ГлавнаяЭкономикаФінанси

Неограниченное расширение полномочий НКЦБФР недопустимо, - юрист

Нацкомиссию могут наделить правами и полномочиями органов досудебного следствия, считает эксперт.

Неограниченное расширение полномочий НКЦБФР недопустимо, - юрист
Фото: esquires.legal/

Законопроект № 6303, который публично позиционируется как «защита инвесторов от злоупотреблений на рынке капитала», прежде всего направлен на усиление полномочий НКЦБФР как регулятора, а не на защиту прав инвесторов. Об этом заявил партнер юридической компании Esquires Артем Сапрыкин, сообщает Цензор.нет.

«Содержание представленного в Верховной Раде законопроекта является противоречивым.

С одной стороны, в законопроекте есть положительные положения относительно избрания кандидатов и назначение членов НКЦБФР, гарантии независимости ее деятельности. С другой стороны - тоталитарный подход к осуществлению НКЦПФР полномочий, наделение ее чрезмерными и в значительной мере ненужными функциями квазиправоохранительного органа и создание оснований для применения репрессивного аппарата против участников рынка. При этом, предлагается, чтобы сами участники рынка оплачивали функционирование такого репрессивного аппарата», - сказал Сапрыкин.

Эксперт отмечает, что увеличение полномочий служащих НКЦБФР недопустимо без установки полноцинной системы сдержек и противовесов, которая должна минимизировать даже теоретическую возможность любых злоупотреблений со стороны служащего.

Поэтому лишение участников рынка возможности приостанавливать решения регулятора в судебном порядке (фактически лишение права на судебную защиту) не должно даже выноситься на повестку дня.

 «Намерение НКЦБФР самостоятельно, своими нормативно-правовыми актами, устанавливать порядок организации, проведения, сроки, оформление проверок является серьезной новеллой.

Такие ключевые положения должны содержаться исключительно в законе», - подчеркнул Сапрыкин.

Он считает, что наделение НКЦБФР правами и полномочиями органов досудебного следствия и дознания является абсолютно нецелесообразным.

 «В законопроекте предлагается предоставить регулятору право доступа в помещения, право изымать на срок до трех рабочих дней документы и электронные носители, требовать от операторов и провайдеров телекоммуникаций предоставления информации о предоставляемых телекоммуникационных услугах и других материалов. Надеемся, что авторы законопроекта не имели целью создание квазиправоохранительного органа, и НКЦБФР не в восторге от любых идей относительно выполнения функций подразделения, которое осуществляет оперативно-розыскную деятельность», - сказал Сапрыкин.

 По его словам, взносы на регулирование, за счет которых планируется финансирование НКЦБФР в будущем, по своей сути является дополнительным налогом (хотя база и ставка взносов на регулирование для разных профессиональных участников рынка и эмитентов ценных бумаг отличаются), который планируется удерживать с профессиональных участников рынка и эмитентов ценных бумаг. Поэтому внедрение таких взносов нуждается в серьезной дискуссии и взвешенном подходе.

Эксперт считает, что законопроект содержит еще ряд положений, которые нуждаются в существенной доработке.

 «Концептуально НКЦБФР должен быть органом, который в современных условиях будет не осуществлять строгий контроль с помощью определенного репрессивного аппарата, а скорее развивать рынок ценных бумаг, расширяя и усложняя инструментарий регулирования вместе с ростом рынка. Следовательно, крайне необходимо избегать любых норм, которые могут трактоваться как такие, которые предоставляют НКЦБФР неадекватные полномочия, особенно, если не устанавливается полноценный и действенный механизм защиты интересов участников рынка», - подчеркнул Саприкин.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram