Отсутствие системного государственного подхода по сохранению и усилению конкурентоспособности отечественной промышленности и игнорирование существующих проблем в ГМК приведут к постепенному уничтожению этой одной из ключевых отраслей украинской экономики, будет иметь крайне негативные социальные и экономические последствия для страны в целом.
Об этом идет речь в письме премьер-министру Владимиру Гройсману, первому вице-премьеру Степану Кубиву, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, министру финансов Александру Данилюку от президента объединения "Металлургпром" Александра Каленкова и председателя объединения "Федерация металлургов Украины" Сергея Беленького.
Как сообщают "Украинские новости", в письме идет речь о необходимости введения моратория на пересмотр грузовых железнодорожных тарифов до конца 2017 года.
"Инициированный МИУ пересмотр тарифной сетки (проект приказа МИУ от 09.06.16) по сути предлагает перекладывание финансовой нагрузки (даже с некоторым запасом) от предоставления скидок на короткие расстояния на тех грузовладельцев, которые вынужденно отправляют грузы на дальние расстояния, это абсолютно неприемлемо, особенно если мы планируем расширять экспорт", пишут авторы письма, указывая, что индексация ж/д тарифов проводилась уже неоднократно (на 12,5% с 23.07.14, на 30% с 31.01.15, на 15% с 30.04.16).
Также авторы указывают, что предоставление преференций производителям железной руды из РФ в форме скидок в транзитных железнодорожных тарифов по Украине на уровне 15-25% (при увеличении внутренних тарифов на 15%) может привести к потере рынков сбыта железной руды в Восточной Европе (доходы от транзита составят всего $11-17/т руды, доходы от ее экспорта в 2015 году - более $50/т).
"Предоставление транзитным грузам (в т.ч. железной руды из РФ) скидок к портовым сборам в размере 50% (проект приказа МИУ от 08.06.16) ставит украинских эспортеров в менее выгодное положение и вовсе не способствует расширению отечественного экспорта", идет речь в письме.
В качестве выхода из ситуации авторы предлагают Кабмину "установить ограничения по максимально допустимой нижней границе тарифов для транзитных грузов, которые являются прямыми конкурентами товарам отечественного производства, на уровне тарифов для отечественных товаров".
Также по словам авторов письма, "стоимость транспортировки газа для промышленных потребителей Украины ($ 23.5-27.5/тыс. куб. м) значительно превышает среднеевропейский уровень ($10-12/тыс. куб. м), что увеличивает себестоимость украинской стали на $1.5/т; введение в 2016 году платы "точки входа" в ГТС Украины ($12.5/тыс. куб. м) увеличивает себестоимость стали еще на $1/т".
Выше конкурентов в Украине и уровень портовых сборов (в основном за счет регулированных государством): корабельного, канального, причального, маячного, административного и санитарного для экспорта из Украины (на сегодня $2.0-3.5/т). Это значительно превышает экономически оправданный уровень в портах конкурентов – Китай, Турция , РФ, Австралия, Бразилия, где тариф составляет $0.8/т грузоподъемности судна, является квазифискальным и системно ухудшает позиции производителей Украины на внешних рынках.
Кроме снижения уровня сборов для спасения отрасли "необходимо решение КМУ: дать поручение МЭРТ, Минфина обеспечить постоянный мониторинг ситуации по экспорту металлолома с целью предотвращения его незаконного вывоза за пределы Украины на время повторного рассмотрения Президентом Украины Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке " (с учетом предложений Президента Украины), который был принят Верховной Радой", пишут авторы, а также расширение пропускной способности железнодорожного участка Пологи - Камыш-Заря - Волноваха минимум до 26 грузовых поезда в сутки до 01.11.16.
"За почти 2 года с момента прекращения грузового железнодорожного сообщения с г.Мариуполь по традиционному маршруту через станцию Ясинувата "Укрзализныця" при активной поддержке со стороны металлургических комбинатов Мариуполь смогла наладить перевозки по альтернативному маршруту через Камыш-Зарю только 12-13 грузовых поездов в сутки, в то время как для полной загрузки производственных мощностей необходимо обеспечить перевозки не менее 22 грузовых поездов только в адрес ММК им. Ильича и МК "Азовсталь". Из-за невозможности расширить производство на МК в Мариуполе Украина недополучит $0.5 млрд валютной выручки только в 2016 году", - пишут авторы.