Монополия госкомпании "Дельта-Лоцман" снижает качество услуг по судопроводкам в украинских портах, считает член правления "Коллегии Юристов по морскому праву" Евгений Сукачев. По его словам, практика "застоя" ведет к аварийным ситуациям, после которых рынок придется все равно открыть для частных услуг.
"Большинство наших чиновников смотрят на все спустя рукава, пока не случится какое-то происшествие. Тогда начинают собирать рабочую группу, обсуждать почему же это произошло. У нас не работают на предотвращение. Ничего не происходит - значит все хорошо. Выбирается такая выжидательная позиция, которая не является правильным путем развития отрасли. Данная сфера не является исключением. Однако, лоцман, как любой другой профессионал, должен иметь альтернативу - работать в частной или государственной компании", - цитируют юриста "Подробности".
Эксперт считает, что конкуренция на рынке судопроводок улучшит ситуацию, поскольку, частные компании будут активно заниматься повышением качества услуг, что повлияет на улучшение безопасности судоходства в целом. Сейчас же в связи с принципиальной позицией монополиста - не стажировать новых лоцманов, в отрасли возрастает дефицит квалифицированных кадров. Часть профессионалов в поисках лучших условий уходит работать на иностранные суда.
"Дельта-Лоцман не заинтересовано в частных компаниях, потому что монополист фактически готовит себе конкурентов. Может быть именно поэтому они отказываются выполнять требования относительно прохождения стажировки. Однако, государство должно обеспечить резерв таких людей. Не может быть такого, что все лоцманы задействованы, - уверен юрист.
Старший преподаватель Киевской Государственной Академии водного транспорта Владимир Шаповалов считает, что правительство обязано создать другие структуры, которые смогут стажировать лоцманов наряду с "Дельта-Лоцман". В ином случае через несколько лет в Украине кадровый дефицит заставит брать в штат неопытных специалистов, которые будут отвечать за проводки судов с опасными грузами.
"Для подготовки лоцмана необходимо, как минимум 10 лет. Нужен опыт, обучением это не возьмешь, только опыт. Необходимо менять законодательство. Создавать районные комиссии, чтобы были специалисты, которые будут принимать экзамены. Сегодня, кроме "Дельта-Лоцман"больше нет, где пройти стажировку", - пояснил Шаповалов.
Он отметил, что за рубежом украинские лоцманы пользуются хорошим спросом, следовательно, отток кадров будет сохраняться. Кроме того, по словам Шаповалова, в мире множество примеров совместной работы государственных лоцманских компаний и частных. А в некоторых регионах мира, государство и вовсе отдала отрасль частникам, оставив за собой лишь функцию регулирования судоходства.
"Даже у нашего северного соседа частные компании работают и довольно успешно, а государственные начинают отступать. Регулировкой судов должно заниматься государство, а проводкой может и тот, и этот", - резюмировал эксперт.