение цен на источники питания также подхлестнуло продажи. С 2010 года цены на литий-ионные аккумуляторы упали на 73% за кВтч.
Больше половины продаж электрокаров приходится на Китай, где госпрограмма субсидий делает электромобили дешевле (иногда до 40%) автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. На субсидирование производства машин на электроходу в 2009-2016 годах государство потратило 4,8 млрд долларов. Однако с нынешнего года китайские власти начали снижать размер субсидий. К 2020 году дотации на электромобили будут отменены.
Подобные льготы «раскрутили» спрос на экологически чистый вид транспорта в Китае настолько, что их сокращение уже не влияет на продажи. За первые девять месяцев 2017 года производство новых электрокаров в Китае составило 424 тыс. единиц (+40,2% в годовом исчислении), продажи новых электроавто составили 398 тыс. (+37,7% по году). Несмотря на бурный рост, доля электромобилей на авторынке Китая составляет всего лишь 1,4%, в основном это местные бренды.
Появление китайского конкурента Tesla
Самые известные в мире электроавто - Tesla. В США, где продажи электрокаров за девять месяцев 2017 г. выросли на 86%, модель Tesla S по продажам занимает первое место со значительным отрывом от конкурентов.
Тогда как в Китае самый популярный бренд электроавто - BYD. По некоторым позициям эта компания даже обходит Tesla. Например, BYD с 2002 года не приносит убытков, тогда как Tesla за свою 14-летнюю историю так и не вышла на прибыль. Электроавтобусы BYD используются в 200 городах мира, а Tesla еще не взялась за освоение пассажирского электротранспорта.
Электрокары по-украински
На начало 2017 года Украина была на пятом месте в мире по темпам продаж электромобилей по оценке InsideEVs.com, хотя это в основом машины с пробегом. На долю электрокаров приходится 4% рынка. Количество проданных в 2016 году электромобилей превысило 2500. Быстрее электротранспорт развивался только в Исландии, Швеции, Норвегии и Китае. А всего за десять месяцев 2016 года продано 2225 авто на электрической тяге (227% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным "Укравтопрома").
Самой большой популярностью в Украине пользуются б/у модели таких авто. Сейчас они занимают 86% от всех электрокаров страны, в прошлом году их доля составляла 42%.
Отмена НДС и акциза, а также отмена пошлины еще в начале года, - все это делает Украину duty-free зоной электрокаров. Такой шаг можно считать серьезной господдержкой экологически чистого транспорта. Изменения могут привести к существенному снижению стоимости электромобилей и резкому росту их продаж. По предварительным подсчетам введенные льготы снизят стоимость популярного в Украине б/у электромобиля Nissan Leaf примерно на 2000 долларов (цены на такие авто сильно отличаются в зависимости от состояния и пробега, но стартуют в интернет-магазинах от 11 тыс. долларов). Таким образом льготный для электротранспорта 2018 год может стать переломным для развития индустрии в целом.
Зарядных станций нужно больше
Одно из главных препятствий для развития электротранспорта - нехватка зарядных станций. Расширение этой инфраструктуры зависит от количества электромобилей, и наоборот. В настоящее время количество электроавто растет быстрее, чем количество электрозаправок.
Впрочем, заряжать аккумулятор электрокара можно и дома от бытовой сети с напряжением 220 Вольт. Это самый медленный и самый доступный в Украине вариант зарядки батареи. Идеальное решение для тех, кто живет в частном доме. Тем более, ночью авто можно заряжать по сниженным тарифам. Для жителей многоквартирных домов это проблема.
На специальных скоростных зарядных станциях (фастчарджерах) батарея электромобиля заряжается на 80% примерно за полчаса-час. На начало года в стране подобных зарядных станций было 44 (только 28 в Киеве). Для сравнения, в Германии действующих фастчарджеров – 570.
Зарядкой от трехфазной сети с напряжением 380 Вольт – также доступный в Украине вариант, который можно использовать на некоторых АЗС и зарядных станциях Tesla-club. На такой станции автомобиль полностью заряжается за 3-4 часа.
Всего в Украине действовало 577 электрозаправок по данным DW на начало года. И большинство не соответствуют стандартам ЕС и не прошли европейскую сертификацию. Развитие сети электрозаправочных станций в Украине основывается только на энтузиазме и частной инициативе. Государство пока не принимает никакого участия в это процессе.
Не определен и товар на этом рынке: это услуга парковки с инфраструктурой для электромобиля или продажа электроэнергии? Не урегулирован статус зарядного устройства объекта "электрозарядная станция". Требует определения к какой категории объектов электроэнергетики принадлежит станция, основные правила безопасности эксплуатации станции и ее статус как объекта архитектуры.
Ложка дегтя напоследок
Одним из серьезных недостатков вводимых преференций для электромобильного транспорта можно считать отсутствие льгот для отечественных производителей электрокаров. Выпущенные в Украине электромобили будут автоматически стоить на 20% дороже, чем купленные за рубежом. Так что строить заводы по выпуску электрокаров в Украине просто невыгодно.