Актуальность роста в рейтинге Doing Business
Впрочем, никакой катастрофы для Украины в рейтинге DB 2018 не произошло. Но следует разобраться в деталях процесса, чтобы понимать, почему мы растем так медленно, что нам этот рост дает и что мы теряем или не теряем от отсутствия рывка.
Хочу огорчить тех поклонников DB 2018, которые думают, что рост на одну-две позиции в этом рейтинге сразу же даст стране приток инвестиций. Ничего подобного. Рейтинг Doing Business - это стандартизированная инструкция для правительств разных стран, которая объясняет, что нужно делать для того, чтобы инвестор ощущал как можно меньше дискомфорта от действий власти, монополий, регионального истеблишмента и т.д. А поскольку на выбор инвестора влияет целый набор факторов, помимо правильного поведения властей, то рост в рейтинге никак не способствует притоку инвестиций.
Посмотрим внимательно на итоги DB 2018, например, на позиции Китая и Индии. Китай занимал 78-ую позицию (65,75 баллов), а Индия - сотую строчку рейтинга (60,76 баллов). Обе эти страны в рейтинге были ниже Украины, но объемы инвестиций в эти страны в 2016-2017 гг. были такими, что Украине (и даже России) просто не снились. Так, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в индийскую экономику с марта 2015 по март 2016 года составил $55 млрд, а с марта 2016 по март 2017 года – уже $60 млрд, что стало историческим рекордом для этой страны. Приток же ПИИ в Китай за 2016 год подрос на 4,1% и составил $118 млрд.
Оба этих рынка, несмотря на «степень привлекательности инвестклимата» по версии Всемирного банка, остаются мегапривлекательными в мире из-за своего размера. Все мировые бренды хотят попасть на рынок стран с населением больше миллиарда человек. Поэтому Китаю и Индии, в принципе, глубоко плевать на свое место в Doing Business, и если их чиновники и обращают внимание на этот рейтинг, то только из вежливости к уважаемой международной организации.
Однако для Украины куда более полезным будет пример позиции другой страны именно в рейтинге DB 2018 – Руанды. Небольшая африканская страна за год выросла на 3,21 балла и заняла довольно почетное 41-ое место, что, кстати, не так уж и далеко от РФ. Сложно представить, на какие инвестиции может претендовать Руанада с номинальным ВВП $8,4 млрд и с ВВП на душу населения менее $2000. К сожалению, точной статистики по притоку иностранных инвестиций в эту африканскую страну в 2015-2017 гг. нет.
Итак, для Украины можно сделать несколько очень полезных выводов из общих итогов DB 2018:
- Можно очень сильно продвинуться в рейтинге Doing Business, но при этом остаться «Руандой» Центральной и Восточной Европы. На языке бюрократии это будет означать, что правительство и местные власти делают все, что от них зависит, но страна остается бедной и непривлекательной для иностранных инвестиций из-за целого перечня важных факторов, на которые не смотрит Doing Business, поскольку это не инструмент привлечения бизнеса в страну, а все же коммуникационный инструмент работы Всемирного банка с властями. Выполнение рекомендаций международной организации абсолютно не гарантирует поступление иностранных инвестиций в страну.
- Министерству экономразвития и другим ответственным за прямые иностранные инвестиции пора бы прекратить заниматься раскруткой продукта Всемирного банка, который больше предназначен для правительств и органов власти разных уровней, чем для населения. А поскольку продвижение в Doing Business даже на 36 позиций вперед к Руанде просто невозможно конвертировать в приток десятков миллиардов долларов, украинским властям пора бы заняться разработкой стратегии привлечения инвестиций в Украину и ее экспресс-реализацией. Doing Business такую стратегию не заменяет, хотя и может быть ее частью. Пока что приток инвестиций очень слабый (т.е. власти не достигают поставленных экономических целей), а вместо инвестиций населению показывают рост аж на четыре позиции в популярном рейтинге.
Правильное восприятие математики рейтинга
Но даже если оставить в стороне вопрос инвестиций и поговорить о самом рейтинге, то окажется, что нельзя сравнивать друг с другом позиции страны в списке в разные годы. Что значит для Украины быть на сотом месте или на 76-ом? Как это меняет ощущения бизнеса в практической плоскости?
Рейтинг страны в Doing Business определяется не местом, а рейтинговой оценкой в баллах. На странице №4 основного отчета Doing Business 2018 в примечании к таблице коротко расписано, как считался рейтинг. Из этого описания можно восстановить математическую модель рейтинга.
Всемирный банк выводит места, ранжируя страны по показателю DTF (distance to frontier – дистанция к границе). Таким образом, матмодель Банка предполагает наличие идеальной страны, где все 10 изучаемых факторов заслуживают максимальной оценки, – такого себе оазиса для инвесторов. После оценки каждой из десяти групп факторов их агрегируют в общий показатель DTF, ранжируют страны по этому показателю, и так получают места. Из такой матмодели выплывает два очень важных для восприятия рейтинга вывода:
- Основной показатель DTF построен на средней величине, т.е. если у Украины DTF 65,75 баллов это совсем не означает, что в Украине хуже с инвестиционным климатом чем у страны, у которой 66,47 баллов. Условно, для бизнесмена занятого в энергетике, Украина может быть лучше для инвестиций, чем Индонезия, зато Индонезия может быть лучше Украины в чем то другом.
- Судя по итогам расчетов, максимальная граница для всех групп факторов устанавливалась авторами рейтинга в размере 100 баллов, значит DTF в баллах можно воспринимать как процент приближения к идеальной экономике. Например, лидер рейтинга Новая Зеландия заработала 86,55 баллов, то есть на 86,55% приблизилась к эталону. А аутсайдер рейтинга Сомали была приближена к эталону только на 19,98%.
А теперь давайте визуализируем оба этих наблюдения, представив на одном графике места в рейтинге и баллы DTF. Видно, что прямая с местами остается прямой, которая расположена к оси ОХ под углом 45 градусов, а вот график DTF – это кривая, причем с тремя точками перелома – в районе Алжира, Украины и Дании. Это означает, что в принципе комментировать рейтинг DB 2018, опираясь лишь только на места, абсолютно некорректно.
Для лучшего понимания приведу пример. Непал занимает 105-ую позицию, Намибия 106-ую, у Непала DTF равен 59,95, а у Намибии – 59,94. И теперь возьмем к примеру Польшу, которая занимает 27-ую позицию с DTF 77,3 и Испанию на 28-ой позиции с DTF 77,02. Сравнивая две пары этих стран мы видим, что в рейтинге между ними один шаг, но разница в DTF неодинаковая: в первом случае ее вообще почти нет. Также видно, что график с DTF отражается к оси ОХ с меньшим углом наклона, чем график с местами – это значит, что места растут быстрее чем сама рейтинговая оценка в баллах (DTF).
Украина поднялась за год в рейтинге Doing Business на целых четыре позиции – для обывателя это звучит более значимо, чем если сказать, что наша рейтинговая оценка выросла на 1,9 пункта.
Если сказать про 1,9 пункта, то обыватель может подумать: "Ничего себе - целый год работы Минэономразвития, нескольких «офисов реформ», в т.ч. Офиса эффективного управления, десятки миллионов грантовых денег, а продвинулись к эталону меньше чем на 2%".
Ложь, лень, слабенькие знания – причины скромных результатов
Возникает два "вечных" вопроса: кто виноват в том, что Украина двигается так медленно, и что с этим делать? На первый вопрос, конечно, будет отвечать Генеральная прокуратура. Очень может быть, что этим вопросом заинтересуется Европейский омбудсмен, для которого эффективность использования средств ЕС – совсем не пустой звук, поскольку его интересует не только криминал, но и ситуации, которые можно квалифицировать как «плохое управление».
А вот в причинах медлительности движения Украины в Doing Business стоит разобраться. Офис эффективного управления и ряд чиновников Минэкономразвития взяли за практику активно "навешивать лапшу" народным избранникам. К примеру, приходят они агитировать за принятие законов, которые должны помочь нам подняться в рейтинге Doing Business, и тут же говорят, что принятие того или иного проекта закона позволит Украине сразу же взлететь на 40 позиций в рейтинге или попасть в ТОП-40 стран списка. У думающего человека, который знаком с математикой и дружит с логикой, сразу же возникает вопрос: а откуда эти агитаторы знают, что за год +/-80 стран поменяют в своем законодательстве? Ведь к 2019 году картина будет уже совсем иной. Тот же наш сосед по рейтингу Узбекистан может принять нечто такое, что его отправит сразу на 20-40 позиций вперед.
Второй прокол – это сама стратегия продвижения проектов законов. Вместо того, чтобы создать сотню законопроектов и подавать их в Раду постепенно, ленивые реформаторы сделали ставку всего лишь на несколько законопроектов. Одним из центральных проектов остается № 6540, к нему идут 6541, 6542 и т.д. Объединив все мыслимое и немыслимое для финсектора в одном проекте №6540 горе-реформаторы объединили против себя профессиональных лоббистов из разных сфер финансового сектора. В итоге шансы на принятие этого законопроекта резко снизились.
Если же ознакомиться с содержанием самого законопроекта, то становится ясно, что писался он людьми, которые не имели глубоких практических навыков в подготовке подобного рода документов. Например, одна из финансовых ассоциаций подала более 100 страниц правок к проекту 6540, поданному в Раду через Кабмин. Примерно 70% правок касалось несоответствия норм 6540 действующему законодательству.
Встречались и казусы. Например, законопроект, который должен привести к дерегуляции, наоборот будет заставлять субъектов хозяйствования предоставлять и брать новые справки. В частности, в предложении изменить нормы Хозяйственного процессуального кодекса Украины реформаторы предлагают подпункт 6 статьи 63 дополнить данными об электронном адресе, который содержится в едином госреестре (ЕДР). Вроде бы благая цель, которая расширяет коммуникационные опции суда. Однако для ее выполнения нужно будет подтвердить данный электронный адрес выпиской из реестра.
Идеи укрепить в Украине институт доверительной собственности вообще вызвали среди юристов дискуссию о том, насколько это соответствует определению «собственность» в нашем законодательстве.
Получается, парламенту в очередной раз пытаются скормить не очень качественный продукт. А чтобы парламент не «выделывался», его попугивают Doing Business 2019: «не примете – не поднимемся в рейтинге». И это уже смахивает на какой-то, простите, шантаж.
Выводы
- Doing Business – это не инвестиции. Можно, конечно, войти в ТОП-40 стран, но при этом остаться «Руандой» Центральной и Восточной Европы, без инвестиций и с рекордно низким ВВП и ПИИ. Поэтому Doing Business, наверное, не тот рейтинг, который достоин постоянного обсуждения. Он скорее важен для Минэкономразвития и офисов, отвечающих со стороны государства за инвестиционный климат: если нет иностранных инвестиций, то населению и бизнесу можно будет показать хотя бы медленное продвижение в позициях рейтинга, аргументируя, что государство делает все правильно.
- Doing Business все-таки лучше измерять баллами DTF, а не номером страны в списке. Так будет корректнее. Преподнося результаты рейтинга, лучше говорить, что мы сократили свое отставание от эталона на 1,9 пункта или нарастили DTF на 1,9 балла, а не "выросли в рейтинге на 4 позиции".
- Игры с электоратом и народными избранниками в виде несбыточных обещаний в обмен за принятый проект закона пора прекращать. Предугадать рост в рейтинге Doing Business следующего года на столько-то позиций невозможно. А на введении публики в заблуждение и на сырых законопроектах реформы не проведешь.
В конечном итоге, население и бизнес ждут от исполнительной власти не повышения позиций Украины в рейтинге Doing Business, а повышении уровня жизни и возможностей для бизнеса, а также роста деловой активности в стране. Качественно и сравнительно быстро все эти ожидания могут обеспечить иностранные инвестиции, а значит и результат – это не смена позиции в рейтинге, а объем реальных прямых иностранных инвестиций, выраженный в миллиардах долларов, которые пришли в страну за год. Вот за этим "рейтингом" предлагаю следить пристально.