ГлавнаяЭкономикаФінанси

Великая банковская алхимия

В Средние века философы, ученные и алхимики пытались найти волшебную формулу "трансмутации" неблагородных металлов в золото. Желание превратить жестянку в золотой слиток было всегда велико. Человек гнался за умением превращать объективный мусор в небывалую ценность, наверное, с того самого момента, как в Древнем Шумере начали вести примитивную аграрную бухгалтерию на глиняных табличках. "Философский камень" древние алхимики так и не нашли. Зато его нашли банкиры… Именно банковская система и кредитный ресурс - вся финансово-кредитная система - стали "трансмутационным" симбиозом для генерирования дополнительной покупательной способности и нового денежного инструмента.

Фото: Depositphotos/bashta

Однако в Украине неэффективность госуправления и регулирования, коррупция, правовые парадоксы и человеческая алчность запустили этот "философский камень" в режим обратной работы, что в итоге привело к полномасштабному бедствию. И до сих пор нет ответа на ряд острейших вопросов по банковской системе и финансовой стабильности страны. Рассмотрим же эти вопросы.

Реальное положение дел – "таки оттолкнулись от дна"

Кризис ликвидности в банковской системе завершился. Одновременно банковскому сектору удалось зафиксировать основную массу убытков и приблизиться к завершению формирования резервов. Свет в конце тоннеля виден.

Финансовый результат сектора всё еще негативен, но только за месяц с 1 августа по 1 сентября 2016 года он сократился на 2,67 миллиарда гривен. А с начала года, когда финрезультат был на катастрофичном уровне убытка в минус 66,6 миллиардов гривен, финансовый сектор показал стремление к выживанию и сократил дыру на 60 миллиардов всего за восемь месяцев.

Показатель адекватности регулятивного капитала "Н2" впервые с начала кризиса продемонстрировал позитивную динамику за тот же месячный период (пусть и символическую в шесть базисных пунктов), достигнув отметки 14,15%.

Банковская система активно наращивает ликвидность. Прирост банковских денежных средств, размещенных в НБУ, составил 20,997 миллиардов гривен с начала года. Прирост денежных средств на коррсчетах в других банках составил 13,972 миллиардов за этот же период. Банки разместили на 10,571 миллиардов гривен своих денежных средств больше в ценных бумагах, чем на начало 2016 года. В августе оживилось и кредитование, показав валовый прирост в 28,05 миллиардов гривен по всей системе. Благодаря графику размещения финансовых средств банками можно констатировать небольшое и пока еще слабое перенаправление денежного ресурса с накопительных платформ межбанка и ценных бумаг в платформу активных операций.

Понимая, что самое страшное позади, необходимо ответить на серию вопросов:

  • как восстановить кредитование и перенаправить финансовый ресурс в развитие украинской экономики и
  • как банкам развиваться дальше, по каким бизнес моделям и по каким регуляторным критериям?

Восстановление кредитования

Восстановление кредитования и общее оздоровление украинской банковской системы зависят от следующих ключевых факторов:

1. Инфляция всегда являлась и является до сих пор одной из ключевых проблем украинской экономики. Нынешний уровень инфляции в 15,4% за январь-август 2016 года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого пока еще не может способствовать стремительному снижению процентных ставок по банковской системе. Но это уже хороший плацдарм для применения стабилизационных инструментов.

Индекс потребительских цен в январе был на катастрофической отметке в 40,3% (по сравнению с январем 2015 года). При этом за последние два года бизнес и население ушел в валютные позиции для сохранения покупательной способности и для страхования своих рисков.

Стабилизация инфляции решает только половину проблем в аспекте доверия населения к национальной валюте. Но истинная ценовая стабильность будет достигнута тогда, когда государство возьмет курс на "дедолларизацию" украинской экономики и финансовой системы. При нынешней динамике долларизации (большинство экспертных оценок указывают на 50% долларизацию), "инфляционное таргетирование" не может показывать высокий уровень эффективности.

Для снижения процентных ставок нужно обуздать инфляцию до уровня 7-10% и решить вопрос стремительной долларизации экономики.

Пока, есть предпосылки для умеренного оптимизма. Ключевыми будут осень 2016 года и зима 2017 года, в пик отопительного сезона, традиционного в это время года проседания национальной валюты (во многом по причинам сезонного искривления торгового и платежного балансов ввиду слабой диверсификации украинского экспорта) и традиционного роста цен на лекарства и медицину.

2. Колебания курса обмена валют приводят к панике и "искривлениям" на межбанковском валютном рынке и на наличном валютном рынке. Доверие к национальной валюте постоянно ставится под вопрос. Наращивание экспорта (который за период январь-июль 2016 просел на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года) и привлечение новой волны долгового и инвестиционного финансового ресурса (направленного в модернизацию / диверсификацию экономики) может послужить важным стабилизирующим фактором и привести к снижению процентных ставок в Украине.

Тезисы про перспективы построения аграрной сверхдержавы априори неправильны, так как экспортный потенциал должен формироваться вокруг индустрий с продукцией, проходящей много уровней переработки и с формированием высокой добавленной стоимости. Сельхозкомплекс действительно играет стратегическую роль в развитии экспортного потенциала, но – не сольную роль.

3. Необходимо имплементировать механизмы реструктуризации проблемной задолженности для трех категорий: крупного бизнеса, малого и среднего бизнеса (МСБ) и населения. При этом каждый механизм должен учитывать специфические характеристики сегмента и применяться только по отношению к заемщику с "живой операционной моделью" бизнеса. НБУ и Минфин должны стать реальными модераторами в этом процессе. Но без комплексной судебной реформы "киевский подход" в реструктуризации долга обречен на провал. Ведь проблема не в поиске механизма реструктуризации, а в коррупции и тотальном отсутствии верховенства права в стране.

4. Восстановление доступа украинских предприятий и финансовых учреждений к международным рынкам капитала будет способствовать понижению процентных ставок, так как появится эффективная диверсификация "поднятия финансирования" для банков и крупного бизнеса.

5. Украина нуждается в эффективных инструментах хеджирования (страхования рисков, - ред.) во внутреннем долговом рынке, в стабильном фондовом рынке и в рынке деривативов (производных ценных бумаг, - ред.). Без развития финансовых рынков укрепление финансовой системы в целом невозможно. Правительство и НБУ должны всерьез рассматривать возможность эмиссии бондов (долговых бумаг, - ред.) с привязкой к инфляции как альтернативу долларовым облигациям внутреннего госзайма (ОВГЗ) и как механизм стимулирования применения национальной валюты в долгосрочных инвестициях (подобные бонды были бы интересны частным пенсионным фондам).

Фото: Depositphotos/kaprikM

Дальнейшее развитие банковской системы – наш "Великий Пожар Рима"

Существует две версии о причинах "Великого Римского Пожара". Первая, версия Светония, повествует о намеренном поджоге Вечного Города по приказу Нерона, который получал небывалое удовольствие от наблюдения за катастрофой (по легенде Нерон был одет в театральный костюм и вслух читал стихи о гибели Трои) и от последующего процесса восстановления. Во второй, версии Тацита, Нерон был описан как активный и системный руководитель, который организовывал штабы быстрого реагирования, координировал спасательные работы и позже принимал самое активное участие в реконструкции города.

Обе версии этих исторических событий имеют одну истину – Нерон действительно принял самое активное участие в реконструкции Рима, и те стандарты и технологии, по которым перестраивали столицу Империи, оказались революционными для своего времени, открыв новую эпоху городского планирования и градостроительства.

Из кошмарной трагедии и катастрофы был рожден новый Рим, новая система, новые стандарты. Финансовый кризис, накрывший банковскую систему Украины, должен был послужить таким же "Великим Пожаром Рима". А восстановление банковского сектора – это и есть возрождением Рима.

Бизнес модели и структурные реорганизации

В Украине, к большому сожалению, понятие банковской бизнес модели очень часто извращается и неправильно интерпретируется. Четкой и прозрачной методологии анализа банковских бизнес-моделей никто так и не предложил. Было опубликовано множество очень поверхностных статьей по этому поводу и выдвинуто множество тезисов, граничащих с политическим популизмом. Именно поэтому необходимо вывести сбалансированную систему классификации банковских бизнес-моделей, исходя из лучших мировых практик.

Личное авторское мнение заключается в том, что надо взять за основу гибрид из (1) системы классификации банковских моделей Рима Айади из HEC Montreal и Уилляма Пьетера де Гроэна из Centre for European Policy Studies и (2) системой предложенной в Bank for International Settlements в Базеле в 2014 году. 

Банковская модель определяется структурой фондирования банковского учреждения и композицией активов (то есть бизнеса банка).

Какие инструменты анализа (коэффициенты) способны иллюстрировать структуру фондирования и композицию активов?

  • (1) соотношение валового количества кредитов [gross loans] ко всем активам учреждения [total assets] для определения композиции бизнеса;
  • (2) соотношение долгов за минусом депозитных обязательств [nondeposit debt] к активам [total assets] для определения структуры фондирования, и соответственно соотношение депозитов [deposits] к активам [total assets];
  • (3) соотношение межбанковских обязательств [interbank liabilities] ко всем активам [total assets] для дальнейшего анализа структуры фондирования.

Какие характеристики являются ключевыми в последующем анализе? Три ключевые характеристики:

  • (1) прочность;
  • (2) сберегательный потенциал;
  • (3) стабильность.

Исходя из этих параметров, банковские бизнес модели можно классифицировать в четыре "кластера":

Что всё это означает? Украинские банковские учреждения должны внятно предоставить ответы на два вопроса. В первую очередь самим себе, регулятору и общественности.

  • (1) Какова структура фондирования банка (какие источники финансирования обеспечивают жизнедеятельность модели)?
  • (2) Какова композиция бизнеса банка (на чем банк реально зарабатывает)?

Именно когда каждый стейкхолдер сможет понять, на каких ключевых характеристиках и принципах выстраивается банковская бизнес-модель – то регулировать сектор будет гораздо проще, а вопиющих случаев как с Банком «Михайловским» можно будет избежать. Четкая система классификации и анализа бизнес моделей позволит центральному банку (НБУ) более эффективно осуществлять функции надзора, и где необходимо вмешиваться для обеспечения соблюдения правил рынка.

На сегодняшний день наблюдается стабильное движение со стороны иностранных банковских учреждений к "цементированию" своих бизнес-моделей и дальнейшему развитию бизнеса по принципу "профильных и непрофильных бизнесов" (где неприбыльные, несвойственные общей стратегии или стагнирующие бизнеса продают, сокращают или отдают на аутсорсинг). Например, ING, ProCredit и Citibank являются лидерами в консолидации своих бизнес моделей в Украине. В то же время, такие структуры как Credit Agricole, Kredobank и Укрсиббанк являются яркими примерами успешных оптимизаций и качественного развития. Но, есть и противоречивые истории как, например Platinum Bank, который из сфокусированного розничного банка, часто именуемым «монолайнером», попытался рывком войти в бизнес модели коммерческого банка оптовика и диверсифицированного розничного банка и столкнулся с системными сбоями, проблемами и новыми рисками, к которым никто не был готов.

Государственные банки и бизнес-модели

В январе 2016 года государственный Укрэксимбанк был докапитализирован на 9,3 миллиарда гривен. При этом на днях стало известно, что Укрэксимбанку может потребоваться новая докапитализация в размере 12 миллиардов (при том, что банк показал убыток в 1,3 миллиарда за первые 6 месяцев года). Сегодня, этому госбанку крайне необходима комплексная реорганизация со сменой всего высшего руководства и всего среднего менеджмента. Нужно провести реструктуризацию долгов самого финансового учреждения и заморозить выплаты по обязательствам как минимум до конца 2017 года (зафиксировав процентные ставки по платформе фондирования на уровне учетной ставки НБУ). При этом в набсовет необходимо заводить представителей международных финансовых организаций и нейтральных экспертных групп. Также вся система корпоративного управления должна быть пересмотрена, а все непрофильные бизнесы должны уйти с помощью структурной оптимизации и через перераспределение функций трех госбанков. Бизнес-модель Укрэксимбанка должна быть выстроена вокруг качественного клиринга [clearing and payment settlements], торгового финансирования, стимулирования украинского экспорта и международных транзакций. Как вариант - розничная сеть Укрэксимбанка может быть поглощена государственным Ощадбанком, а сегмент МСБ можно передать в Укргазбанк. По портфелю просроченных кредитов придётся идти в суд и агрессивно воевать за каждую копейку, особенно в сегменте крупного корпоративного бизнеса. Только после всего этого можно реалистично обсуждать продажу 20% в капитале частному инвестору.

Фото: telegraf.com.ua

Государственный Ощадбанк должен открыто работать с населением и всем массовым сегментом, играя роль "фильтра" лишней ликвидности и долговых инструментов (корректируя монетарные агрегаты и определенный уровень ликвидности на рынке). От 100% гарантии вкладов придется отказаться, но имидж, корпоративное управление и позиционирование этого банковского учреждения должны сами по себе генерировать приток вкладов (доходность по которым необходимо будет понижать с каждым новым днем). Параллельно, существует острая необходимость выстраивать эффективную систему присоединения и вывода банков категории Too Big To Fail или уровня "топ-20" через Ощадбанк.

"Укргазбанк" должен взять на себя функцию банка развития, как например Korea Development Bank в Южной Корее, который будет стимулировать региональное развитие, инфраструктурное развитие, обслуживание стратегической промышленности. Данная метаморфоза Укргазбанка позволит применять инструмент фондирования крупных проектов для генерирования новых рабочих мест, что позволит двигаться к «полной занятости» с точки зрения макроэкономической мысли. Шанс на успех велик, так как новые рабочие места (благодаря вливанию долгосрочного государственного капитала в крупные проекты) позволят достичь позитивной динамики в потреблении, в розничном товарообороте, и в инвестициях физических лиц. Укргазбанк может также стать идеальной платформой для развития программы кредитования МСБ и для наращивания предпринимательства в стране.

И уже после завершения банковской чистки и "великой реорганизации" необходимо будет поднять уровень гарантированной суммы ФГВУ для всего банковского сектора (как сделал Рузвельт под конец Великой Депрессии).

**

Говорить про будущее банковского сектора Украины можно до бесконечности. Но сегодня пора перейти к решительным действиям, оставив лозунги и популизм позади. В "алхимию" весь сектор наигрался до катастрофических последствий. Экономический кризис, военная агрессия России и банковская чистка со стороны НБУ совокупно стали "Великим Пожаром Рима" для всей банковской системы Украины. Уроки извлечены. Пора выстраивать наш новый "Рим" из пепла.

Єгор ПерелигінЄгор Перелигін, перший заступник голови правління «Альпарі Банку»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram