Усиление прозрачности работы Национального банка и оптимизация его подотчетности парламенту и правительству является мировой практикой взаимодействия центробанков и других органов госвласти. При этом такое взаимодействие направлено на экономический рост страны.
Такое мнение в интервью ZN.UA высказал глава комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка, комментируя внесенный группой депутатов из разных фракций законопроект об усилении прозрачности работы и ответственности перед обществом НБУ (№5257).
"Сегодня многие путают независимость с безнаказанностью и вседозволенностью", - отметил народный депутат. Он напомнил о том, как Нацбанк полтора года назад пытался провести через комитет инициативы об уменьшении контроля со стороны парламента, ссылаясь на требования МВФ. Но тогда выяснилось, что такого требования Международного валютного фонда не существует. Рыбалка подчеркнул, что разработанный РПЛ и комитетом совместно с большой группой экспертов законопроект об усилении подотчетности НБУ обществу полностью основан на международном опыте.
"Его суть состоит в том, что у центробанка есть четко поставленная цель, а вот способы ее достижения он выбирает сам. Именно в этом состоит независимость. И в случае центральных банков многих успешных стран независимость базируется на прозрачности работы и открытости перед обществом. Люди – которые, по сути, являются работодателями, акционерами НБУ – должны понимать, почему приняты те или иные решения", - считает Рыбалка.
По его мнению, гражданам было бы небезынтересно посмотреть на документы, на основании которых банки признавались неплатежеспособными, выводились с рынка, какие меры принимались или же могли быть приняты для спасения тех или иных учреждений. "Все это сегодня закрытая информация, но она чрезвычайно важна для общества, и мы предлагаем ее раскрыть", - сказал народный депутат.
Кроме того, он считает необходимым усилить функции Совета НБУ. "Сегодня мы видим совершенно конструктивную позицию вновь избранных членов этого органа, готовность работать и принимать решения. Я уверен, что Совет должен получить инструментарий и провести аудит всех решений НБУ за последнее время, а результаты обнародовать", - отметил глава комитета.
По его словам, при подготовке законопроекта был использован опыт ЕС, где Европейский центробанк активно взаимодействует с аналогом финансового комитета ВР в Европарламенте с регулярной отчетностью и подробной публикацией документов о своей деятельности. Аналогичные принципы работают и в национальных системах разных стран. "Более того, в Великобритании, Франции, Италии, Японии министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, а кое-где ЦБ вообще входят в структуру казначейства или минфина", - отметил Рыбалка.
Он также добавил, что в законодательно закрепленные задачи центральных банков разных стран входит и экономический рост, а не только таргетирование инфляции или стабильность национальной денежной единицы. "Федеральная резервная система США как раз и отвечает, кроме стабильного уровня цен, за "высокий уровень выпуска товаров и занятость". Независимость органа как раз и проявляется в том, что именно он считает в конкретной экономической ситуации "высоким уровнем" и какими путями этого достигает. При этом законодательно установлено, что ФРС является рабочим органом Конгресса США и подотчетна американскому парламенту. Но кроме отчетов в профильном парламентском комитете, глава ФРС постоянно согласует свои действия с министром финансов, а большинство решений связаны именно со стимулированием экономического роста", - рассказал нардеп.
Аналогичные примеры он привел и относительно центральных банков Канады, Австралии, Израиля. "В случае с Банком Израиля, также говорится о высоком уровне производства, занятости, национального дохода и капитальных инвестиций. Эти задачи и в нашем случае – самые важные для большинства органов власти", - отметил Рыбалка.