Конечно, мы не хотим сказать, что нет примеров создания новых продуктов или технологий в Украине. Но, к сожалению, отечественный персонал создают технологии либо для представительств иностранных компаний в Украине, либо для предприятий других стран, переехав туда на постоянное место жительства.
Параллельно с процессом превращения страны в один большой рынок, произошла и приватизация остатков промышленной и научной мощи УССР, которая в начале, если и давала надежду на эффективное управление в частной собственности, то в 2000-х показала истинную суть такой «эффективности». В итоге, все свелось к следующему: власть «пилит» бюджетные деньги через тендеры среди «своих»; постоянно вливает средства в олигархический бизнес, благодаря коррупционным схемам; удерживает низкий уровень заработных плат, а также с определенной периодичностью девальвирует национальную валюту — гривну (2004, 2008, 2014), что и позволяет поддерживать высокую рентабельности украинских компаний.
В результате, в Украине сформировалась непродуктивная экономика, потенциалом роста которой является сырьевой экспорт, низкоэффективные предприятия и мелкий и средний бизнес с низким уровнем добавочной стоимости.
Другой особенностью украинской экономики является ее анклавность (закрытость). И примеров, доказывающих это, немало. Это и недопуск ряда мировых и иностранных компаний в Украину, и непредставленность отечественных производителей на мировых рынках (процент украинского экспорта высокотехнологической продукции, продукции с глубокой переработкой, идей и технологий) и т.д.
Для украинских олигархов такой порядок вещей - выгодный бизнес и источник обогащения. Как и для ряда политиков, получающих коррупционную ренту в виде бонуса или доплаты к своим низким заработным платам. Но для Украины как страны и для украинских граждан - это путь в никуда. Причем, путь не бесконечный, а с очень даже понятным и быстрым концом. Разница только в том, что для каждого он будет свой.
Но вернемся к истории. Когда из «приватизации» выжали все, что могли, создали коррупционные схемы, которые дали понятные оцифрованные потоки, олигархи и обслуживающие их политики начали влезать в долги. Более того, на внешних долгах стали еще и наживаться.
В итоге, что мы имеем по факту? На сегодня каждый украинец должен международным кредиторам около 107 тыс. грн. А вся эффективность работы Минэкономки и Минфина сводится только к умению взять очередной кредит.
Но почему украинский гражданин, который является налогоплательщиком, должен отдавать кредит, который он не брал, и «пользу» от которого он ощущает только в негативном свете, поскольку одолженные деньги идут не на развитие, а на покрытые предыдущих долгов и элементарное проедание средств.
Вся эта ситуация создала, на наш взгляд, три фундаментальные основы, которые работают не на рост и развитие, а на уничтожение украинской экономики. И виновато в этом, в некотором роде, и само население.
Почему так? Во-первых, мы так и не преодолели советский миф о получении денег, а не их зарабатывании, как во всем цивилизованном мире. Часть населения так и живет в заблуждении, что государство должно решить им все проблемы, создать рабочие места и обеспечить определенный уровень социальных гарантий. Еще не все в нашей стране понимают, что деньги не «получают за просиживание на работе», а зарабатывают, создавая ценности и добавленную стоимость для своего работодателя, который платит заработную плату не «среднюю по рынку» и «выходя из запросов кандидата», а такую, которая соответствует уровню продуктивности труда в данной компании или организации.
Население также не понимает, что государство не может создать для всех граждан высокооплачиваемые рабочие места, но оно должно создать условия, при которых работодатели будут заинтересованы создавать новые рабочие места с высоким уровнем зарплат, а также условия для развития самозанятости и роста предпринимательской активности (создания мелкого и среднего бизнеса).
Кроме того, каждый гражданин Украины должен понимать, что перед тем как просить какой-либо уровень социальных гарантий, он для начала должен четко знать, какой уровень налогов он заплатил за прошлые периоды и какой платит сегодня. При чем, платит, а не ищет пути минимизации налогообложения, как это происходит сегодня. То есть, украинец должен стать не только дисциплинированным налогоплательщиком, но и контролером расхода бюджетных средств на всех уровнях. Принцип взаимной ответственности и взаимоуважения – это то, без чего движение в сторону развития экономики невозможно.
Во-вторых, нужно понимать, что в основе эффективности работы и продуктивности труда каждого предприятия и организации лежит три ключевых фактора. Первый - это технологии. Зачастую у нас происходит копирование или покупка чужих технологий, а не создание своих. Сколько фундаментальных открытий за 25 лет независимости Украины стали основной создания новых наук, индустрий, сфер экономики? Сколько и какие научные исследования фундаментальных и прикладных наук в приоритете Академии наук Украины? Сколько государственных и частных компаний имеет современные лаборатории и R&D департаменты, директоров R&D направления, отвечающих за их создание и развитие? Пока мы не станем создателями идей, мы не сможем достойно войти в креативную экономику и стать ее активным участником, а не донором сырья для нее.
Второй фактор – управление. Копирование чужих управленческих практик, перенос и адаптация практик управления с материнских компаний в Украину - это то, что есть сегодня в реальность. В лучшем случае, мы имеем адаптацию мировой практики управления с учетом украинских реалий. Но даже украинские топ-менеджеры с западными MBA получают сопротивление в виде «видения собственников украинского бизнеса», которые тормозят трансформацию управления и внедрения передовых практик. Не говоря о том, что, не смотря на сотни диссертаций и публикаций в сфере управления и экономики, у нас нет мирового уровня ученных по управлению организацией, маркетингу или управлению персоналом.
Третий фактор – это уровень оплаты труда. Как уже было сказано, заработные платы в большинстве компаний, которые работают в Украине, формируются по принципу «средней на рынке» или «пожеланий кандидатов». Но они ничего общего не имеют с производительностью труда каждого отдельного сотрудника и соотношения затрат и отдачи от каждой отдельной должности на данном предприятии или в организации. Для расчета производительности труда нужно располагать статистикой труда и центром продуктивности труда. То есть, измерять продуктивность на каждом отдельно взятом предприятии, сравнивать все компании в отрасли и соотношение заработных плат между отраслями, а также уровень производительности в аналогичных отраслях в других странах.
Самое главное это — таланты: без изменения небрежного, а иногда и неуважительного отношения к ученым, изобретателям, мыслителям, создателям культурных и духовных ценностей мы не сможем перешагнуть эту пропасть. Украинские таланты будут еще со школы и вузов (а для этого уже много предпосылок) развивать экономики других стран. Не принимая, не развивая и не создавая условия для творения нашим талантам внутри страны, мы обречены иметь экономку, которая питает другие экономики, но не растет сама.
Подводя итог, хочется отметить, что человеческая жадность и тупость имеет свой предел, и она заканчивается там, где начинается хитрость и ум более сильных игроков. Поэтому мы как страна должны дать себе ответ на вопрос: «Какое место в глобальном мире мы хотим занимать? Какие индустрии будут фарватерами будущего Украины ближайших 10-20 лет? Какой вклад каждый из нас уже сегодня готов сделать для создания потенциала роста отечественной экономики и контроля всех уровней власти в экономической сфере? И только тогда мы сможем спрыгнуть с кредитной иглы и обеспечить стабильное высокое развитие нашей страны в целом.