Бизнес продолжает страдать от дискреции и неоднозначности формулировок налоговых норм, вымогательства взяток, манипуляций с возмещением НДС, бессмысленных проверок и безосновательных претензий и доначислений со стороны ГФС. Достаточно, привести лишь две цифры, которые предоставила сама ГФС в ответ на запросы народного депутата, Андрея Журжия: так в 2015 году ГФС отстояло в суде лишь 5% от общего объема сумм, которые были доначислены налогоплательщикам в связи с тем, что они, якобы, осуществляли недействительные или ничтожные операции; при этом из всех дел возбужденных в 2015 году по 212 статье уголовного кодекса – уклонение от уплаты налогов - в суд с обвинительным заключением были переданы только 7%, т.е. все остальные 93% были признаны безосновательно возбужденными самими же контролирующими органами. Другими словами, ГФС, как институт, продолжает «производить» налоговый террор, занимался вымогательством взяток и переплат в бюджет, так переплата по налогу на прибыль составляет около 20 млрд грн, а задолженность по возмещению НДС около 23 млрд.
Все безнадежно? Думаю, что нет, и события последних четырех месяцев позволяют надеяться, на скорые и фундаментальные изменения.
Смена парадигм
В 2015 году одной из ключевых причин того, что изменения в налоговой сфере шли с таким трудом, был дизайн процесса принятия решений и разработки предложений по совершенствованию налогового законодательства. Достаточно вспомнить, прошлогоднее столкновение видений налоговой реформы налогового комитета ВРУ (законопроект 3357) и Министерства финансов. Если все предложения комитета были результатом дискуссий в рамках рабочей группы, куда вошли как народные депутаты, так и независимые эксперты-общественники, то процесс разработки предложений Минфина проходил куда более закрыто, а главную роль в нем играли не представители Министерства финансов, а работники ГФС, которые естественно пытались прописывать дизайн норм так, чтобы было удобно им, а не налогоплательщикам. Все проводившиеся Минфином в течение лета 2015 года налоговые индустриальные платформы, где обсуждалась предложения разных экспертных групп по налоговой реформе, остались всего лишь разговорами.
Результат широко известен - все ставшие законом либеральные нормы, снижающие налоговое давление и устраняющие коррупцию, в том числе, снижение ставки ЕСВ, введение публичных реестров заявок на возмещение НДС, запрет на снятие налогового кредита из-за нарушения плательщиками инструкции ГФС, а не норм закона, и много другое, были внесены и продавлены народными депутатами, а не Министерством финансов. В действительности же Министерство финансов их не продвигало, хотя в последствии его представители и заявляли обратное. Достаточно вспомнить, что уже упомянутые нормы о создании публичных реестров заявок на возмещение НДС, были добавлены в правительственный законопроект «Об обеспечении сбалансированности бюджетных показателей на 2016 год», только в ночь перед его внесением в парламент, хотя они к тому времени обсуждались уже несколько месяцев, а на Нацраде реформ за несколько недель до этого было принято решение об их включении путем простого переноса из законопроекта №3357.
В этом году картина полностью изменилась – Министерство финансов взяло на вооружение технологию разработки 3357 налоговым комитетом: в рабочую группу Минфина были включены все, кто реально хотел работать, обсуждались все предложения. Это не значит, что Минфин согласился со всем, что ему предлагали , но все идеи были рассмотрены и обсуждены, если они отвергались, то руководство Минфина, ответственное за подготовку законопроекта: Евгений Капинус и Яна Бугримова подробно объясняли причины своего решения. Между Министерством финансов, экспертным сообществом и бизнесом был построен содержательный и открытый диалог, в котором представители ГФС выступали не в роли последний инстанции – владельца сакрального знания, а в роле обычного участника, который, как и все остальные, должен аргументировать и доказывать обоснованность своих предложений.
Это не просто качественное изменение в работе Минфина, это революция процесса выработки решений. Вполне закономерно, что был получен и революционный результат – впервые за всю историю Украины все общественные организации, занимающиеся вопросами налогообложения, в том числе и критически настроенные по отношению к нынешним властям, поддержали подготовленный Министерством финансов проект еще до рассмотрения его на Кабмине.
Антикоррупция в деталях
В целом, законопроект Министерства финансов направлен на уничтожение возможностей для дискреции (принятия налоговиками произвольных решений на собственное усмотрение), противоречий действующих норм, автоматизацию работы ГФС, устранение человеческого фактора и контакта налогоплательщика и инспектора; облегчения бремени администрирования налогов, возлагаемого на налогоплательщиков. Поэтому это, прежде всего, антикоррупционный законопроект, базирующийся во многом на положениях 3357.
Не секрет, что чуть ли не абсолютным лидерами по количеству жалоб налогоплательщиков на противоправные действия сотрудников налоговой является безосновательное снятие налогового кредита и невозмещение НДС. Поэтому, как в рабочей группе Минфина, так и в настоящей статье я сосредоточился именно на изменениях в этот раздел. Многие из них подрывают саму основу всех тех проявлений коррупции и произвола, от которых страдает украинский бизнес. Вполне вероятно, что после их принятия, а самое главное выполнения на практике, из ГФС начнут увольняться сотрудники, которые никогда не жили и не готовы жить «на одну зарплату».
Защита добросовестных налогоплательщиков от необоснованного снятия им налогового кредита и введение новых инструментов для борьбы со «скрутками». (Скрутки – вид «налоговых ям», действуют даже в рамках СЕО НДС).
Одной из ключевых норм законопроекта, пришедшая все из того же 3357, является положение о том, что налоговая накладная, зарегистрированная в Едином реестре налоговых накладных (далее ЕРПН), является достаточным основанием для формирования налогового кредита и не требует какого-либо иного подтверждения. Другими словами, если налогоплательщик зарегистрировал накладную в ЕРПН, а значит обеспечил ее деньгами, его контрагент получит налоговый кредит и ни какие ошибки или махинации предыдущих контрагентов не могут являться основанием для его снятия. Фактически это реализация принципа персональной ответственности налогоплательщика, говорящего о том, что любой может быть оштрафован или лишен налогового кредита только за свои собственные проступки и нарушения, но не за незаконные действия своих контрагентов. Даже Сталинский режим формально признавал, что «сын за отца не в ответе», а вот наши налоговики и судебная система этого признавать не хотят, возводя в закон принцип круговой поруки налогоплательщиков, что противоречит решениям Европейского суда по правам человека, которые мы как страна обязались соблюдать.
Такая простая и очевидная норма решает огромное количество проблем. Сейчас обыденной является ситуация, когда налоговики, якобы в погоне за «скрутками» и фиктивным налоговым кредитом, вместо того, чтобы ловить их организаторов, пытаются снимать налоговый кредит добросовестным налогоплательщикам, объявляя их операции фиктивными, т.к. с них легче взыскать доначисления в бюджет. Далее дело передается в суд, где налоговики, в большинстве случаев, проигрывают. Вспомним данные самой ГФС о том, сколько от оспариваемых сумм они смогли отстоять в суде в 2015 году. Иногда абсурдность претензий ГФС начинает напоминать анекдот, как в случае с одним из членов Всеукраинской Аграрной Рады, которого обвинили в приобретении фиктивных живых коров, которых он затем экспортировал, что подтвердила таможня. Оказывается, где через несколько контрагентов налоговики нашли «скрутку», которая коров, конечно же не продавала, но украденный ею НДС нужно было с кого-то взыскать и крайним оказался член ВАР.
Чтобы переломить эту тенденцию, сотрудники ГФС вместо того, чтобы начать ловить и сажать настоящих преступников - за организацию «налоговых ям» за последние годы никто так и не сел – разработали новую «судебную схему» позволяющую им снимать кредит налогоплательщику на основании решений принятых в процессе где он даже не является участником. Другими словами судят одних, а налоговые санкции налагают на других.
Получается, что система ГФС работает либо вхолостую с нулевым результатом, при этом загружая судебную систему и сильно усложняя жизнь предпринимателю, либо производит узаконенные противоправные решения, за наш с вами счет. Новый законопроект, в случае принятия, прекратит или существенно усложнит подобную практику. Приходить придётся к тому, кто действительно украл, к тому кого есть документы, но фактически нет товара, т.е. туда где действительно были скрыты обязательства от уплаты в бюджет.
Блокирование налоговых накладных вместо расторжения договоров о признании электронных документов
Сейчас для борьбы со скрутками ГФС применяется такой «варварский» инструмент как расторжение договора на признание электронных документов. В таком случае, «скрутчик» действительно не может зарегистрировать налоговую накладную и тем самым «продать» фиктивный налоговый кредит. Но с другой стороны, поскольку любая подобная система несовершенна, такие меры часто применяются к обычным плательщикам, в результате чего им практически полностью блокируется хозяйственная деятельность, им блокируется регистрация не какой-то одной, условно подозрительной налоговой накладной, а вообще регистрация налоговых накладных и подача налоговой отчетности. Если отчетность еще можно подать в бумажном виде, но налоговые накладные и корректировки регистрируются только в электронном виде.
Что будет происходить после принятия законопроекта? Вместо расторжения договора о признании электронных документов вводится механизм временной блокировки конкретных «рискованных» налоговых накладных. Причем рискованность налоговых накладных будет определяться на основании критериев официально утвержденных Минфином. Далее общий принцип работы системы таков: плательщику для того, чтобы разблокировать свою налоговую накладную, нужно подтвердить, что это он наложил ЭЦП (а не кто-то другой) и предоставить документы по соответствующей операции или допустить налоговый орган на проверку. Как только плательщик это делает, его налоговая накладная регистрируется, блокировка снимается. При этом сама блокировка имеет срочный характер и происходит на 6 дней. Цель всего механизма – подтвердить что ответственность за совершение операции несет именно руководство предприятия и обеспечить фактическую возможность их привлечения к ответственности, если в дальнейшем окажется, что она была фиктивной. Сейчас этого не происходит. Разгул схем по краже НДС объясняется тем, что у нас не наказывают организаторов скруток. Новый механизм дает реальный инструмент для блокирования осуществления фиктивных операций, а также привлечения к ответственности тех, кто действительно наносит государству ущерб. Думаю, это самое главное в этом законопроекте.
Сокращение сумм средств замораживаемых на счетах в СЭА НДС
Законопроектом продлеваются сроки регистрации налоговых накладных таким образом, что фактически вносить деньги на НДС-счет нужно будет буквально за несколько дней до их уплаты. Негатив от того, что средства плательщиков замораживались, существенно нивелируется.
Еще одной причиной замораживания средств плательщиков было наличие систематических ошибок в работе формулы, рассчитывающей регистрационную сумму, на которую плательщик может зарегистрировать налоговые накладные. В результате пролоббированых фискальной службой в конце 2015 года изменений в подзаконные акты, плательщик был обязан уплачивать обязательства по уточненным декларациям или по доначислениям с расчетного счета, а не со счета в СЭА НДС. Это приводило к тому, что без пополнения счета, не увеличивалась и регистрационная сумма, и плательщики были вынуждены повторно вносить уже уплаченные с расчетного счета суммы, на счет в СЭА НДС, для регистрации соответствующих налоговых накладных. Там эти деньги и оставались: плательщик не мог их снять из-за того, что уже использовал значение по формуле для регистрации налоговых накладных, а государство, т.к. уже получило соответствующие средства с расчетного счета. В результате, по приблизительным оценкам по состоянию на лето этого года, на счетах в СЭА НДС «намерзло» около 3 млрд грн средств налогоплательщиков. Ситуация казалось бы абсолютно нелогичная, но так было проще работать ГФС – не нужно было отслеживать зарегистрировал ли плательщик налоговые накладные по доначисленным ему обязательствам и поданным «уточненкам». Это нужно было исправлять, и законопроект это исправляет. После его принятия, плательщики смогут эти деньги забрать или использовать для уплаты обязательств в бюджет, вместо того, чтобы вносить на счета новые.
Единый реестр и возмещение без «высновков» ГФС
Также, нужно отметить новацию, связанную с возмещением НДС, по своей значимости это тоже настоящая революция. Во-первых, наконец-то реестр заявок на возмещение НДС у нас будет один, мы перестаем делить плательщиков на первый и второй сорт, что неконституционно и только усложняет работу контролирующих органов и налогоплательщиков. Более того, государство отказывается от практики, когда публичный реестр заявок на возмещение НДС, где все прозрачно и понятно, сам по себе, а возмещение само по себе и происходит не по этому реестру, а по заключениям, которые дает ГФС, и они вовсе не обязательно совпадают с реестром. Теперь это прекращается. Согласно новациям законопроекта, единственным основанием для возмещения будет сам публичный реестр, никаких заключений ГФС больше подавать не будет. Т.е. согласно заявкам, которые были внесены в реестр и по которым вышли сроки на проверку, а проверка либо не была проведена (это уже ответственность ГФС), либо была проведена, но не установила нарушений, суммы становятся согласованными автоматически и возмещаются Казначейством. Фактически этим устраняются возможности для каких-либо махинаций, каждый может зайти в Интернет и посмотреть, подтверждена его заявка или нет, когда она была подтверждена. Как только заявка подтверждена, налогоплательщик может начинать отсчитывать пять дней, в течении которых Казначейство должно эту сумму возместить. Система становится радикально более прозрачной и справедливой.
Безусловно, законопроект содержит массу других, не менее важных положений. Также в нем есть и ошибки, которые необходимо исправить, при рассмотрении в Налоговом комитете ВРУ. Однако, даже приведенных в настоящей статье примеров достаточно, чтоб показать, что если нам всем, не только Министерству финансов, но и обществу, и прогрессивно настроенным народным депутатам и прежде всего членам налогового комитета, удастся реализовать эти изменения в полном объеме, то это будет первый случай, когда Украина будет не просто догонять другие страны, а сделает отдельные элементы своей налоговой системы, например, систему возмещения НДС, эталоном для других стран мира.