ГлавнаяЭкономикаДержава

Два года ProZorro: #здобули та #стоїмо

За два года от момента старта реформы в тестовом режиме - 15 февраля 2015 года - в системе электронных публичных закупок состоялось около 550 тыс. процедур на сумму более 360 млрд грн. В ProZorro работает 23 тыс. заказчиков и более 77 тыс. поставщиков. Сравнивая показатели первого года работы со вторым, кажется, что нам удалось сделать невозможное - они выросли в десятки раз. Что же стало причиной таких достижений и какие вызовы стоят перед системой сегодня?

Фото: 5.ua

#Здобули

Закон

Первое, что стоит отметить, – это победа на законодательном поле. Закон “О публичных закупках” был принят 25 декабря 2015 года и сделал обязательным использование ProZorro с 1 апреля 2016 года – для центральных органов исполнительной власти и монополистов, а с 1 августа 2016-го - для всех государственных заказчиков.

Однако ProZorro является ярким примером того, что принятие закона - это далеко не конец, а скорее начало реформы. Количество работы для всех причастных к внедрению системы не просто не уменьшилось, а увеличилось в разы. Если во время подготовки системы и принятия нормативной базы приходилось бороться с позицией "у вас ничего не получится", то после запуска включилась огромная машина по поиску наших ошибок. Они, разумеется, были и есть, но вместо помощи в работе над их устранением мы зачастую сталкивались с раздуванием проблемы и поиском доказательств того, что нужно все было делать по-другому.

Совершенствование системы

Как бы там ни было, “караван идет”, не взирая на препятствия. Главное - используя аналитические данные процесса проведения и обжалования торгов - система постоянно совершенствуется. Например, одним из важных улучшений стало создание библиотеки спецификаций товаров и услуг, которые чаще всего закупаются в ProZorro. Таким образом начала решаться проблема недостаточного уровня профессионализма заказчиков. Мы нарабатываем общую типичную базу, благодаря которой не нужно будет каждый раз придумывать описание товара или услуги при их закупке - достаточно просто взять нужную спецификацию в библиотеке. Второе ключевое нововведение - были установлены минимальные сумма и срок закупки: ожидаемая стоимость - не менее 3 тыс. грн., продолжительность тендера - не менее двух дней. Это сделало невозможным значительное количество злоупотреблений в системе.

Фото: Facebook/Система публічних електронних закупівель ProZorro

Дополнительные инструменты

Кроме того, в дополнение к модулю аналитики BI (bi.prozorro.org) в ProZorro появились инструменты для мониторинга закупок, сбора обратной связи и борьбы с дискриминацией в тендерах. Это поисково-аналитическая система "007" (которая позволяет отслеживать платежи Госказначейства по тому или иному тендеру), портал DoZorro (где собираются отзывы и пользователей системы, и от любого человека, который заметил проблему) и онлайн-механизм обжалования условий и результатов торгов. Также весной 2016 года разработчики запустили систему риск-менеджмента, которая определяет проблемные тендеры и сигнализирует о потенциальных нарушениях.

#Стоїмо

Конкуренция в торгах

Много задач еще стоит перед ProZorro. В первую очередь, мы работаем над повышением конкурентности торгов. На сегодня средний показатель - 2,45 участника в тендере. Вынужден признать, нами была недооценена инертность украинского бизнеса. Есть по-прежнему много компаний, которые пока еще не верят в систему и не решились участвовать в госзакупках. И это наша боль, потому что мы понимаем: низкая конкуренция не дает возможности государству эффективно расходовать деньги налогоплательщиков.

Чтобы решить эту проблему, мы проводим огромную работу по убеждению бизнеса в том, что с государством работать хорошо и можно. Обучаем, приводим примеры, аналитику, цифры. Создаем дополнительные инструменты контроля и мониторинга, о которых говорилось выше. Стараемся максимально упростить участие в торгах: как на уровне площадки - создавая удобный функционал и обеспечивая поддержку на каждом этапе, так и на уровне системы - обеспечивая интеграцию с открытыми государственными реестрами. С другой стороны, мы продолжаем информировать бизнес о том, что здесь и сейчас есть доступная для него ниша. Каждый может убедиться - в его конкретно сфере есть деньги, и он может прийти, поучаствовать в закупке и заработать их.

Фото: depositphotos/IuriiSokolov

Масштабирование системы

С точки зрения IT-архитектуры, мы работаем над над повышением надежности системы и ее способности к росту. Это важно, во-первых, потому, что торгов становится все больше, и ProZorro должна продолжать работать, принимать участников и делать все это достаточно надежно и стабильно. А во-вторых, мы хотим получить возможность быстрого масштабирования и разворачивания системы либо в других странах, либо на других рынках. Это очень большой кусок работы с технической точки зрения.

Гражданское общество

Для успешной реализации не только реформы госзакупок, но и других реформ в нашем государстве нам нужно развивать сознание гражданского общества и делать это многомерно. Сейчас мы видим примеры поляризации и исключения оттенков. Это приводит к ссорам и расколу между умными и порядочными людьми, которые просто имеют разную точку зрения на ситуацию. ProZorro - либо абсолютное добро (и таких мнений, к счастью, больше), либо - абсолютное зло, коррупционная система в интересах бизнеса и/или конкретных чиновников. Однако стоит помнить, что и очернение, и непогрешимость - одинаково опасны.

Мы прекрасно понимаем, что большинство вещей не идеальны. Но, во-первых, лучше сделать сейчас хорошо, чем никогда - превосходно. И, во-вторых, важно получать конструктивную критику поражений и воодушевляющую поддержку побед. При этом очень желательно слышать и замечания, и похвалу от одних и тех же объективных людей. Сейчас, к сожалению, этого не происходит. Будем надеяться, сознательность каждого гражданина в отдельности и гражданского общества в целом будет расти и проявлять себя как созидательная сила.

Николай ЖандоровНиколай Жандоров, Руководитель торговой площадки Zakupki.Prom.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram